Для чего нужен госреестр малых коренных народов, зачем развивать в тундре малый бизнес и когда в Индиге появится новый порт — об этом в интервью «Достоянию Севера» рассказал депутат Государственной Думы от Ненецкого автономного округа Сергей Коткин

— Сергей Николаевич, у каждого из нас свои причины жить на Крайнем Севере. За что лично вы любите Арктику?

— Север — мой дом, как его не любить? Сам я — коренной помор, родился в старинном селе Несь на беломорском побережье. Знаете… Северяне — особые люди, с широкой душой и большим сердцем, сильные духом и верой. У них иной склад ума и подход к жизни.

Есть поговорка: друг познается в беде, жена — в бедности. А люди на Севере проверяются в трудностях. Один из религиозных деятелей XVII века написал: «Русский человек необорим, когда он в ладу с собственной совестью». Это про нас, северян.

— Какой смысл вы в таком случае вкладываете в понятие «качество жизни», применимое к Арктической зоне?

— Начнем с того, что люди на Крайнем Севере выполняют государственные задачи. Это и защита наших рубежей, и добыча полезных ископаемых, в первую очередь углеводородов, и важнейшие научные исследования, и обслуживание Северного морского пути. Поэтому строится в Арктике Россия капитально, думая прежде всего об этих людях.

Что касается качества жизни, то оно должно быть одинаково высоким и в средней полосе, и в Заполярье. Прежде всего это комфортное жилье, хорошее образование, развитые социальные и медицинские услуги, транспортная инфраструктура, достойный заработок, безопасность и экология. Но у нас есть свои особенности. Недостаток кислорода и солнца, низкие температуры, геомагнитные бури, перепады давления — все это негативно влияет на здоровье.

Так что среди первоочередных задач я бы назвал обеспечение северян качественной медицинской помощью.

— Как этого достичь? Как помочь человеку в отдаленном поселке, оторванном от дорог?

— Все-таки мы живем в XXI веке. Округ пошел по пути развития телемедицины: сегодня в любом ФАПе можно дистанционно получить квалифицированную консультацию специалистов из Нарьян-Мара, Архангельска, Санкт-Петербурга. Однако сложные случаи требуют доставки пациента в город, порой незамедлительной. Отсюда необходимость развития санитарной авиации. В прошлом году округом уже были приобретены в лизинг для авиапредприятия вертолет Ми-8 МТВ-1 и два отечественных самолета ТВС-2 МС. Конечно, санавиация — затратное дело, без федеральной поддержки не обойтись. В 2017 году федеральный бюджет выделил регионам на оказание медицинской помощи в труднодоступных местах 3,3 миллиарда рублей. Из них на долю НАО пришлось почти 55 миллионов.

— Какие еще социальные проблемы требуют срочного решения, в том числе касающиеся защиты интересов ненецкого народа?

— Для начала надо понять — кто есть кто? Сегодня отсутствие механизма, который определяет принадлежность человека к малочисленным народам Севера, затрудняет их доступ к природным ресурсам, не позволяет полноценно заниматься традиционной деятельностью. В декабре в Нарьян-Маре прошел семинар по проблемам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с участием депутатов Госдумы. Его участники пришли к выводу, что необходимо создание госреестра коренных народов. Кроме того, нужны изменения в существующие правила охоты и рыбалки, которые не учитывают или недостаточно учитывают права коренного населения. Ведь доходит до абсурда. Люди, которые веками жили охотой и рыболовством, приравниваются к браконьерам. Например, правилами сегодня вообще запрещена охота на гусей на островах Северного Ледовитого океана, к которым относятся Колгуев и Вайгач, а это места проживания ненцев.

— Какие еще темы актуальны в Год экологии?

— Важны также и вопросы рекультивации земель, которые входят в зону традиционного хозяйствования коренных народов, ликвидации накопленного с советских времен экологического ущерба. На том же Колгуеве, на Новой Земле до сих пор носит ветром ржавые бочки. Арктика величава и могущественна, но при этом очень хрупка. След вездехода в тундре не зарастает десятилетиями.

