Няндома становится туристическим центром
Сегодня в Няндоме активно работают над проектом сохранения уникального архитектурного наследия XIX века. Как планируют его использовать в веке нынешнем?
Северный модерн
В центре герба Няндомского района красуется золотое паровозное колесо — символ развития этого края, начало которому положила железная дорога. Заслуга ее открытия принадлежит известному русскому промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Именно благодаря его энтузиазму и финансовому обеспечению в 1897 году между Вологдой и Архангельском началось регулярное железнодорожное сообщение.
Проектированием привокзальных комплексов занимался московский архитектор Лев Кекушев. На 19 новых станциях, в число которых вошла и Няндома, были возведены сотни построек в едином архитектурном стиле — северный модерн.
— Поскольку дорога строилась заново, в лесу, был создан уникальный единый ансамбль протяженностью 600 километров, формировавший абсолютно новый образ Севера. Ведь пассажир, проезжая по железной дороге, видел только станции и железнодорожные постройки, а не традиционные поморские деревни, располагавшиеся вдали от нее. И у него создавался определенный образ Северного края — новой русской Норвегии, как мечтал Савва Мамонтов, — рассказывает архитектор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ Нина Петухова.
Удача в том, что в Няндоме сохранился целый квартал застройки XIX века. Дом начальника дистанции, дом врача, образцовое двухклассное училище, жилые дома — всего 16 зданий. Ценность их так велика, что в 2019 году решением правительства Архангельской области исторический центр Няндомы получил статус достопримечательного места.
Что увидят туристы?
Дать вторую жизнь Мамонтовскому кварталу помогает участие Няндомы в нескольких программах, в том числе в федеральных — «Формирование комфортной городской среды» и «Безопасные и качественные автодороги». Больше десяти лет усилий специалистов районного музея и местной администрации, привлечение экспертов высокого уровня, таких как Нина Петухова, обрели, наконец, видимый результат — и сегодня проект выходит на финишную прямую.
По словам консультанта отдела строительства администрации Няндомского района Ольги Пызиной, упор делается не только на воссоздание исторического облика построек, но и в целом на благоустройство квартала.
— Здесь появятся пешеходные дорожки, декоративные светильники, зеленые насаждения. В ходе реконструкции зданий восстановлены декоративные элементы, отремонтирована кровля, заменены окна и двери, — отмечает Ольга Пызина. — Кроме того, для жильцов построены новые дровяные сараи, к самому кварталу подведены водопровод и канализация. Эти работы проводило местное ООО «Монолит», а ремонтом дорожного покрытия занимается АО «Плесецкое дорожное управление» — подрядчики надежные.
В 2022 году работы продолжатся. Чтобы исторический квартал обрел законченный вид, будут приведены в порядок сквер Мамонтова и территория у Дома ветеранов. Пруд у Советской площади тоже облагородят. Здесь появятся фонтан и пешеходные пирсы.
Край счастливых людей
Увидеть, как выглядела Няндома в момент строительства железной дороги, можно на фотографиях в местном краеведческом музее.
— Мамонтов мечтал сделать Север краем счастливых людей, — рассказывает заведующая музеем Наталья Евстропова. — Чтобы железная дорога привлекала на постоянное место жительства специалистов для ее обслуживания, на станциях все было продумано до мелочей. И благодаря этому в Няндому стали приезжать инженеры и связисты вместе с семьями из средней полосы России, из Польши и других регионов. Более того, Савва Иванович пригласил в экспедицию на Север художников Валентина Серова и Константина Коровина. Предполагалось, что их картины будут экспонироваться на вокзалах для привлечения путешествующих. Сегодня эти произведения находятся в собраниях Третьяковской галереи, например.
Один дом предназначался для одной семьи (хотя в советские годы их переделали под пять квартир). Во дворах располагались палисадники, сараи для дров и лошадей, ледники для хранения продуктов. Дома были привлекательными не только снаружи, но и внутри: с красивой отделкой, высокими потолками до 4,5 метра, изразцовыми печами.
— Причем изразцы Савва Мамонтов заказывал такие же, какие были в его усадьбе Абрамцево под Москвой, то есть строил дома, как для себя, — отмечает Наталья Евстропова. — Почему у них такая высокая сохранность? Качество работ было очень высоким, и, главное, дома поставлены на гранитный фундамент.
Няндомским музейным работникам хочется, чтобы квартал назвали Мамонтовским. Чтобы здесь появились пространства для выставок, творческих встреч, открылись кафе, сувенирные лавки. В том, что проект ждет интересное будущее, сомневаться не приходится. Сегодня местный музей сотрудничает с музеем-заповедником в Абрамцево, специалисты которого предложили открыть в Няндоме свой филиал. А это новый уровень, новые идеи и новая жизнь исторического квартала.
От первого лица
— Считаю, большая удача, что в Няндоме есть такое архитектурное наследие.
125 лет назад на участке строительства железной дороги Вологда — Архангельск появился наш город. В те времена построить такую дорогу и сделать ее жизненно необходимой артерией казалось едва возможным, но это и стало началом истории Няндомы.
И, возможно, здесь есть какая‑то мистическая составляющая, потому что сегодня, ровно как и 125 лет назад, мы возрождаем исторический квартал — место, откуда начался наш город. Мне хотелось бы, чтобы эта историческая застройка стала одной из визитных карточек Няндомы: излюбленным местом отдыха горожан, интересной и притягательной достопримечательностью для туристов.
По моему мнению, к каждому вопросу необходимо подходить комплексно. Здесь мы сделали так же: и культурная сфера, и благоустройство продуманы в деталях. Каждый человек нашей команды был задействован, проделана просто титаническая работа, но оно того определенно стоит. Благодарю всех участников проекта!
Факт
В 2020 году проект благоустройства «Комплекс первоначальных построек Вологодско-Архангельской линии Северной железной дороги. Станция Няндома» стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.