О смыслах Года педагога и наставника
Каково это — быть студентом двух легендарных ректоров пединститута? В чем благо и в чем трудность модернизации образования? Как вдохнуть в новые стены новую жизнь? И почему узкий специалист подобен флюсу? Об этом и многом другом мы беседуем с министром образования Архангельской области Олегом Русиновым.
«Люди, до которых нужно дорасти»
— Олег Владимирович, в этом году мы много говорим о наставниках, причем в широком смысле этого слова. А кем были ваши наставники на протяжении всего пути — в школе и вузе, в аспирантуре, в профессиональной деятельности?
— Получилось так, что в выборе профессии я ориентировался на своего учителя истории Нину Алексеевну Корельскую, которая стала для меня образцом и определила мой жизненный путь: окончив архангельскую школу № 30, я поступил на исторический факультет АГПИ.
Это было начало 1980‑х годов. Мне посчастливилось учиться у преподавателей, которые являлись личностями огромного масштаба. Назову два главных имени — Анатолий Александрович Куратов и Георгий Георгиевич Фруменков.
— Это и в самом деле счастье — учиться у двух легендарных ректоров Архангельского пединститута…
— Только с течением жизни я стал понимать, как много они мне дали — начиная с умения подать материал и заканчивая выстраиванием человеческих отношений.
Участник Великой Отечественной войны, военный корреспондент Георгий Фруменков вел у нас курс отечественной истории и был руководителем моей дипломной работы. Я запомнил его как человека живого, энергичного, оптимистичного, с прекрасным чувством юмора.
Анатолий Куратов, принимая у нас экзамены по археологии, обращал внимание не на знание дат и фактов, вызубрить которые может любой, а всегда старался дойти до сути. Помню, что свою оценку по археологии я заработал довольно просто: во время предэкзаменационной консультации спросил, чем тепе отличается от телля. И на экзамене Анатолий Александрович начал задавать мне вопросы, связанные с этой темой.
— А как вы попали в онежскую школу № 1 и кто вас поддерживал там?
— В Онегу я уехал по распределению. Там моими наставниками стали учитель истории Галина Александровна Коногина и учитель русского языка Галина Васильевна Сокольникова. Кроме того, я много общался с директором школы Петром Якимовичем Цурканом и учителем физкультуры Сергеем Ивановичем Гаркавенко: мы вместе занимались спортом, играли в шахматы и нарды. Эти люди не читали мне нотаций — они воспитывали своим примером, своим поведением…
Недавно я был в Онеге в командировке, заходил в первую школу — и с радостью встретился с Галиной Васильевной и другими педагогами.
Отработав в школе, я поступил в аспирантуру на кафедру новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ. Конечно, годы аспирантуры связаны с моим научным руководителем Львом Николаевичем Ереминым. Я очень многому у него научился и могу признаться, что с некоторым опозданием начал понимать, что это был за человек. Это в целом уникальное поколение — люди, которые родились до Великой Отечественной войны. Они хорошо знали, что такое жизнь, и умели ее ценить.
— И после аспирантуры вы вернулись в ПГУ?
— Да, причем я пришел работать на родную кафедру, выпускником которой был. Среди преподавателей и ученых, окружавших меня, тоже были люди, до которых я хотел попытаться дорасти: например, Анатолий Андреевич Семин, Николай Иванович Долганов.
И еще назову имена людей, с которыми я начинал работать в комитете комсомола. Это Ирина Робертовна Луговская и Елена Николаевна Старостина. Впоследствии мы стали коллегами не столько по педагогической, сколько по административной линии, но их опыт всегда был полезным для меня. Я до сих пор иногда смотрю их глазами на ту или иную ситуацию.
Единство формы и содержания
— Вы работаете в системе образования с 1986 года. Как вам кажется, какие годы были для отрасли самыми благоприятными?
— Я бы не стал оценивать или сравнивать какие‑либо периоды в нашей истории. Машину времени еще никто не изобрел, вернуться в прошлое нельзя. Но мы можем взять из прошлого лучшее — то, что всегда приносило результат, — и работать с этим уже на новом уровне, учитывая, как изменились наши дети и их восприятие мира. Так, например, сегодня мы вернулись к подходу, когда образование и воспитание идут рука об руку, не вытесняя и не подавляя друг друга.