Природа отвечает на вмешательство человека глобальным потеплением, граница арктических льдов перемещается к северу, меняются климат, флора и фауна. К примеру, белых медведей можно видеть уже в окрестностях Амдермы, Усть-Кары. Такие тревожные признаки заставляют задуматься.

— Доходы от продажи нефти за последние годы резко упали, что сказалось на бюджетах нефтедобывающих регионов. Какие пути наполнения окружной казны вы видите?

— Да, сегодня мы первые в России по выпадению доходов, в 2016 году округ потерял порядка 35 процентов доходной части бюджета. Но вот по мерам социальной поддержки входим в регионы-лидеры: социальные объекты строятся, незащищенных граждан поддерживаем. Хотя и медленно, но разворачиваемся, уходим от нефтяной иглы. Это трудно. Шагнув в одночасье в рыночную экономику, на уровне менталитета мы ко многому оказались не готовы, в том числе к ведению малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах его доля составляет до 70–80 процентов бюджета, а в России — только 15–25 процентов.

Арктика и северный олень неотделимы друг от друга
Арктика и северный олень неотделимы друг от друга

Конечно, в условиях Севера бизнесу тяжело, малому и среднему, наверное, в особенности. Но меры господдержки, несмотря на сложности с бюджетом, принимаются. Например, возмещается часть затрат на производство оленины, а также транспортные расходы по ее доставке из хозяйств в Нарьян-Мар. По 87 рублей за килограмм молока получают ненецкие животноводы.

А качество местной молочки таково, что за ней выстраиваются очереди, хотя на прилавках полно завозной.

Нарьян-марский порт ждет масштабная реконструкция
Нарьян-марский порт ждет масштабная реконструкция

— Сергей Николаевич, на какой стадии находятся важные для округа проекты строительства порта в Индиге, дороги на Усинск, реконструкция Нарьян-Марского порта? Готов ли НАО участвовать в развитии инфраструктуры Северного морского пути?

— Индига — это не только порт, но и строительство железнодорожной ветки от Сосногорска, газопровода с Кумжинского и Коровинского месторождений, завода по производству сжиженного газа. Незамерзающий глубоководный порт в Индиге приведет к появлению мощного транспортного коридора в Арктике и опорного пункта на Севморпути. Проект оценивается примерно в 300 миллиардов рублей и находится на стадии декларации. Есть поддержка ряда министерств, он одобрен дирекцией Севморпути и вошел в число приоритетных в Арктической зоне.

Незамерзающий глубоководный порт в Индиге приведет к появлению мощного транспортного коридора в Арктике и опорного пункта на Севморпути
Незамерзающий глубоководный порт в Индиге приведет к появлению мощного транспортного коридора в Арктике и опорного пункта на Севморпути

Что касается Нарьян-Марского порта, то недавно он стал собственностью округа, выведен из банкротства, наращивает объемы. Конечно, требуется его реконструкция, причалы и оборудование давно морально и физически устарели, необходимо углубление фарватера. Проект дорогостоящий, но мы надеемся на помощь нефтяников, которым он нужен как перевалочная база.

Но, пожалуй, самый большой приоритет — у дороги Нарьян-Мар — Усинск. В 2017 году правительство РФ выделило почти 500 миллионов рублей на ее строительство, столько же было привлечено из федерального бюджета в 2016-м. Если так пойдет дальше, НАО наконец-то получит надежную наземную круглогодичную связь с «большой землей».

Факты

  • 300 млрд ₽ оценочная стоимость проекта строительства порта в Индиге
  • 55 млн ₽ выделено НАО на развитие санавиации
  • 500 млн ₽ выделено на строительсво дороги Нарьян-Мар — Усинск в 2017
  • 386 км общая протяженность дороги Нарьян-Мар — Усинск
  • Округ пошел по пути развития телемедицины: сегодня в любом ФАПе можно дистанционно получить квалифицированную консультацию специалистов из Нарьян-Мара, Архангельска, Петербурга.