Маргаритинка войдет в Российский союз выставок и ярмарок

В этом году Маргаритинская ярмарка проводится в двадцатый раз. Юбилей очень важного для местных производителей события выпал на время, когда всем участникам ярмарки приходится искать новые пути и подходы, чтобы дальше жить и развиваться. Об этом — наш разговор с министром АПК и торговли Архангельской области Ириной Бажановой.

Ирина Бажанова, министр АПК и торговли Архангельской области
Ирина Бажанова, министр АПК и торговли Архангельской области

— Ирина Борисовна, в этом году возрожденной Маргаритинской ярмарке исполняется 20 лет. Что сегодня значит ярмарка для региона? Для его имиджа и экономики?

— Начну с истории. Маргаритинская ярмарка была в числе крупнейших ярмарок дореволюционной России. В XVI–XVII веках, вплоть до основания Санкт-Петербурга, ежегодные таможенные поступления с нее в среднем составляли до двух третей всех денежных доходов государственной казны.

Архангельск долго был единственным городом, где русский народ мог свободно общаться и торговать с европейцами. А визитной карточкой этого великого торжища была знаменитая Маргаритинская ярмарка у корабельной пристани города Михаила Архангела.

Сегодня это событие является удачным информационным поводом для того, чтобы ежегодно напоминать о начале ярмарочной торговли в Архангельске. Маргаритинка была возрождена в 2001 году распоряжением архангельского губернатора Анатолия Ефремова.

Товарооборот ярмарки составляет порядка 200 миллионов рублей. В прошлом году из‑за пандемии он снизился до 117 миллионов рублей.

Гончар Андрей Артемьев из деревни Коды Верхнетоемского района на Маргаритинской ярмарке
Гончар Андрей Артемьев из деревни Коды Верхнетоемского района на Маргаритинской ярмарке

— Каковы особенности мероприятия в этом году?

— Второй год подряд ярмарка проходит в усеченном формате и с соблюдением ряда эпидемиологических требований, в соответствии с методическими рекомендациями по организации конгрессной и выставочной деятельности в России, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Есть приятная новость: все, кто участвовал в Маргаритинской ярмарке на протяжении 20 лет, будут награждены памятными грамотами и ценными подарками.

Кроме того, в этом году расширена полезная площадь внутри выставочного центра «Норд-Экспо», что позволило увеличить количество участников. Традиционно центральная часть экспозиции выделена под продукцию сельхозтоваропроизводителей Архангельской области.

Выставочный оператор представил новую планировку и разработал для участников торговли общую концепцию, которая предусматривает единое оформление торговых мест брендированными наборами: фартуки, пакеты, ценники, бейджик, головной убор и так далее. Новая планировка помогает разделить участников по товарному соседству, не нарушая при этом целостность экспозиции.

А главное — в свой юбилейный год Маргаритинская ярмарка войдет в состав Российского союза выставок и ярмарок. Это объединение ведущих российских организаторов выставок, владельцев выставочных комплексов и центров, сервисных компаний, осуществляющих свою деятельность в индустрии выставок, ярмарок, встреч, интенсивов, конгрессов и ивентов, а также представителей выставочного бизнеса стран СНГ.

— Все ли наши районы и города участвуют в ярмарке?

— В этом году договоры на 103 торговых места заключили 85 субъектов малого и среднего предпринимательства. Все они получили бесплатные места на Маргаритинской ярмарке. Это предприниматели из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Котласа, Коряжмы, Приморского, Шенкурского, Вельского, Красноборского, Холмогорского, Вилегодского, Онежского, Мезенского и Няндомского, Устьянского и Пинежского районов.

Хотелось бы отметить, что в этом году сельхозтоваропроизводители Архангельской области получили по несколько мест для торговли на площадках ВЦ «Норд-Экспо», на площадке «Центральный рынок» и в Петровском парке. Считаю, что ярмарка является действенным механизмом поддержки для региональных товаропроизводителей по продвижению собственной продукции.

