Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея, рассказывает, где, когда и как родился отечественный флот
Воронежу ответили еще в XIX веке
Когда в 1894 году воронежский губернатор обратился к императору Александру III с просьбой признать первенство Воронежа как родины российского флота, эта бумага пошла по инстанциям в Санкт-Петербурге. Сохранилось все архивное дело, начиная от запроса, заканчивая ответом императора. И все инстанции и чиновники, через которых проходил запрос, включая Морское министерство, Морской научный комитет, полицмейстера российского, не признали Воронеж родиной флота.
Основывались они на конкретных фактах. Вот цитата из проекта ответа императора: «Ранее спуска 2 апреля 1696 года в Воронеже трех военных галер — „Принципиум“, „Святого Марка“ и „Святого Матвея“ — был заложен царем в 1693 году на Соломбальской верфи 24‑пушечный корабль. В начале 1694 года был спущен корабль, а пока корабль вооружался, на яхте „Святой Петр“ царь ходил в Соловецкий монастырь. Купленный в Голландии корабль „Святое пророчество“, „Апостол Павел“ и яхта „Святой Петр“ плавали с царем до Святого Носа в 1694 году, то есть ходили в океан, а потому событие это относится гораздо более к зарождению флота, чем постройка флотилии в Воронеже и действия ее на реке Дон».
«Орел» и другие версии
До Петра судостроение существовало, но это были разовые попытки. Например, строительство судна «Орел» в селе Дединово (Коломенский уезд). Но признавать его первенство для отечественного Военно-морского флота и государственного флота в целом — некорректно. Этот парусный корабль, построенный по указу Алексея Михайловича, дошел только до Астрахани и в море так и не вышел. На нем был полностью иностранный экипаж, частично плененный, частично разбежавшийся во время восстания Степана Разина. Корабль был отведен в одну из волжских проток, где со временем сгнил.
Вторая попытка строительства флота также была связана с именем отца Петра I Алексея Михайловича. Он строил флотилию, которая нашла применение в первой Северной войне: блокада Риги велась с суши и с воды. Но в связи с тем, что началась эпидемия чумы, пришлось отступить, завоевания отошли шведам. Судьба этого флота неизвестна.
Петр и «Святой Петр»
В официальный ответ воронежскому губернатору цитата из проекта, приведенная выше, вошла не полностью. Но все авторы обоснования отмечали: Архангельск был первым. Авторы основывались на первых исследованиях Морского научного комитета, и при подготовке они разбирали бумаги в Санкт-Петербурге. А основные документы 1693–1694 годов находились в Москве. Многие вещи им приходилось домысливать.
В связи с недавним юбилеем Петра I мне пришлось разбираться в тех событиях. В моей новой книге «Петр I в. Архангельске» есть глава, посвященная вопросам флота.
К приезду царя в Архангельск в 1693 году была построена 12‑пушечная адмиральская яхта «Святой Петр». А это наиболее популярный в Европе тип скоростного маневренного боевого корабля (тогда, кстати, военные корабли называли судами, а торговые — кораблями).
В литературе xix века говорится, что Петр спонтанно сорвался в Архангельск. Но это не так. Царь впервые пробует управление судном в Москве на ботике на реке Яузе. Потом перебирается в Переславль, где учится строить кораблики, спускает их на воду на озере, катается и понимает, что в озере тесно. Ему предлагают в качестве альтернативы Кубенское озеро под Вологдой. В 1692 году он едет туда и остается недоволен: какой смысл менять шило на мыло, тем более что вологодское озеро находится в пять раз дальше, чем переславское. И он решает ехать в Архангельск.
Петр дает привилегию купцу и своему учителю Францу Тиммерману на строительство торговых судов в Архангельске и Мезени. В марте в Архангельск посылают бригаду голландских кораблестроителей, которым поручено построить путевой дворец из четырех зданий на Мосеевом острове и яхту — первый военно-морской корабль. Инженерный состав кораблестроителей был из голландцев, а рабочие руки — русские. В мае помощник царя Франц Лефорт пишет в Швейцарию матери и брату, что 4 июля они выезжают в Архангельск. Так и происходит. Петр настолько был впечатлен яхтой, что в первые дни никуда не выезжает с Мосеева острова, игнорируя церковные праздники и салют. Он знакомится с экипажем «Святого Петра». Команда была наемная, иностранная, но как владелец и первый командир судна царь решил, что половина команды должна набираться из русских, чтобы иностранцы учили русский язык и передавали опыт.
