А также культуру, дом, одежду, пищу и силу

2018-й объявлен в Ненецком автономном округе Годом оленевода. Мы попросили специалистов рассказать, насколько древние отношения у человека и оленя.

Археологических следов нет

Заведующая отделом ненецкой культуры Этнокультурного центра НАО Александра Фомина объясняет:

— Олень для ненецкого народа — это все. Это жизнь. Именно благодаря оленю ненецкий народ смог выжить в суровых условиях Крайнего Севера.

Олень — это и одежда, и дом, и еда, и кровь, которая защищает от цинги. Оленя всегда берегли. Люди, незнакомые с ненецкой культурой, говорят: ну как так, олень — символ народа, и тут же его ведут на убой. Но оленевод всегда знает, какого оленя и почему он определяет на убой. Он из тысячного стада каждое животное знает «в лицо» с рождения.

Сегодня нельзя сказать, были ли олени одомашнены ненцами уже здесь или пришли на Север вместе с ними. Как и нельзя точно сказать, откуда и как давно появился здесь ненецкий народ. Не осталось ничего такого, что могло бы просуществовать до наших времен — ни предметов быта, ни захоронений. Шесты, нарты, одежда — это все использовалось до тех пор, пока полностью не изотрется. Хоронить людей не позволяла вечная мерзлота. Останков как таковых нет. Нет археологических следов.

Первое упоминание о ненецком народе содержится в «Повести временных лет» XI века. И многие публицисты используют эту дату как отправную точку: мол, ненцы появились здесь тысячу лет назад. Но ни один грамотный этнограф так не скажет, потому что этому нет ни одного доказательства. Те, кто знает, как живет ненецкий народ, как живут и как кочуют оленеводы, знает культуру и традиционный образ жизни, понимают, что все это не могло сформироваться за одно тысячелетие. Кроме того, к тому моменту, когда в летописи появляется описание народа, его культура уже была сформирована.

Существует много теорий, откуда и когда пришли сюда ненцы. Крупнейший специалист в области этнографии самодийских народов Людмила Хомич рассматривала три теории: первая — что северные самодийцы, в том числе ненцы, сформировались в результате продвижения самодийских племен из районов Южной Сибири; вторая — северные самодийцы являются местным населением приполярной зоны, откуда часть их проникла в Присаянье; третья версия — что самодийцы сформировались в Верхнем Поволжье.

Споры о происхождении ненецкого народа идут до сих пор. Я придерживаюсь версии антрополога и этнографа Андрея Головнева, который кочевал с ненцами по тундре, о том, что они появились здесь еще до нашей эры.

Большая Медведица раньше была Лосем

Значения древних символов принято искать в прикладном творчестве: та же старинная вышивка, например, это не столько украшение, сколько поэтический рассказ об устройстве мира.

Руководитель этнокультурного центра «Ремесленный дворик» архангельского музея «Малые Корелы» народный мастер РФ Наталья Кузьмина говорит, что смысл многих орнаментов, которые пришли к нам из глубокой древности, утерян:

— Уже в XIX–XX веках мастерицы вышивали по заветам предков, повторяли рисунок, но его глубинного смысла, возможно, и не понимали. Наши искусствоведы не очень любят, когда их просят расшифровать орнамент: мол, а что вот эта галочка означает? Сегодня мы не можем точно трактовать рисунок — только повторять и передавать его следующим поколениям.

Основной специалист, который может помочь нам в этом вопросе, — советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Борис Рыбаков. У него образ оленя рассмотрен очень подробно.

Он исследовал происхождение, смысл и отражение этого образа в прикладном творчестве во многих местностях. И в Сибири, и у ненцев, и в Архангельской области, и на Кавказе… Рыбаков пришел к выводу, что повсеместно встречается культ небесных олених, или лосих, как прародительниц животного мира. Это отголосок общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта.

Схема рисунка средневекового народного шитья с изображением оленей, несущего в себе черты пантеизма. Обнаружен сравнительно недавно. Вышивка была наклеена на тыльную сторону иконы из города Белозерска. Датируется не позднее первой половины XVI века.

Читаем у Рыбакова: «Вселенная древнего человека состоит из трех миров. Нижний мир: подводно-подземный мир, в котором владыка — ящер, заглатывающий каждый вечер солнце. Средний мир представлен людьми, зверями и птицами. Небо представлено двумя женщинами-лосихами, морды которых образуют небосвод. В верхний мир попадают только шаманы, получающие от небесных владычиц-лосих свою колдовскую силу».

Первая по времени этнографическая запись о небесных оленях — это свидетельство летописца от 1114 года. Из далеких северо-восточных земель, лежащих где-то за Мезенью и Печорой, поблизости от Ледовитого океана, новгородцы принесли легенду о том, что рождение оленьего приплода происходит на небесах, там, где находятся созвездия оленей-лосей.

В этих местах дикие олени летом доходили по тундре до самого моря, а с осенними снегами отходили на юг, что и позволило сложиться такой легенде у северных народов. Там верили, что обогащение земли звериным приплодом происходит при помощи каких-то небесных сил, насыщающих новорожденными животными большие тучи.

Позднее у многих охотничьих народов культ лося или оленя был дополнен или вытеснен медвежьим культом. Что интересно, важнейшее созвездие Северного полушария — Большая Медведица — на Русском Севере называлось Лосем, Сохатым. У поляков Полярная звезда именуется Лосиной звездой, у эвенков созвездие Большая Медведица называется Лосихой Хэглэн, а Малая Медведица — Теленком Хэглэн.

А при переходе от охотничьей культуры к земледельческой происходит смешение символа оленя с символом коня.

— Вот передо мной полотенце начала XX века, — показывает Наталья Кузьмина, — на нем лошади или олени? (Изгиб шеи и хвост — как у коня, но на голове изображены рожки. — Прим. авт.). Я и у школьников, которые приходят в наш центр, об этом спрашиваю. И все по-разному отвечают. Возможно, этот переходный период как раз здесь и отражен…