В зале «Норд-Экспо» будут представлены и другие регионы: республики Татарстан, Удмуртия, Мордовия и Башкортостан, Пензенская, Владимирская, Московская, Калужская и Волгоградская области.

Для удобства покупателей в зоне въезда расположены торговые ряды с плодоовощной продукцией, сектор для дачников. На уличной площадке выставочного центра развернется рыбная ярмарка с широким ассортиментом продукции.

На площадке «Центральный рынок» развернуты 25 палаток представителей Белоруссии и аллея медовиков из разных уголков нашей большой страны.

А на площадке облпотребсоюза традиционно жители и гости областного центра смогут приобрести продукцию от потребительских обществ из Вельского, Красноборского, Верхнетоемского, Каргопольского, Пинежского, Устьянского, Коношского районов и Архангельска. Это товары собственного производства предприятий потребкооперации: хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия, мясные консервы, а также картофель и овощи, закупленные у населения, ягоды, грибы, лекарственное техсырье, иван-чай. Изюминка данной площадки — демонстрация брендированных фудтраков с продукцией общественного питания Архангельского облпотребсоюза.

Покупаем местное!
Покупаем местное!

— 2020 год проверил на прочность не только медицину, но и всю экономическую систему. Ирина Борисовна, как эпидемия коронавируса отразилась на курируемых вами отраслях?

— Действительно, пандемия не обошла стороной отрасли, которые сопровождает наше ведомство. Но сельхозпредприятия, производители пищевой продукции приняли все исчерпывающие меры в рамках действующих ограничений, чтобы производство, особенно продуктов питания, не остановилось. Это позволило избежать дефицита товаров на полках и даже увеличить объемы производства.

Производство валовой продукции в текущих ценах в расчете на одного среднегодового работника в 2020 году возросло к уровню 2019‑го на 11,5 %. Это обусловлено в том числе модернизацией производства и увеличением числа высокопроизводительных рабочих мест. Текущий год подверг серьезным испытаниям сельхозотрасль также в связи с недостаточным выделением средств господдержки, ростом цен. Здесь результаты мы сможем проанализировать только в начале 2022 года.

Ограничительные мероприятия в период пандемии привели к снижению оборота розничной торговли в большинстве субъектов РФ, наш регион не исключение. С апреля 2020 года были закрыты торговые центры и объекты розничной торговли, общественного питания. В дальнейшем они начали работу в режиме неполного рабочего времени с ограничениями. К сожалению, в 2020 году закрылось 90 объектов розничной сети, 50 — оптовой сети, 22 предприятия питания. Но в то же время начали вновь свою деятельность 12 нестационарных торговых объектов, 12 объектов бытового обслуживания населения.

В 2020 году оборот розничной торговли по Архангельской области составил 271,92 млрд рублей, или 99,7 % по отношению к предыдущему году. В 2021‑м мы ожидаем рост оборота розничной торговли на 4 %. В рейтинге субъектов СЗФО по абсолютному показателю розничного товарооборота за 2020 год Архангельская область занимала третье место после Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

— Как бы вы охарактеризовали текущее состояние АПК?

— Его можно охарактеризовать одним словом — «сложно». Ставки субсидии на 2021 год значительно ниже уровня 2020‑го, что наряду с существенным ростом в текущем году цен на корма, минеральные удобрения, запчасти, строительные материалы и другие составляющие себестоимости молока негативно отражается на деятельности региональных сельхозпроизводителей.

Вместе с тем, по нашим данным, число сельхозпроизводителей в регионе стабильно, в первую очередь благодаря всесторонней государственной поддержке. Об этом говорят цифры. На протяжении последних трех лет численность крупного рогатого скота в регионе сохраняется на уровне 41 тысячи голов, из них 19 тысяч — коровы. Большая часть поголовья — 90 % — находится в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, так называемых коллективных хозяйствах.