Я считаю, что сейчас в системе образования происходят весьма позитивные процессы. Меняются подходы к образованию и их смысловая нагрузка, появляются новые методики преподавания и новое оборудование. Это модернизация, которая делает работу учителя интереснее и содержательнее как для него самого, так и для ребят.
Хотя модернизация — это нелегко, и с людьми, которых она затрагивает, нужно много разговаривать, убеждать их, содействовать им, сопровождать и обязательно показывать конкретный результат. Доказывать, что этот результат — системный, качественный.
— Это, например, какой?
— Возьмем простой пример — капитальные ремонты школ по президентской программе модернизации систем образования. Да, мы ремонтируем фундаменты, кровли, фасады, входные группы, классы, пищеблоки, библиотеки, спортзалы, мастерские, актовые залы, коридоры, санузлы; обновляем инфраструктуру. И получаем красивую форму. Но обновление формы должно повлечь за собой обновление содержания — как с точки зрения образования, так и с точки зрения воспитания.
— Давайте сначала обозначим количественные результаты программы.
— За 2022 год капитально отремонтированы 17 школ в 11 муниципальных образованиях. То есть к современным требованиям приведено около 5,5 тысячи учебных мест. На это затрачено порядка 1,3 миллиарда рублей из федерального бюджета, 180 миллионов рублей из областного и 18 миллионов — из муниципальных бюджетов. На всех уровнях власти и в образовательных коллективах проделана гигантская работа.
На текущий год были запланированы капитальные ремонты в 20 школах девяти муниципальных образований. Эта работа затрагивает 11,7 тысячи учащихся. С 1 сентября начали работу 12 учреждений, в октябре и ноябре — еще три, к началу декабря — две. В трех школах работы пока продолжаются.
Объем средств составил 827 миллионов рублей из федерального бюджета и 430 миллионов — из областного. Областное финансирование было предусмотрено на работы вне перечня, определенного федеральной программой. Кроме того, 116 миллионов рублей выделили муниципальные бюджеты.
По президентской программе учреждения получают новую мебель, компьютерную технику, робототехнику, 3D-принтеры, интерактивные панели и рельсовые системы, оборудование для пищеблоков, спортивный инвентарь, лаборатории для кабинетов физики, химии и биологии, оборудование для кабинетов технологии и библиотек, школьные метеостанции и многое другое.
По результатам отбора, проведенного Минпросвещения России, в программу включено десять объектов с двухлетним сроком реализации (2024–2025 годы): Красноборская школа, архангельские школы № № 14, 52 и 11, Уемская школа, Шипицынская школа, гимназия № 4 Вельска, Соломбальская коррекционная школа-интернат, Верхнетоемская школа, школа № 1 Котласа. В однолетний цикл (2024 год) планируется отремонтировать шесть объектов: это северодвинские школы № 11 и № 20, Эколого-биологический лицей Архангельска, мирнинская школа № 3, новодвинская школа № 3, Ильинская школа.
— А какие качественные изменения уже произошли?
— Мы видим более активную вовлеченность в программу инициативных групп и преподавательского сообщества. Например, ремонт школы № 4 в Коряжме стал настоящим коллективным творческим делом, ради которого объединились региональная и муниципальная власть, бизнес и общество, и в итоге город получил абсолютно новую школу, несущую совершенно новый смысл.
Действие инфраструктурного проекта позволило создать в школах благоприятную предметно-пространственную среду: здесь появляются центры детских инициатив, открываются театральные студии и спортивные клубы, создаются военные и краеведческие школьные музеи. Даже новый дизайн школ несет образовательную и воспитательную нагрузку.
А главный способ определить, получилось ли у нас вложить в новую форму достойное содержание, — поговорить с родителями и детьми. Я всегда провожу встречи с учениками, когда бываю в командировках в городах и районах области, от них я получаю реальную обратную связь.
