О региональном учебно-методическом комплексе «История Архангельского Севера»
Этот УМК уже признан одним из лучших среди подобных изданий других регионов. Его авторы стремились отразить все стороны жизни нашего края и рассказать, как протекали исторические процессы во всех районах Архангельской области, чтобы каждый житель нашел место своей малой родины в истории.
Впервые за 40 лет
В 2014 году на встрече губернатора Архангельской области Игоря Орлова с ведущими историками и политологами Поморья, которая прошла в Ломоносовском доме, была высказана идея разработки регионального учебника. Дело в том, что с момента последнего подобного издания минуло ровно 40 лет, поэтому актуальность обновления и содержания, и формы подачи материала не вызывала сомнения. Глава региона активно поддержал эту инициативу.
Авторский коллектив возглавил профессор САФУ Андрей Репневский. Координатором авторского коллектива выступил НОЦ «Ломоносовский дом», издателем — Архангельский областной институт открытого образования. В авторском коллективе — известные историки САФУ и института открытого образования, учителя школ.
Выяснилось, что для издания школьной учебной литературы требуется разработка специального регионального стандарта. В результате историки САФУ и областного института открытого образования при содействии федеральных экспертов разработали историко-культурный стандарт Архангельской области.
Это главный методический документ для преподавания региональной истории во всех школах Архангельской области. Региональный стандарт был утвержден министерством образования и науки Поморья осенью 2017 года.
Каждое издание уникально
Сделать материал нескучным — такую задачу поставили перед собой авторы пособий. Именно поэтому материал обширно проиллюстрирован, например, учащиеся могут увидеть первый архангельский автобус. Вопросы для ребят подразумевают проектную деятельность: исследования, прикладные задания, походы в музеи и библиотеки, знакомство с образовательными сайтами.
— Каждый учебник действительно уникален, — подчеркивает ректор Архангельского областного института открытого образования Сергей Ковалев. — Неслучайно наше пособие признано одним из самых лучших среди аналогичных изданий других регионов. Стоит отметить большой вклад представителей САФУ, регионального института открытого образования, музейных работников, сотрудников областного архива, учителей-методистов. Также созданы картографический практикум, хрестоматия, атлас и методическое пособие для педагогов-историков. В результате подготовлена вся линейка учебных пособий по истории Архангельской области: от древнейших времен до начала ХХI века.
Разноуровневая система заданий позволяет учителю заинтересовать историей родного края учеников с разным качеством подготовки в соответствии с индивидуальными наклонностями. Методический аппарат, структура и содержание учебного пособия выстроены так, что его легко сочетать с любыми учебниками по истории России, и это очень удобно и для учителя, и для ученика. Большое внимание уделено не только вопросам экономического и политического развития региона, но и истории повседневной жизни людей, развитию науки, образования и культуры Архангельского Севера. Это позволяет сформировать у учеников комплексное представление о развитии края, чувство сопричастности к его истории, — убежден Сергей Михайлович.
В пособиях представлены и героические, и трагические страницы истории, судьбы выдающихся северян — политических и хозяйственных деятелей, ученых, деятелей культуры и спорта, героев войны и труда. Это подчеркивает, что основой истории и залогом дальнейшего развития края являются жизнь и созидательный труд тысяч северян.
Комментарий
«От проблемных вопросов не уходим»
Роман Болдырев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории САФУ:
— В УМК «История Архангельского Севера» входят учебные пособия для учащихся с 6‑го по 11‑й класс. Дополнительные компоненты УМК — это хрестоматии, методические пособия для учителя, атлас и комплект видеоуроков, в том числе для дистанционной работы.
Современные методы изучения истории в школе предусматривают очень большую и кропотливую работу учителя вместе с учениками над различными историческими источниками. На страницах УМК мы пытаемся показать все их разнообразие и применить различные виды их анализа, например, сопряженные с поиском информации в сети Интернет. В связи с этим отмечу, что вокруг УМК создана электронная ресурсная база. Это своеобразная экосистема, в которую входят краеведческие сайты, оцифрованные архивные документы, материалы музеев Архангельской области, киножурнал «Наш край», которые также можно использовать на уроках. Во втором издании УМК ссылки на указанные ресурсы будут обозначены на полях в виде QR-кодов, которые напрямую будут вести учителя и ученика к электронному содержанию. В пособии для средних профессиональных образовательных учреждений эта идея уже воплощена в жизнь.
Культурно-антропологический подход к изложению материала в учебных пособиях предполагает в том числе большое внимание к памятникам истории и культуры, которые сохранились в нашем регионе. В разные периоды истории к ним было разное отношение, которое мы не скрываем. Например, школьникам объясняется, какими мотивами руководствовались жители Архангельска в советские годы, которые свергли с пьедестала памятник Петру Первому, или почему переносили с места на место памятник М. В. Ломоносову, разрушали и возрождали храмы на территории Севера. Мы открываем не только белые, но и черные страницы истории нашего края, не уходим от проблемных вопросов, в том числе социальных.
Цифры
- 16 сотрудников САФУ и областного института открытого образования, учителей, библиотекарей Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова, сотрудников Государственного архива Архангельской области, Северного морского музея, Архангельского краеведческого музея составляют авторский коллектив УМК
Официальный сайт Архангельского областного института открытого образования