Профессора Валентину Лукину называют второй мамой многие поколения дорожников Архангельской области и других регионов, где сегодня работают выпускники дорожной кафедры АЛТИ — САФУ. Это более 1700 инженеров дорожного дела, которые прошли через ее лекции — и душу. О дорогах, объединяющих людей, регионы и эпохи, мы побеседовали с Валентиной Алексеевной после презентации ее книги «Alma Mater дорожников Поморья», посвященной 60‑летней истории архангельской дорожной кафедры.

Помню немецкую свастику в небе над Архангельском

— Мои родители приехали в Архангельск из деревни в Вологодской области. Отец подался на Север на заработки вместе с компанией друзей — на селе тогда просто нечего было есть. Мама приехала на три года позже. Познакомились они уже в нашем городе, где впоследствии я и родилась. Мы вчетвером жили в Затоне в бараке с печным отоплением, в комнате площадью, наверное, метров шестнадцать.

Нашим с сестрой воспитанием родителям заниматься было некогда, особенно в годы войны, когда основная задача стояла — накормить. Можно сказать, что воспитывала нас улица.

Когда началась война, мне было четыре года. С тех лет отчетливо помню только один эпизод — как немецкие самолеты летают над Архангельском: сначала слышен только звук самолета, я выглядываю в окно и вижу его близко, даже знаки на крыльях, эту свастику… Мы с соседскими детьми, без родителей во время бомбежки сидим на кровати с панцирной сеткой — и молимся. Не знаю, откуда это. Наверное, просто инстинкт…

В Архангельск приходили суда союзников с помощью. Консервы в плоских банках как-то появлялись иногда у нас в доме.

Отец воевал, был тяжело ранен, целый год его держали в полевом госпитале, потом в эвакуационном. В 1944 году его комиссовали домой с гангреной. Видимо, он хорошо понимал, что умирает, говорил друзьям: «Я свои кости домой привез. И посмотреть на девок». В январе его привезли, а 30 марта он скончался на руках у мамы, которая работала санитаркой, в глазном отделении.

На Мхах паслись козы со всего города

— Надо отдать должное женам погибших в Великую Отечественную воинов, это были сильные и самоотверженные женщины. При маме всегда был огород, хотя бы грядка картошки. Она также всегда держала пару коз, и мы возили их пастись за реку, на остров. В 1948 году, когда сестра стала поступать в техникум, мы из Исакогорки переехали сначала на Кегостров, а потом в Архангельск. Удалось купить щитовую хибару в районе, как его называли, «шанхай» — это на месте нынешней онкологической больницы. Стены в домике — две доски, между ними забит опилок. Условия, конечно, ужасные, но сравнивать было не с чем.

Со всего города собиралось три стада коз — с Кузнечихи, с центральной улицы (это сейчас Воскресенская) и с улицы Урицкого. Они все встречались на Мхах, где сегодня расположены железнодорожный вокзал и привокзальный район. Там были болота и общее городское пастбище. Так выживали.

Ощутила, как много у нас бездорожья

— Как жизнь меня связала с дорогами? Конечно, в молодости ты не всегда представляешь, чем будешь заниматься дальше, что сможешь сделать в жизни. Тем не менее, когда мы учились в АЛТИ, у нас были различные возможные направления — можно было пойти на водный транспорт или механизацию лесоразработок.

Я однозначно выбрала кафедру сухопутного транспорта. Там работал уникальный человек, заведующий кафедрой Валентин Васильевич Щелкунов. Он подготовил более десятка кандидатов технических наук, у него была огромная и на тот момент очень современная научная база. С ним было просто интересно работать. Его ученики — Тимофей Александрович Гурьев (он и стал одним из основоположников и первым руководителем курсов по подготовке инженеров-дорожников, из которых потом выросла дорожная кафедра), Николай Николаевич Буторин, Вячеслав Иванович Жабин, Борис Викторович Уваров и другие выдающиеся специалисты. Они ставили перед собой такие задачи, которые в стране решались тогда немногими.

