— Путь в Архангельский облпотребсоюз был у меня достаточно тернист и долог. Моя 20‑летняя карьера в банковской сфере завершилась на должности главного бухгалтера филиала одного из коммерческих банков в связи с его ликвидацией. После этого я приняла решение: нужно что‑то в профессиональной жизни менять. А в Союзе на тот момент была свободна такая вакансия, как главный специалист ревизионной службы, и с 2013 года я поступила на работу в Союз потребительских обществ Архангельской области.

Здесь я пережила настоящий переворот в сознании: на моем предыдущем рабочем месте были приняты европейские стандарты работы, а в потребительской кооперации все по‑другому: просто и без пафоса. Чтобы работать в системе потребительской кооперации и понять ее специфику, чтобы система тебя приняла, нужно познать работу в кооперации изнутри.

И такая возможность у меня была. Ревизор не сидит на месте, его работа — это постоянные служебные командировки с целью проверки правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на местах, оказание практической помощи. А самое главное — это знакомство, общение и обмен опытом с коллегами на местах. Я объездила весь регион, не была, пожалуй, только на Соловках и в Нарьян-Маре. Особенно прочувствовала на себе тяжелые трудовые будни кооператоров в период проведения мероприятий по нормированию рабочего времени производственных рабочих, когда выходила с коллегами в ночные смены в хлебобулочных и кондитерских цехах, участвовала в производстве.

И там, на месте, в глубинке, увидела всю суть потребительской кооперации, увидела, что человек, кооператор — это самое ценное, что в ней есть. Это колоссальный труженик, заточенный на выполнение своей социальной миссии. Дождь, снег, ветер, слякоть — неважно, он везет хлеб, потому что должен накормить людей.

Консультации, помощь, поддержка

— После того как Елена Анатольевна Шепелева стала председателем правления, я возглавила отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета. Сегодня отдел объединяет экономическую и бухгалтерскую службы, службу информационно-программного обеспечения. Отдел отвечает за оптимизацию расходов как самого Союза, так и кооперативных организаций путем свода ежемесячных статистических данных по финансово-хозяйственной деятельности в разрезе организаций потребительской кооперации — членов Союза. Оперативные статистические данные позволяют увидеть, как сработали наши кооператоры, где образовались слабые места, и на их основе мы можем своевременно принять управленческие решения. Мы оказываем информационную, консультационную поддержку в вопросах налогового и бухгалтерского учета, своевременного получения государственной поддержки, субсидирования и, да, проверяем их — но наши проверки направлены не на то, чтобы наказать кооператоров, нет, напротив, чтобы предотвратить возможное нарушение и избежать излишних финансовых потерь в виде штрафов.

Поэтому наша задача как работников областного Союза — быть компетентными, начитанными, знающими. Наши сотрудники совместно с бухгалтерами и экономистами кооперативных организаций проходят ежегодное повышение квалификации, посещают обучающие семинары.

Мастер-класс для кондитеров
Мастер-класс для кондитеров

Кроме того, одной из наших целей является оказание услуг аутсорсинга нашим кооперативным организациям по ведению бухучета с целью оптимизации расходов кооператоров, особенно небольших организаций, которые сталкиваются с отсутствием квалифицированных кадров или же для которых содержать бухгалтера — непосильная финансовая ноша. Сегодня у нас так обслуживаются три кооперативные организации.

Свой магазин у дома

— Мы много говорим о том, что одна из основных проблем потребительской кооперации — это приход в районы федеральных торговых сетей. Конкурировать с ним сложно и, пожалуй, бессмысленно. Как говорят наши старшие наставники из Центросоюза РФ и обучающие нас известные маркетологи, не надо конкурировать — надо уметь сотрудничать с сетями, при этом сохраняя свою эксклюзивность. Наш формат — это магазин у дома со своей уникальной продукцией.

И в этом контексте очень радует, что многие организации начали делать акцент на расширении ассортимента с изюминкой в собственном производстве: полуфабрикаты, готовые блюда, кондитерская продукция. Например, коллеги из Мезенского райпо начали продвигать свою продукцию в формате приема заказов через группу в соцсети «ВКонтакте», доставки товаров на дом. Эта работа идет не очень быстро, но уверенно и результативно.

Рыбные пресервы Вельского горпо
Рыбные пресервы Вельского горпо

При этом социальная нагрузка на потребительскую кооперацию в Архангельской области остается высокой. А преференций у нее сегодня немного. На сегодняшний день кооператоры региона имеют возможность воспользоваться следующей государственной поддержкой: субсидия на доставку муки и товаров первой необходимости в отдаленные и труднодоступные местности, субсидия на производство хлеба, субсидия от Центра занятости на организацию рабочих мест для инвалидов, трудоустройство студентов, пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения, налогу на имущество.

Фудтрак, мотор, печи

— Но жизнь показывает, что только одной государственной поддержки явно недостаточно. И поэтому в этом году правление Союза впервые решило провести областной конкурс по поддержке своих кооператоров. Суть его в том, что потребительские общества самостоятельно разрабатывали свои бизнес-планы — например, по строительству и ремонту недвижимости, модернизации и техническому оснащению производственных объектов, приобретению специализированного автотранспорта, а Союз взял на себя софинансирование 50 процентов заявленных расходов. Суммарный объем выделенных средств составил 10 миллионов рублей. Участие в конкурсе приняли 16 организаций, все представленные бизнес-идеи были одобрены специально созданной комиссией, и уже в июле этого года кооператоры получили средства на софинансирование своих расходов.

Каждый проект, заявленный на конкурс, был направлен на развитие и по‑своему уникален. Так, потребительскому обществу в Верхней Тойме были выделены средства на реконструкцию кондитерского цеха — теперь он будет ориентирован на современные технологии. Коношское райпо заново построило магазин в деревне Нечаевской.

Пинежское и Каргопольское потребительские общества купили экономичные современные печи для производства хлеба. А потребительское общество «Важское», например, приобретает фудтрак для развития такого направления, как закусочная на колесах. Его можно будет узнать по логотипу Архангельского облпотребсоюза.

Для организаций, которые по каким‑то причинам не смогли принять участие в данном конкурсе бизнес-планов, при наличии финансовой возможности Союз и дальше будет продолжать эту практику поддержки своих кооператоров.

Потребкооперация на Маргаритинской ярмарке
Потребкооперация на Маргаритинской ярмарке

Цифры

  • 425 предприятий торговли и фармации потребительской кооперации обеспечивают товарами и услугами жителей области