В 1693 году Петр сам учился морскому делу в Архангельске. И на первые русские военные суда, уходящие в походы, полагалось брать половину экипажа из холмогорских стрельцов. Царь отменяет поездку на Соловки и уходит сопровождать иностранный караван. Доходит до горла Белого моря, возвращается сюда и ставит «Святой Петр» на городской рейд под новым флагом — флагом царя Московского — российским триколором. Архангельск — не родина русского флага, его шили не здесь. Но здесь прошла первая демонстрация флага.
Кроме того, Петр поднимает вымпел, состоящий из русского триколора, интегрированного с Иерусалимским флагом (этот вымпел до 1917 года хранился в Архангельске, а потом пропал). Был поднят Иерусалимский флаг, тот самый, который потом Петр подарит архиепископу Афанасию. Архиепископы Холмогорские и Важские будут единственными церковными служителями, имеющими свой военно-морской флаг. С 1693 по 1704 год, пока не будет принят Андреевский флаг, русский триколор с двуглавым орлом по центру полотнища будет первым российским военно-морским флагом.
Именно в 1693 году был сделан первый шаг в строительстве флота. 6 сентября Петр собирается у архиепископа Афанасия с ближними боярами, которые приехали с ним в Архангельск, и со своими так называемыми потешными, офицерами новой армии. В летописи перечисляется, о чем Петр говорил во время трапезы, в частности «…о водном путешествии морском и речном кораблями». А в «Предисловии к доброхотному читателю» Морского устава (1720 год) Петр фактически пишет о принятии решения о создании флота.
Рождение флота
Затем Петр приказывает построить фрегат «Святой Павел». Он назначает воеводой Федора Апраксина и посылает в Архангельск новых кораблестроителей. Во время очередного визита в город в 1694 году он подрубает канаты и торжественно спускает фрегат — второй свой корабль — на воду и вооружает его, установив 24 пушки, привезенные из Москвы.
Какова была к тому моменту структура верфи — неизвестно. Факты говорят о том, что Петр не мог заложить верфь и корабль, но он отдал приказ. Документы об этом событии не сохранились, поэтому сложилась легенда, что «Святой Павел» был торговым судном. Однако по приказу это был фрегат, получивший 24 пушки. Торговые суда подобным образом не вооружались: самое большое число орудий, которое мне встречалось в документах, — 14. Больше пушек — меньше груза.
Кроме того, путаница связана и с названиями: «Святой Павел» и «Святой апостол Павел». Тогда не существовало системы названий кораблей. И в Архангельске было как минимум три судна с аналогичными названиями: фрегат «Святой Павел» и два торговых корабля «Святой апостол Павел» — государственный и частный.
Пока «Святой Павел» достраивался, из Голландии пришло закупленное 44‑пушечное «Святое пророчество». А это либо большой фрегат, либо корабль, который по типу позже стали относить к линкорам. Тогда же царь отправляется на Соловки на яхте «Святой Петр» в знаменитый поход, когда он чуть не погиб, чудом спасся и поставил крест в районе Пертоминского монастыря.
После прихода «Святого пророчества» Петр назначает на каждое судно командира. Три боевых корабля составляют первую российскую военно-морскую эскадру, которой командует сам царь. Эскадра отправляется из Архангельска в поход с выходом дальше мыса Святой Нос, то есть в океан. Это первая военно-морская конвойная операция русского флота. Вот оно — рождение российского Военно-морского флота.
В Воронеж через Архангельск
На 1695 год Петр планирует поход по Каспийскому морю. Он заказывает в Голландии галеру. Она приходит в Архангельск, где ее разбирают, благополучно перевозят в Преображенское под Москвой, вновь собирают и по ее подобию строят флотилию для похода. Но начинается война за Азов. Петр уходит на войну и начинает понимать, что береговую крепость у моря без флота взять невозможно. Галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей» перевозят в Воронеж. «Принципиум» — тот самый оригинал, который пришел из Голландии в Архангельск. Два других судна построены по его образу. И вот на этом факте и базировались притязания воронежцев.