Не так давно у меня произошел интересный разговор с коллегой, ребенок которой учится в архангельской 21‑й гимназии, капитально отремонтированной в 2022 году. Я спросил: «Как дочь?» «Она очень расстроена», — был ответ. Что такое? Оказалось, девочка сидит на больничном, а в это время в школе кипит жизнь. Понимаете? Ребенок грустит не о стенах, а о жизни в этих стенах.
Костер внутри тебя
— В последнее время государство уделяет огромное внимание профориентации…
— В Архангельской области всегда уделялось большое внимание этим вопросам. У нас открыты профильные классы — психолого-педагогические, лесные, медицинские, инженерные и другие. Причем, организуя такой класс, мы всегда предусматриваем тесную связку: школа — профессиональная образовательная организация — предприятие. Как пример — лесной класс в Новодвинске, где также, с одной стороны, работает Новодвинский индустриальный техникум, вошедший в этом году в федеральный проект «Профессионалитет», а с другой — Архангельский ЦБК.
— При этом до сих пор нет-нет да приходится убеждать родителей выпускников, что система СПО сегодня кардинально меняется и дает своим учащимся большие возможности.
— Причем изменения, которые происходят в среднем профессиональном образовании благодаря проекту «Профессионалитет», это именно качественные, содержательные изменения. Тот же Новодвинский индустриальный техникум стал ядром образовательно-производственного кластера «ПрофиПром», куда вошли, с одной стороны, 13 техникумов и колледжей, с другой — пять ключевых работодателей: АЦБК, лесозавод № 25, Новодвинская ремонтно-строительная компания, ГК «Титан», Архангельский фанерный завод. По аналогичному принципу создаются педагогический кластер «ПРОобразование» и медицинский «МедиПроф».
Студенты СПО, с которыми я беседовал, как правило, рассказывали, что считают правильным свой выбор и им нравится учиться. А вам бы не понравилось, если бы, например, токарному делу вы бы обучались на станках с числовым программным управлением? Если бы в вашем колледже были мастерские с суперпрофессиональным оборудованием? Если бы практику вы проходили на специальном учебно-производственном участке, созданном на базе предприятия?
— Какие профориентационные программы вы считаете наиболее эффективными?
— Пожалуй, это федеральный проект «Билет в будущее», который работает уже не первый год. В рамках этого проекта с 1 сентября в школах введен профминимум, а по четвергам проводятся уроки профориентационного характера «Россия — мои горизонты».
— Зачем создавался Центр опережающего профессионального обучения, который начал работать с 1 сентября?
— В центре концентрируется вся работа по профориентации, профессиональному самоопределению, изучению конъюнктуры рынка труда, взаимодействию с представителями центров занятости и работодателями, выявлению кадровых потребностей, обучению мастеров производственного обучения и преподавателей, привлечению в образовательный процесс производственников. Причем эта работа подразумевает умение думать и просчитывать свои действия на перспективу. Быть хотя бы на один шаг, но впереди.
Понятно, что в одиночку центр этого не сделает, ему нужно содействие со стороны нашего профессионального сообщества и работодателей. Работодатели, производственники сегодня больше не сторонние наблюдатели, они участники процесса по обеспечению экономики квалифицированными кадрами и могут управлять им.
— Олег Владимирович, к вопросу о правильном выборе профессии. Готовя этот номер, мы еще раз убедились: каким бы ни было финансирование, техническое оснащение и так далее — за любым успехом сначала стоит «горящий» человек. А не наоборот.
— Можно бесконечно перечислять определения хорошего педагога: компетентный, профессиональный, обладающий такими‑то знаниями — но если у него не будет простого чувства неравнодушия, небезучастности и любви к детям — пиши пропало. Это подобно костру внутри тебя, который нужно поддерживать всю жизнь.
Вы знаете, я уверен, что учителю нельзя замыкаться на своем предмете, нельзя считать, что ты чего‑то добился — и на этом можно успокоиться. Помните, как говорил Козьма Прутков? Узкий специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя. Растите в себе желание все время идти вперед — и тогда спустя 20 лет вы встретите на улице человека, который скажет: «Иван Иванович, здравствуйте, а это я, вы меня учили. Спасибо!»