Как Архангельский фанерный завод преодолевает трудности 2020 года

«Кризисные ситуации играют положительную роль для тех, кто к кризисам подготовился и крепко стоит на ногах», — считает генеральный директор АО «Архангельский фанерный завод» Павел Бурчаловский.

С большими надеждами

— 2019-й выдался для предприятия довольно непростым: цены на нашу продукцию упали, реализовывать ее было сложно, приходилось делать покупателям большие скидки. И в 2020 год Архангельский фанерный завод входил с большими надеждами, — вспоминает Павел Бурчаловский.

Поначалу эти надежды оправдывались: в феврале и марте предприятие вышло на полную мощность и переживало расцвет. В апреле АФЗ еще получал заказы, но тревожные звоночки уже прозвучали: клиенты перестали платить вовремя. Завод снизил мощности на двадцать процентов и ушел, как характеризует это Павел Клавдиевич, «в полузакрытый режим».

И, по всем прогнозам, лето не сулило фанерному заводу ничего хорошего. Но на удивление этот период предприятие прошло настолько гладко, насколько было возможно.

Как это удалось?

— 75 процентов нашей продукции мы отправляем на экспорт практически во все страны мира: США, Канаду, Англию, Данию, Германию, Италию, Австрию, Голландию, Швецию, Эстонию, Австралию и другие государства. Сейчас появились заказы даже из Японии. По качеству выпускаемой продукции Архангельский фанерный завод один из лучших фанерных заводов России — это было отмечено нашими клиентами. Мы работаем стабильно, наши потребители это видят. И возможно, это одна из причин того, почему они стали перенаправлять на нас заказы с других заводов.

«С удовольствием возьмем на работу молодежь»

Что важно, АФЗ проходит 2020 год без сокращения персонала. В октябре здесь повысили зарплату. И более того: для выполнения всего объема заказов предприятию нужны рабочие руки.

— Кадров не хватает, — говорит гендиректор АФЗ. — И не только узкопрофильных специалистов, но и рабочих, слесарей, электриков. Мы даже готовы принимать людей без образования и с удовольствием берем на работу молодежь. Мотивированные, ответственные, готовые качественно работать сотрудники могут получать у нас очень достойную зарплату — в полтора-два раза больше среднего заработка.

Охотно отправляем людей учиться и повышать квалификацию. Очень многие наши работники перешли из разряда рабочих в мастера — мы максимально стараемся растить специалистов из своих кадров. Как показывает практика последних лет, сегодня люди очень мобильны. Поэтому мы предпочитаем рассматривать на серьезные должности кандидатуры тех людей, для которых завод уже что-то значит. Тех, для кого завод стал родным, для кого это место, где они могут получить защиту, помощь и поддержку. В целом коллектив у нас сплоченный, очень квалифицированный, работоспособный.

Делать то, что не делают другие

С чем связан сегодняшний потенциал АФЗ? В первую очередь с умением и готовностью руководства «ходить конем», искать новые пути и ниши, делать то, что не делают другие. Так, разрабатывая стратегию развития предприятия, здесь не стали делать упор на увеличение объемов производства. Потому что сырьевая база завода покрывает всего 15 процентов потребностей в березовом фанкряже, приходится производить закупки в радиусе 1000 км от завода, и с увеличением мощностей это расстояние растет, конкуренция с другими предприятиями ужесточается.

— Соответственно, мы идем по пути увеличения ассортимента продукции, — объясняет Павел Бурчаловский. — Создаем такие условия, чтобы клиент, придя к нам, мог купить весь ассортимент по фанере: мог выбрать абсолютно любой формат, толщину и тому подобное. Вплоть до клея, который он будет использовать.

Сейчас Архангельский фанерный завод внедряет сразу несколько новых проектов. Один из них — переработка: порядка 15 процентов продукции предприятие перерабатывает в заготовки для пищевой промышленности, для производства паркета и мебели. В планах — изготовление мебели на сто процентов из фанеры на базе мебельной фабрики: к работе над этим проектом привлечен дизайнер из Санкт-Петербурга, уже разрабатываются каталоги, а партнеры АФЗ открыли в Северной столице магазин.

Также на заводе прорабатывают возможность выпускать напольные и стеновые панели, ламинированную фанеру… Иными словами — максимально глубоко заходить на рынок конечного потребления.

— Чем больше работаешь над разнообразными проектами, тем больше шансов на успех, — рассуждает Павел Бурчаловский. — Главное — не сидеть на месте, пробовать новое и смотреть, куда нас это приведет. Я уверен: кризисные ситуации играют положительную роль для тех, кто к кризисам подготовился и крепко стоит на ногах. Сейчас перед нами открывается большое поле для развития. И ближайшие 3–5 лет могут стать периодом роста.

Факты

  • В 2016 году проект «Реконструкция мощностей» ЗАО «Архангельский фанерный завод» признан приоритетным. В результате реализации проекта объем производства фанеры увеличился на 20 тысяч кубометров, на предприятии создано 136 новых рабочих мест.
  • 60 лет назад, в апреле 1960 года, было принято решение о строительстве фанерного завода. В декабре
    1969 года он был сдан в эксплуатацию.
  • 1060 человек работают на АФЗ