Об итогах первых пяти лет нацпроекта, а также о концепции дальнейшей его реализации в Поморье рассказывает директор регионального дорожного агентства «Архангельскавтодор» Владимир Шадрин.
— Владимир Александрович, на ваш взгляд, самая сильная черта нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — это…?
— Это плановость, целевое федеральное финансирование и нацеленность на главный показатель — рост качества жизни пользователей. Новые дороги неизменно повышают этот показатель!
— Подведите итоги пятого сезона нацпроекта для Архангельской области.
— За пять лет, прошедших с начала нацпроекта, он стал по‑настоящему мощным и важным локомотивом, который серьезно разогнал темпы развития дорожно-строительной отрасли страны. Даже в нашем северном регионе, где работы с асфальтом начинаются в лучшем случае в начале мая, подрядчики успевают за сезон выполнить очень большой объем работ. И пусть в 2023 году было сделано несколько меньше, чем в 2022‑м, более 200 километров общего объема ремонтов и капремонтов на региональной сети дорог — это серьезно. Благодаря своевременному решению президента страны об ускорении темпов реализации нацпроекта нам удалось увеличить ранее запланированный показатель ремонтов более чем на 60 километров. И пользователи видят результаты нашей работы.
— Как формируются планы по нацпроекту в Поморье? Каковы основные факторы?
— Руководителем регионального штаба нацпроекта является губернатор Александр Цыбульский. Однако непосредственные планы дорожного нацпроекта по региональной сети дорог верстаются в стенах «Архангельскавтодора». Дорог в нашем регионе множество, они разные. И для определения планов ремонта мы в первую очередь исходим из социальной значимости того или иного направления. С уважением относимся ко всем пользователям дорог, но не учитывать объективные показатели пассажиро- и грузопотока мы просто не вправе. В изначальных приоритетах нацпроекта — дороги, входящие в опорную сеть регионов, то есть такие, которые связывают областной центр с соседними регионами, федеральными трассами и крупнейшими экономическими кластерами.
Понятно, что во главе угла для нас также находятся те утвержденные конечные показатели, которых мы должны достичь. Это касается как дорог, так и мостов. Территориальных предпочтений как таковых для нас нет. Да, в эти годы мы много уделяли внимания, например, дороге Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож. Но мы вынуждены это делать, так как эта важнейшая для региона дорога находилась в весьма плачевном состоянии. Сейчас почти на всем своем протяжении она приведена в норматив. Остался лишь перегон до границы с Карелией, особенно участок, проходящий по территории Кенозерского нацпарка, — учитывая существующую специфику охранных зон.
В целом же мы работаем и будем работать практически по всем направлениям и районам, в том числе северным, — пусть не везде и с асфальтом. Так, в текущем году мы планируем дойти до границы с Мезенским районом. Также в 2024 году мы продолжим работы по автодороге М-8 «Холмогоры» — Котлас, где остались участки со старым, пришедшим в негодность асфальтом. По этой дороге уже проделан огромный объем работ, но, к сожалению, она нам ежегодно преподносит сюрпризы. Поэтому данная трасса также остается в приоритете, в том числе гравийные участки, которые пока не переведены в асфальт.
— Вы часто общаетесь с коллегами из других регионов. Скажите, поднимаемые на таких встречах проблемы и вопросы одинаковы для всех субъектов? Или у Поморья все‑таки есть специфика?
— Специфики, которая была бы характерна только для Архангельской области, наверное, нет. Есть общие проблемы, которые касаются всех без исключения регионов, как в рамках реализации нацпроекта, так и в целом дорожной деятельности. И есть вопросы, касающиеся работы в определенных климатических зонах: страна все‑таки огромная — и разная. Мы на Севере, например, можем только завидовать краснодарским дорожникам, для которых укладывать асфальт в январе — нормально. В нашем регионе дорожно-строительный сезон — всего полгода. В Центральной России практически нет логистических сложностей с поставками материалов — для нас же это настоящая проблема. Поэтому мы проигрываем центральным регионам в стоимости ремонта одного километра — у нас этот показатель гораздо выше. Конечно, регионы работают в различных изначальных условиях. Поэтому мы постоянно убеждаем «Росавтодор» выделять нам дополнительное финансирование, чтобы не отставать от других субъектов в процентном соотношении ремонтов. Архангельская область входит в число 18 регионов, которые изначально стартовали с очень низким показателем дорог, находящихся в нормативе, — а именно с 14 процентами. По итогам завершившегося сезона мы преодолели планку в 30 процентов. Так что работы впереди еще много. И отрадно, что вот уже второй год подряд «Росавтодор» отмечает работу дорожной команды Поморья в рамках нацпроекта среди лучших в России!
— Можно ли сегодня говорить о том, что нацпроект фундаментально изменил дорожную отрасль и по‑другому она уже работать не будет?
— Я очень хочу на это надеяться. Все будет зависеть от той ритмичности финансирования, которую сегодня определяет нацпроект. Исходя из протяженности дорог Архангельской области и темпов, которыми мы движемся, мы четко понимаем, что дорожники без работы не останутся. Нужно порядка 26 лет, чтобы существующими темпами привести в норматив всю региональную сеть дорог. Однако костяк надежных подрядных организаций в регионе сформирован, к выполнению задач они готовы. Как показывает практика, на наш регион начинают засматриваться подрядчики из других субъектов. Хотя сегодня мы один из немногих регионов, который может отработать и по дорогам, и по мостам силами своих, исторически сложившихся предприятий. Благодаря нацпроекту дорожная отрасль реально изменилась. Она развивается и твердо стоит на ногах. Подрядные организации окрепли, почувствовали уверенность в себе, выросла квалификация специалистов. Несмотря на международную ситуацию, применяются новые технологии, материалы и техника. Мы готовы трудиться в том же ритме и не боимся роста объемов работ!