В Воронеже начинается период активного судостроительства. Образуются многочисленные кумпанства. Качество судов — разное. Но собранные галеры приняли участие в бою на Дону, в котором были побеждены турки. Однако в данном случае речь все-таки о речной флотилии. Морские суда появятся позже.
Рождение купеческого судостроения
Государственное судостроение в Архангельске на какое-то время затихает, зато начинает развиваться купеческое. Еще в 1693 году Петр посетил братьев Бажениных в Вавчуге, осмотрел их пильные мельницы и дал им привилегию на право массового лесопильного производства и продажи леса на экспорт. Баженины этим прекрасно воспользовались, и к 1695 году у них возникает кризис перепроизводства. Они обращаются к Петру с просьбой о строительстве судов для экспорта леса. Петр фактически переписывает на Бажениных привилегию Тиммермана, который ею не воспользовался. В 1700 году закладываются первые кораблики, а в 1704‑м под русскими коммерческими флагами они уходят с грузами в Европу. И это рождение российского регулярного купеческого судостроения.
Строительство морских судов Баженины переносят в Архангельск, первоначально — на место нынешней «Красной Кузницы». Примерно в 1734 году они перебираются на бывшее Архангельское адмиралтейство.
Первая серия
И тут нельзя не вспомнить Елизария Избранта — бывшего немецкого купца голландского происхождения. Он жил в Архангельске, потом перебрался в Москву, возглавил российское посольство в Китае, вернувшись, занялся оружейным производством, а затем переехал в Воронеж строить суда. Понимая бесперспективность строительства судов в Воронеже, он перебирается в Архангельск.
В 1700 году он закладывает в Соломбале шесть флейтов — морских транспортных (торговых) судов. По приказу Избрант должен был построить серию из 4–5 судов, но леса оказалось заготовлено больше — и он построил больше. Это была первая серия в российском судостроении. В мае 1701 года первые пять судов были спущены на воду. Шестое — на полтора месяца позже. Качество судов было на высочайшем уровне.
Избрант сформировал полноценную верфь, подробное описание которой было сделано уже в 1701 году. Благодаря этому мы знаем, какие здания, с каким функционалом были там построены. Это первые документальные подтверждения наличия полноценной верфи в Архангельске. Верфь, ведущая строительство по госзаказу, должна быть защищена. По идее, вокруг нее нужно строить крепость. Но параллельно с Новодвинской строить еще одну крепость — накладно. Решили перенести производство подальше с глаз — выше по течению, в деревню Сийский Бык, которая располагалась в районе нынешнего водозабора и магазина «Мега». И там оборудуется полноценное адмиралтейство: еще одна вервь с доками строится в Архангельске.
К приезду царя в 1702 году там были построены малые фрегаты «Святой Дух» и «Курьер», которые Петр спустил на воду. А уезжая из Архангельска, Петр лично закладывает еще один малый фрегат — «Святой Илья», который проявит себя во второй половине Северной войны и окажется одним из самых эффективных в составе русской эскадры на Балтике. Он сможет захватить шведский военный корабль.
И дальше военное судостроение в Архангельске выходит на плавные рельсы: здесь регулярно строятся суда как для Севера, так и большая серия одномачтовых буеров — яхт, которые отправляются на Балтику. Их предназначение — действия в прибрежных зонах и реках.
Крупнейшая парусная верфь
В 1715 году Петр приостанавливает военное судостроение в Архангельске, оставляя только промысловое государственное. К тому времени уже основан Петербург, появились Олонецкая, Охтинская и другие верфи. Император очень надеялся, что для Балтики этого будет достаточно. Однако весь дуб на Северо-Западе России, который предназначался под петербургское судостроение, был вырублен. А в силу особенностей реки верфи на Неве оказались неэффективными для строительства больших глубоководных судов.
Эти трудности приводят к тому, что в 1734 году в Архангельске возобновляется военное судостроение. А в связи с тем, что опасности нападения шведов на Архангельск уже нет, выбирается более удобное, расположенное ближе к морю, глубоководное место. Возобновленное в Соломбале Архангельское адмиралтейство становится крупнейшей парусной судоверфью в России.