Валентина Лукина на практике в Нюбском леспромхозе, 1957 год
Валентина Лукина на практике в Нюбском леспромхозе, 1957 год

Главным же стало то, что свой дипломный проект я писала на кафедре сухопутного транспорта. Он был, к слову, посвящен строительству лесовозной автомобильной дороги. Поэтому дороги меня, можно сказать, привлекали еще со студенческих лет. Особенно на это повлияла учебная практика в Нюбском леспромхозе Онежского района. Ощутила на себе, как много у нас в области бездорожья, как неразвита дорожная сеть. Поняла, что с этим необходимо работать.

Мы были счастливыми людьми!

— Мой студенческий курс состоял из детей войны. Отцы многих погибли. Особенно никто не выделялся — ни по одежде, ни по поведению. Мы были просто счастливыми людьми! И одинаково бедными: помню, некоторые мои однокурсники как пришли учиться в вельветовой курточке с молнией, так и ходили в ней все пять лет до выпускного.

Большинство студентов жили исключительно на стипендию, в общежитиях. В нашей группе был, например, парень, которого воспитывала бабушка, то есть он не мог надеяться ни на какую материальную помощь со стороны. И вдруг он не сдал сессию и лишился стипендии!

Вы знаете, мы организовали ему помощь. Я обратилась к одногруппникам: давайте поможем ему продержаться семестр! Со своих стипендий, тех копеек, которые получали сами, мы насобирали некоторую сумму, и он смог окончить институт.

Та студенческая дружба сохранилась на долгие годы. Мы постоянно собирались одногруппниками. Работая на кафедре, я организовывала эти встречи. С 1954‑го — года окончания учебы — мы провели 11 встреч, многие приезжали из других регионов. Последний раз встречались на нашу 60‑ю годовщину окончания института!

Дорога на Москву — мое любимое детище

— Дороги, без преувеличения, — артерии жизни. На дорожную кафедру я пришла в 1965 году и уже в 1967‑м начала экспериментальные исследования по будущей дороге Архангельск — Москва для своей диссертации. Проводила их до 80 лет!

За эти годы, конечно, все изменилось. Мой муж тоже работал на нашей кафедре, но ушел из жизни рано, в 55 лет. Последние 40 лет мы работаем бок о бок с моим сыном Алексеем, который окончил аспирантуру на кафедре автодорог в ЛИСИ (Ленинград), сейчас он доцент, кандидат наук.

Больше всего я занималась именно дорогой на Москву, строительство которой совпало с моим приходом на кафедру. Это было медленным, постепенным движением к цели, и в 1986 году сквозной проезд по направлению Архангельск — Москва наконец был дан. Поэтому к данной трассе отношусь как к своему детищу. Конечно, сравнивать, что было и что есть сейчас, просто невозможно. Сегодня я еду по этой дороге — душа радуется!

После защиты диссертации мне стало интересно, как ведет себя дорога с течением времени, поэтому занялась ее диагностикой и с 1990‑х годов работаю в тесной связи с лабораторией «Архангельскавтодора». Может быть, так случилось потому, что директорами областного дорожного агентства стали наши выпускники. Мы постоянно работали по их заявкам, организовывали учебную практику наших студентов. В последние годы я занималась и региональными дорогами с переходным типом покрытия, которых в нашей области до сих пор немало.

Почти две тысячи выпускников

— История подготовки специалистов-дорожников в Архангельске началась в 1960‑е годы, когда председатель областного исполнительного комитета Виктор Третьяков и ректор АЛТИ выступили с ходатайством об открытии подготовки дорожников в институте. Они вышли на Министерство высшего образования, и в 1962 году состоялся первый набор на курс по специальности «автомобильные дороги». Студентов первого набора было немного, всего 14 человек. Официально кафедра была открыта 30 апреля 1974 года. Основывалась и базировалась она на кафедре сухопутного транспорта леса, заведовал которой профессор Валентин Щелкунов. Практически никакой методической литературы и лабораторий тогда не существовало. И нужно отдать должное Тимофею Гурьеву, который занялся подготовкой материальной базы, лабораторий по курсу автомобильных дорог. Он осуществил творческие связи с ведущими в то время университетами и институтами, которые готовили специалистов-дорожников. Это Московский автомобильно-дорожный институт и Сибирский автомобильно-дорожный институт. Кроме того, у нас были тесные связи с Украиной и Белоруссией. Та взаимопомощь имела огромное значение.

