Более 12 тысяч экспонатов состоят на учете в фондах Мезенского историко-краеведческого музея — и у каждого есть своя история
Прекрасно понимаю, что значит для музейщика заметить неподдельный интерес, услышать ожидаемый вопрос, увидеть перед собой слушателя. Хранитель фондов Мезенского историко-краеведческого музея Людмила Николаевна Окулова, ныне исполняющая обязанности директора филиала, останавливаясь около каждого экспоната, стенда, витрины, увлекается. Историческая справка обрастает подробностями, историями, отступлениями. Реплика превращается в короткое эссе, а абзац — в новеллу…
Каждый экспонат — часть жизни
В следующем году 18 января Мезенский историко-краеведческий музей отметит свое сорокалетие. А сама Мезень в 2020-м — свой 240й день рождения. Но в музей вместились не только два с половиной века истории Мезенского и Лешуконского края. Тут живут тысячелетия. Несколько сотен экспонатов выставлены в залах. В десятки раз больше — в запасниках. И у каждого есть своя история.
Вот в чем отличие небольших музеев в глубинке от крупных центральных: тут каждый глиняный черепок, наконечник копья или отпечаток доисторического рептилоида на виду. О найденной в подвале в 1960-е годы, а поступившей в музей в 1980-е бутылке шустовского коньяка расскажут, как о тициановской Венере. Потому что она — тоже часть жизни города и его жителей.
Они ходили до Груманта и Тихого океана
Жители Мезенского края — особая песня. Мне кажется, что малонаселенность этих земель повысила ценность каждого человека. Предмет гордости — мезенцы, принимавшие непосредственное участие в освоении Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Жители Мезени славились своим хладнокровием в трудных морских плаваниях и умением выживать в суровых условиях Крайнего Севера.
Они ходили до Груманта (архипелаг Шпицберген) и Тихого океана с Дежневым, Чичаговым, Литке, Пахтусовым и Крузенштерном… Открывали новые земли, давали им свои имена. Остров Личутина, бухта Откупщикова, мыс Рахманина, губа Инькова, Шараповы кошки, хребет Рогачева… Они били зверя и ловили семгу и треску в Белом и Баренцевом морях. Рубили дома, ковали серпы и косы, шили лодки и морские карбасы, ткали полотна, мастерили из глины ладки и крынки, выделывали кожу…
И все это нашло отражение в музейной экспозиции. Гости знакомятся с укладом жизни и обычаями поморов, традиционными мезенскими промыслами и ремеслами.
Залы как будто стали просторнее
В далеком уже 2005 году приехали мы на презентацию книги «Окладникова слободка». Перед собранием в Доме культуры нас принимали в музее. И потому сегодня есть с чем сравнить. Изменения в лучшую сторону, которые мы видим в экспозициях Архангельского краеведческого музея, не обходят стороной и его филиал — музей мезенский. Теснота, скученность предметов, невысокая информативность подписей окупались знаменитым мезенским гостеприимством и потрясающими рассказами известного краеведа, почетного гражданина Мезенского района Василия Дранникова. И кофе по-мезенски с пирогами, калитками, черным пряником.
В этот раз вдруг залы показались просторнее. Про самый современный стиль выстраивания экспозиций и не говорю. Так ведь музей — это же не только выставки, экскурсии. Это же еще и воспитание будущего посетителя. Приобщение к мастерству. В музее проходят лекции для школьников, мастер-классы, гости вместе с народным мастером художественных промыслов Архангельской области Людмилой Владимировной Окуловой постигают секреты изготовления куклы-оберега. Традиционно в феврале собираются со всей области и из-за ее пределов краеведы, литераторы, историки и архивисты на Поморские краеведческие чтения.
Тернистый путь по истории
Открываются новые выставки. Лишь один месяц прожила маленькая экспозиция (всего пять рулонных планшетов и одна витрина с предметами) «Тернистый путь к православию» — из тех, о которых говорят: при минимуме средств — максимум информации. Воистину тернист был путь коренного ненецкого населения к вере Христовой. Да он и продолжается, в других, правда, обстоятельствах, с другими последствиями.
«По страницам «Жития протопопа Аввакума…» приглашает пройтись межрегиональная выставка, посвященная 400-летию со дня рождения идеолога старообрядчества, образцового защитника канонов старой веры и русского писателя Аввакума Петрова. Эту большую дату будут широко отмечать в России в 2020 году.
И обо всем, обо всем здесь можно поговорить с сотрудниками музея. Они будут только рады.
Предмет гордости — мезенцы, принимавшие непосредственное участие в освоении Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Жители Мезени славились своим хладнокровием в трудных морских плаваниях и умением выживать в суровых условиях Крайнего Севера.