Архангельский журналист снял фильм, по которому будут учиться

Фильм Александра Антонова «Соловецкая школа юнг» был признан лучшей документальной картиной в Архангельской области в 2020 году. Сегодня его используют как учебное пособие и как эмоциональный рассказ о том героическом времени, когда подростки принимали в судьбе своей страны самое активное участие. Именно такие проекты позволяют историческим фактам выйти за границы простых строк в учебнике и стать частью личного эмоционального багажа тех, кто к ним прикоснулся.

Личная Книга Памяти

Александр Антонов
Александр Антонов

Александр Антонов — известный в Архангельске журналист. Фильм о юнгах стал второй серией исторического проекта «Телевизионная Книга Памяти», который он и его единомышленники посвятили живой истории Архангельска и Русского Севера. Первый фильм был посвящен жизни Архангельска и архангелогородцев в годы Великой Отечественной войны. Александра, инженера по образованию и узнаваемого в Архангельске телеведущего, увлекли непосредственное прикосновение к летописи родного края и возможность рассказать историю, общую для нескольких тысяч подростков, которым довелось сыграть немаловажную роль в эпоху Великой Отечественной.

— Тогда мы решили попробовать свои силы в таком непростом жанре, как документальное кино, с реконструкцией событий и воспоминаниями очевидцев о том, как жил город четыре военных года, — рассказывает Александр. — «Телевизионная Книга Памяти» задумывалась как некое наглядное учебное пособие для педагогов, которые могут использовать его в своей учебной или внеурочной деятельности. Ведь одно дело, когда учитель просто расскажет, другое — самим увидеть и услышать. Фильм получился. После этого встал вопрос о продолжении проекта — и появилась тема Соловецкой школы юнг. Примечательно, что именно эта тема впервые привела меня как журналиста на Соловки, когда школа юнг отмечала один из своих юбилеев. Уже тогда эти люди меня по‑настоящему потрясли, захотелось сделать что‑то большее. Для меня это был серьезный личный вызов — создать такой фильм, который был бы по‑настоящему интересным для зрителя — живым, эмоциональным.

За костюмами — на «Мосфильм»

К этому времени вокруг Александра сложилось целое творческое объединение единомышленников. Оно получило название «Хорошие люди». Фильм, посвященный соловецким юнгам, снимался в 2019 году. Проект поддержали правительство Архангельской области, а также ведущие лесопромышленные предприятия региона — группа компаний «УЛК» и АЦБК. Хорошим подспорьем стал и президентский грант. В итоге фильм получился современным и зрелищным, что важно для потенциальных зрителей-школьников.

История Соловецкой школы юнг в картине буквально оживает — благодаря как воспоминаниям непосредственных участников событий, так и актерам. Роли юнг сыграли ребята из Архангельского морского кадетского корпуса. И, судя по всему, хотя бы на миг оказаться на месте своих сверстников середины прошлого века было для юных артистов важным личностным опытом.

«Я не режиссер, я просто автор!» — скромничает Александр Антонов, рассказывая, что во время съемок ему приходилось быть и автором сценария, и грузчиком, и постановщиком. Главное, чем хорош фильм, помимо самого сюжета, работы оператора Артема Кирилкина и эмоциональных воспоминаний непосредственных участников событий, — это детализация, достоверность ощущения времени и места. Съемочная группа выезжала на Соловки, а также работала в Архангельске и окрестностях столицы Поморья. Для съемок удалось добыть старый грузовик-полуторку (его можно увидеть и в первом фильме «Хороших людей»). Была найдена копия кителя наркома ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова, а также морская форма военных лет, неотличимая от настоящей. Для этого съемочной группе пришлось окунуться в мир профессионального кино.

— Нам очень хотелось сделать чуть более чем просто киносюжет, причем сделать это максимально качественно в наших условиях. Поэтому, например, за формой я лично ездил в Москву на «Мосфильм», — рассказывает Александр. — Там есть для этого Дом реквизитора — огромная костюмерная в несколько этажей, где можно найти одежду любых исторических эпох, причем многие из вещей уже «работали» на экране. Аренда их, правда, обходится недешево. Вообще же сейчас, после всего этого опыта, я могу сказать, что кино — это не столько праздник и радость, как кажется со стороны, но тяжелейшая работа. Особенно когда приходится многим заниматься самому.

Видеокамера делает историю бессмертной

Съемки на Соловках проходили в том числе непосредственно в Савватьево, где жили юнги Великой Отечественной. Аура места придала работе с ветеранами особую атмосферу и проникновенность. Авторы смогли записать интервью нескольких бывших юнг, живущих сегодня в самых разных уголках России. Причем из Архангельской области был лишь один из них — вельчанин Гурий Николаевич Волыхин. Сегодня его уже нет в живых, но фильм он посмотреть успел… Одну из сцен, которая на экране в итоге длится 30 секунд, пришлось снимать порядка семи часов, а чтобы сделать кадры рытья землянок юнгами более убедительными, пришлось съездить на выбранную локацию дважды — весной и осенью.

Гурий Николаевич Волыхин поступил в школу Соловецких юнг в 1945 году. В 1946 году стал рулевым на одном из тральщиков, обезвреживавших акваторию Балтийского моря от мин
Гурий Николаевич Волыхин поступил в школу Соловецких юнг в 1945 году. В 1946 году стал рулевым на одном из тральщиков, обезвреживавших акваторию Балтийского моря от мин

Фильм о соловецких юнгах отмечен как лучший документальный фильм в Архангельской области по итогам года, получил две золотые медали на конкурсе «Патриот России». Но особо лестными для себя авторы считают положительные рецензии профессиональных историков Поморья, таких как Роман Болдырев и Андрей Репневский.