Дорожная машина, традиционно вызывающая наибольший интерес у горожан и журналистов, — комплекс горячей регенерации асфальта, а его главная «звезда» — разогреватель Ecoheater.

Подобных комплексов в России буквально единицы, поэтому расскажем о нем подробнее.

Единственные в России

В настоящее время парк ООО «Севзапдорстрой» насчитывает около 200 единиц дорожной техники. В их числе разогреватель асфальта Ecoheater KAPH 8 (производитель — Kalottikone Ltd., Финляндия), который применяется для ступенчатого нагревания асфальтобетонного дорожного покрытия. Эта технология очень активно используется для ремонта дорог в Скандинавских странах. В России финских комплексов, подобных работающему в Архангельске, нет, однако несколько предприятий используют аналогичную технику — например, в Саранске.

Началось все с того, что в 2003 году представители «Севзапдорстроя» съездили в Финляндию и увидели диковинную тогда машину вживую. Как рассказывает главный технолог предприятия Дмитрий Применко, после поездки мечтали об этой машине три года (оборудование очень дорогое) и наконец приобрели. Первым объектом, на котором поработала новая техника, стал ремонт Объездной дороги в Архангельске, произведенный в 2008 году. На сегодняшний день с помощью этой технологии специалисты «Севзапдорстроя» в Архангельской области отремонтировали более 200 километров городских, региональных и федеральных дорог. А благодаря эффектному внешнему виду процесса горячей регенерации, и особенно — использованию живого огня, архангелогородцы быстро прозвали машину «Горынычем».

Технология себя оправдала

Принцип работы комплекса довольно прост. «Поезд» из дорожных машин, основой которого являются нагреватель и ремиксер, нагревает старое асфальтовое покрытие, фрезерует его, в снятое покрытие добавляет битум или восстанавливающий реагент, а также новую горячую асфальтобетонную смесь. Перемешанную смесь вновь укладывают на дорожное основание за один проход. При этом возможна одновременная укладка дополнительного слоя износостойкого покрытия. Завершают процесс дорожные катки, которые уплотняют покрытие. Без учета работников асфальтобетонного завода (АБЗ) обслуживают комплекс в момент его работы всего девять человек.

— Несмотря на кажущуюся простоту, использование данной технологии требует проведения большого комплекса подготовительных работ, в которых задействованы, в частности, лаборатории, анализирующие пробы старого покрытия и составляющие его карту перед началом основных работ. Также приходится дополнительно много работать с дорожными колодцами. Тем не менее, после десяти лет использования могу сказать, что эта технология себя полностью оправдала. Наше предприятие планирует использовать ее и в будущем, — рассказывает Дмитрий Применко.

Экономичность и экологичность

Плюсов у данной технологии множество. Прежде всего, это ее экологичность: 100 процентов старого асфальтобетонного покрытия подвергают вторичной переработке и использованию. Практика повторного использования материалов является признанной во всем мире. Например, в Соединенных Штатах повторно используется асфальтобетона больше, чем в России всего выпускается за год.

Далее — возможность провести полную регенерацию асфальта на участке дороги за один проход техники. При этом существует множество способов улучшить асфальтобетонную смесь благодаря дополнительным добавкам. При работе комплекса не только обновляется верхний слой дорожного пирога, но и ликвидируются трещины в нижних слоях. А качество регенерированной асфальтобетонной смеси соответствует свежей. Высокая же производительность оборудования позволяет сократить сроки работ в несколько раз: за рабочую смену работающая в Архангельске установка способна обновить порядка четырех тысяч квадратных метров покрытия.

Оборудование также не представляет опасности для участников дорожного движения, так как занимает лишь одну его полосу. Экономическая эффективность составляет до 30 процентов сметной стоимости работ: происходит экономия материала для асфальтобетонной смеси за счет использования старого асфальтобетона, а также ГСМ, исключаются трудозатраты на приготовление новой смеси. Самое же главное — использование данной технологии дает возможность увеличить сроки между капитальными ремонтами дороги за счет повышения прочности дорожного покрытия.

Справка

Предприятие «Севзапдорстрой» под своим нынешним названием существует 21 год. За это время компания ввела в эксплуатацию более 1000 километров автомобильных дорог. Однако по‑настоящему его история началась в 1991 году в Коношском районе, когда в одноименном поселке начал работать дорожный участок только что созданной дорожной фирмы ТОО «Волошка».