Не было и производственной базы, потому что дорожная отрасль в те годы в нашей области переживала период становления. Специалисты, которые приглашались сюда, довольно скоро уезжали — наш климат им не нравился. Исключение — Владимир Бондаревский: он отработал в «Архавтодоре» не одно десятилетие. Владимир Иванович много помогал нам в проведении учебного процесса. Как и Савватий Александрович Рогатых, и другие специалисты «Автодора», которые внесли большую лепту в подготовку первых выпускников-дорожников.

Первые компьютеры в Поморье

— Первые электронно-вычислительные машины в Архангельске появились именно у нас, на дорожной кафедре. Начинали мы с достаточно примитивных по сегодняшним меркам, а позже пришло время более современной техники. Основателями дисциплин по вычислительной технике стали Борис Уваров и Юрий Лукин. Специальных компьютерных классов тогда, конечно, не было. Первую машину поставили в небольшой комнате на шестом этаже главного корпуса, и там наши энтузиасты принимали студентов по одному. Из-за этого занятия иногда продолжались до девяти часов вечера и позже.

Первая ЭВМ «Наири-­К» на дорожной кафедре АЛТИ и профессор В. А. Лукина, 1970‑е годы
Первая ЭВМ «Наири-­К» на дорожной кафедре АЛТИ и профессор В. А. Лукина, 1970‑е годы

Большое значение имеет то, что нам удалось создать производственную базу практики, включая, поскольку это был Советский Союз, страны Прибалтики, где студенты могли видеть дороги высоких технических категорий. Мы ездили на практику даже в Предуралье! И первые выпускники, даже девчонки, направлялись на работу уже в должности главного инженера, что сейчас, в настоящее время, невозможно.

На олимпиаду!

— Следующим этапом развития кафедры стал период, когда ею руководил Александр Михайлович Кулижников. Появились новые направления с использованием георадаров. Студенты активно разрабатывали компьютерные программы, во всех дисциплинах мы использовали вычислительную технику. Когда Александр Михайлович, защитив докторскую диссертацию, уехал в Москву, заведующей стала я.

Мне подумалось: почему мы не выходим на всероссийские олимпиады? До 2005 года кафедра практически не демонстрировала качество подготовки специалистов. И основная моя забота заключалась в том, чтобы сравнить уровень подготовки наших студентов с дорожниками других вузов. Поэтому мы приняли участие в первой Всероссийской олимпиаде дорожников, которая состоялась в 2005 году по четырем номинациям: проектирование, строительство, эксплуатация и геодезия. Тогда приехали 22 команды из дорожных вузов и кафедр всей страны, и наша команда заняла второе место. Это было почетно.

Но олимпиада проходит раз в несколько лет. Поэтому ежегодно дополнительно проводился смотр-конкурс по Северо-Западному региону. В начале первого десятилетия 2000‑х наша кафедра была базовой для этих соревнований. В целом мы имеем сегодня 22 диплома Всероссийского смотра-конкурса дипломных проектов. Я считаю, что это хороший показатель.

Дорожники всегда будут с работой

— Три моих выпускника-дипломника работали директорами «Архавтодора»: Алексей Верещагин, Сергей Попов и Михаил Яковлев. Всего же директорами агентства в разные годы были семь наших студентов, включая нынешнего руководителя Владимира Шадрина, Игоря Пинаева, Петра Орлова и Вячеслава Калямина. Я горжусь тем, что наши дорожники неплохо себя зарекомендовали и в политической деятельности, работая в областном Собрании, городской Думе, на муниципальном уровне.

С трудоустройством у дорожников вообще проблем нет, практически все находят работу по специальности. Конечно, обычно начинают с помощников мастеров, однако существующая служебная лестница открыта для всех. В стране действует нацпроект «Безопасные качественные дороги», на который выделяется огромное финансирование. Цель — создать такие условия, чтобы люди никуда из своих регионов не уезжали. Без работы дорожники не останутся!

