Фамилия Сыровенко хорошо известна в Ненецком автономном округе: летчик Борис Сыровенко 45 лет бороздил небо Заполярья, его налет составляет без малого 25 тысяч часов. Его знают во всех деревнях и селах, и сам Борис Григорьевич назубок знает каждый населенный пункт. Вряд ли найдется местный житель, который не был пассажиром его «аннушки»
Встретились на выборах
Борис Григорьевич родом с Украины, из Винницкой области, окончил Кировоградскую школу высшей летной подготовки и в 1968 году приехал в Нарьян-Мар по распределению. Заполярный город стал его второй родиной.
…Какая девушка не мечтает о настоящей любви? Мечтала о ней, думается, и нарьянмарочка Аня, выросшая в большой семье начальника мебельно-бондарного цеха Печорского лесозавода Василия Калининского. Но люди послевоенного поколения были воспитаны были в строгости и труде. А потому на первый план у комсомолки, общественницы и красавицы Анны вышли, конечно, работа и общественная деятельность.
Аня начинала свою трудовую деятельность с работы в сберкассе, которая находилась в банке на Смидовича.
— Я работала инспектором-ревизором центрального Сбербанка и по всему округу летала, — рассказывает Анна Сыровенко. — Побывала на Вайгаче, на Колгуеве, где спать пришлось в спальном мешке… А как я добиралась из Белушья в Волонгу на катере!
Обратно поехали — попали в шторм, едва-едва причалили, и капитан катера сказал, что кто‑то среди них есть счастливый…
Этим счастливым человеком наверняка была юная Анна Калининская. Вскоре девушка повстречала будущего мужа, но познакомились они не в небе, не в командировке, как следовало бы ожидать, а… на выборах! В избирательную комиссию ее направил Сбербанк, а Бориса — Нарьян-Марское авиапредприятие.
Жена пилота
Анне было 19 лет, вскоре они с Борисом поженились. На свадьбе жена пилота Валерия Поздеева, ныне уже покойного, спросила невесту: «А ты знаешь, что такое быть женой пилота?» Но ей не дали сказать, перебили… А сказать она хотела о бессонных ночах и вечной тревоге за мужа. О непонимании, а порой и зависти людей. Когда Анна ждала первенца, в тундре разбился вертолет. И тут звонит ей некая «доброжелательница» и говорит: «А ведь это твой упал!»
А упал‑то вовсе не он… Ну зачем было звонить и злорадствовать?
В 1974 году Анна Сыровенко перешла на работу на авиапредприятие помощником командира эскадрильи. С работой прекрасно справлялась. Теперь же ее должность называется старший инспектор по летно-штабной документации.
— Анна Васильевна очень хороший человек, трудолюбивый, — рассказывает командир эскадрильи Ан-2 Сергей Личутин. — Терпения много надо, работа рутинная, но ошибаться нельзя. В сложных ситуациях всегда поддерживаем друг друга.
В любом коллективе есть такие тихие, незаметные люди, четко исполняющие свою работу. Не будет этих «гениев места» — и все разрушится, потому что они создают атмосферу доброжелательности, внимательного отношения друг к другу, следят за традициями. К тому же она — жена летчика, а это особая миссия…
Медаль Нестерова
Карьера Бориса Сыровенко, который летал уверенно и профессионально, изучил округ, быстро шла в гору: в 1970 году назначен командиром самолета Ан-2, через семь лет — командиром звена, в 1995‑м — командиром эскадрильи самолетов Ан-2… Он уходил на работу в шесть-семь утра, дети спали. Приходил с работы поздно, дети спали. Эскадрилья Ан-2 дежурила по санзаданию днем и ночью. Многие жители округа благодарны ему за спасение жизни при выполнении санитарных заданий.
Как было отмечено в одной из производственных характеристик Бориса Сыровенко: «Техника пилотирования отличная… Летать любит, в критических ситуациях не теряется, умеет принимать правильные решения». Именно это качество помогло командиру эскадрильи Борису Григорьевичу, летевшему в качестве проверяющего, и экипажу самолета «разрулить» опасную ситуацию, возникшую 6 ноября 2008 года при выполнении рейса Нарьян-Мар — Волоковая — Нижняя Пеша — Нарьян-Мар. Когда «аннушка» поднялась из Волоковой, в полете на малой высоте отказал двигатель. Нужно было садиться. Место для посадки оказалось не самым подходящим: с одной стороны болото, с другой — густой высокий лес… Было принято единственно правильное в этой ситуации решение — садиться на узкую полоску кустарников на границе леса, что позволило избежать лобового удара о большие деревья. Жизни пассажиров и пилотов были спасены. Комиссия установила, что двигатель отказал из‑за конструктивно-производственного дефекта, а Борис Григорьевич указом Президента Российской Федерации награжден медалью Нестерова.
Люблю свое дело
Не буду перечислять все профессиональные награды Сыровенко, скажу лишь, что заслуги его оценены по достоинству — присвоены звания «Ветеран Ненецкого автономного округа» и «Почетный гражданин города Нарьян-Мара».
— Борис Сыровенко — наш патриарх, он удивлял нас тем, что до 68 лет летал, а сейчас учит молодых пилотов, — говорит руководитель Нарьян-Марского авиапредприятия Валерий Остапчук. — Все убежали на большую технику, а он верен «аннушке». Считаю, что без этого самолета в российской глубинке не обойтись, такова инфраструктура провинциальных аэропортов. К сожалению, с 2012 года летные училища не учат пилотов на самолет Ан-2.
— Ан-2 — самый надежный самолет? — спросила я у Бориса Григорьевича.
— Он самый надежный, потому что нет другого. Летом в нем жарко, зимой холодно, шумно… Это все против человека и не для человека. А летчикам как на нем работать?
— Но вы же не бросили этот самолет!
— Потому что люблю свое дело. Профессиональных болезней хватает, но Анна Васильевна меня лечит, спасает. Я детей учу, а их у нас трое, что семья держится на маме — всегда.
Вот и получается, что Анна и «аннушка» — главные в жизни пилота Сыровенко. В свои 77 лет Борис Григорьевич продолжает тренировать экипажи самолетов Ан-2 уже не в воздухе, а на тренажере и является наставником молодых специалистов. Такими людьми предприятие гордится.