Ветврач ООО «Устьянская молочная компания» Виктор Мякшин с нетелью по кличке Казенная, которая заняла первое место и заслужила звание чемпиона холмогорской породы на выставке «Животноводство Поморья — 2021»
Ветврач ООО «Устьянская молочная компания» Виктор Мякшин с нетелью по кличке Казенная, которая заняла первое место и заслужила звание чемпиона холмогорской породы на выставке «Животноводство Поморья — 2021»

Валовой надой молока в 2020 году в регионе превысил 135,5 тысячи тонн, что на 10 тысяч тонн (плюс 7,7 %) больше показателя 2019‑го. Это лучший результат за последние 13 лет.

93 % общего объема молока произведено в коллективных хозяйствах — 125,5 тысячи тонн. И по итогам работы за первое полугодие 2021‑го объемы производства молока сохраняются на уровне предыдущего года — 62,6 тысячи тонн. Лидеры — организации Вельского и Устьянского районов, на долю которых приходится более 60 %.

Реализация скота и птицы на мясо в живом весе в 2020 году составила 6,2 тысячи тонн (в 2019‑м — 7,3 тысячи тонн). Но для нашего региона производство мяса не является основной отраслью из‑за климатических, географических особенностей, отсутствия собственной кормовой базы на территории области. Мясное скотоводство фактически не развивается.

В 2020‑м был заметен прирост объемов производства яиц на 4 % к уровню 2019 года, что стало следствием ввода новых цехов на Котласской птицефабрике (получено 60,8 миллиона штук яиц). В первом полугодии 2021‑го продолжается рост производства яиц — 112,7 % к уровню соответствующего периода 2020 года.

По итогам 2020‑го зафиксирован рост производительности труда к предыдущему году в хозяйствах всех категорий. Он составил 105,2 процента.

— Продуктовые ретейлеры заявляют о безоговорочной поддержке местных сельхозпредприятий. Есть ли свидетельства того, что торговые сети способны игнорировать товары наших производителей?

— Ни в коем случае. Крупные ретейлеры не могут игнорировать местные товары. Ретейлу сегодня жизненно необходима продукция местного производителя. Ведь покупатель голосует рублем, и он хочет сегодня видеть на полках сетевых магазинов местные товары.

Особое внимание у ретейла — к социально значимым товарам и продуктам «первой свежести», таким как хлеб, молоко и молочные продукты, мясо, фрукты и овощи. При работе с местными поставщиками продукты в сетевые магазины поступают быстрее, то есть более свежими. В регионе уже сложились определенные бренды местных производителей, успешно работающие много лет. Доля продукции местных товаропроизводителей в общем объеме товаров в розничных торговых сетях составила порядка 39 %.

Количество организаций торговли региональных товаропроизводителей составляет 142 магазина, и эта цифра ежегодно увеличивается. В Архангельске, Северодвинске, Котласе и Коряжме функционируют шесть торговых сетей товаропроизводителей («Апрель», «Двинские традиции», «Тили-тесто», «Хлебница», «Ферма» и «Мясные продукты»). Сельхозпродукция представлена и на розничных рынках. В регионе работают три розничных рынка: один сельскохозяйственный, два универсальных, общее количество мест торговли на них — 351 единица.

— В связи с чем возникла идея запуска регионального геоинформационного портала? В чем смысл этого проекта?

— Создание атласа биоресурсов геоинформационного портала Архангельской области рассматривается нами с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности, в том числе и агропромышленного комплекса региона, для ввода в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, улучшения эффективности их использования, а также планирования деятельности хозяйствующих субъектов и любительского рыболовства в соответствии с законодательством РФ.

На сегодня портал содержит полноценную информацию, отражающую потенциал земель сельскохозяйственного назначения, ценность водных ресурсов Архангельской области. Данные позволяют определить действующим предприятиям степень окультуренности обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, способность почвы обеспечивать сельскохозяйственные культуры элементами питания с целью дальнейшей корректировки оптимального питательного режима и повышения урожайности растений.

Цифры

  • ≈200 миллионов рублей — товарооборот ярмарки
  • 85 субъектов малого и среднего предпринимательства заключили договоры на участие в ярмарке