Эта книга — итог моей жизни

— Идея написать книгу об истории высшего профессионального дорожного образования в Архангельской области возникла у меня давно — я ведь работала на архангельской дорожной кафедре с первого выпуска студентов. И эта книга — в полном смысле итог моей жизни. Работая над ней, мы — я и мои помощники: Ульяна Тимонина и мой сын Алексей — выполнили поистине титаническую работу. Помогло то, что с первого года я собирала архив кафедры. У меня есть фотографии всех студентов с первого по последний выпуск. Всего же за время моей работы было подготовлено 1770 специалистов-дорожников.

С бывшими выпускниками на Дне дорожника в «Архангельскавтодоре»
С бывшими выпускниками на Дне дорожника в «Архангельскавтодоре»

Мне до сих пор приятно общаться с бывшими студентами. Особенно сейчас, когда вышла книга о нашей кафедре. Есть обратная связь! Как мне сказал один из выпускников на недавнем юбилее: «Валентина Алексеевна, в каждом километре наших дорог — частица вашего сердца». Вообще, моя жизнь была интересной и счастливой. Она прожита не зря.

Открытие тематической «дорожной» аудитории в САФУ. Игорь Пинаев, Галина Северова, Валентина Лукина и Николай Пинаев, 2018 год
Открытие тематической «дорожной» аудитории в САФУ. Игорь Пинаев, Галина Северова, Валентина Лукина и Николай Пинаев, 2018 год

Александр Нечаев, ветеран дорожной отрасли Архангельской области, учредитель ООО «Севзапдорстрой»:

— Какими словами сказать о самом важном для меня в жизни преподавателе? Валентина Алексеевна очень дорога мне и как педагог, и как человек. И, несмотря на то что мои годы учебы в вузе остались далеко в прошлом, она и сегодня для меня — Учитель с большой буквы. Она преподавала предмет «содержание автомобильных дорог», однако, думаю, все мы, помимо этого, учились у Валентины Алексеевны еще очень многому. Ее всегда отличали не только огромная профессиональная компетентность и талант, но и удивительная доброта, отзывчивость, терпение, умение говорить и убеждать и, конечно, человечность! Именно человечность была и остается важнейшим ее качеством. Вот почему вокруг нее всегда множество людей, которые ее по-настоящему обожают. Жизнь у Валентины Алексеевны не была простой, но даже в самые тяжелые ее моменты она держалась достойно. Всегда оставалась спокойной и справедливой. Я никогда не слышал, чтобы она без убеждения заставляла кого-то что-то сделать. У нее многому можно и нужно учиться и сегодня. Валентина Алексеевна, спасибо вам за все!

Справка

Валентина Алексеевна Лукина родилась 21 апреля 1937 года. В 1954 году окончила городскую школу № 10, а в 1959‑м — лесоинженерный факультет Архангельского лесотехнического института, работала на производстве и в СевНИИП. В 1965 году вернулась в родной АЛТИ. Училась в аспирантуре, защитила кандидатскую диссертацию в Ленинградском инженерно-строительном институте.

С 1966 по 1974 год Валентина Алексеевна провела большую работу по изучению особенностей природных условий региона и их влияния на водно-тепловой режим земляного полотна дорожной одежды в годичном цикле. В 1975 году бюро обкома ВЛКСМ приняло решение о присуждении Валентине Лукиной премии архангельского комсомола имени М. В. Ломоносова.

В 1982 году В. А. Лукина избрана депутатом Архангельского городского Совета народных депутатов, в составе которого работала в течение двух созывов. Заведовала дорожной кафедрой АЛТИ — САФУ с 2003 по 2008 год и с 2011 по 2013 год.

Кандидат технических наук Валентина Лукина опубликовала более 190 научных и учебно-методических работ. Имеет звания «Почетный дорожник России», «Почетный работник высшего образования», «Почетный изобретатель СССР». Именно ей одной из первых было присвоено звание лауреата премии имени М. В. Ломоносова. В 2019 году Валентина Лукина вышла на заслуженный отдых, однако до сих пор ведет активный образ жизни, занимается спортом. Валентина Алексеевна — счастливая мама и бабушка, у нее две внучки и четыре правнука.

Материал из журнала «Соль земли»: