Начиная с 2003 года ведет отсчет своей деятельности по улучшению дорожно-транспортной сети города корабелов ООО «Магистраль». Участие в нацпроекте «Безопасные качественные дороги» еще раз подтвердило высокий профессионализм специалистов предприятия

Собственный асфальт

Чтобы достойно войти в нацпроект, в 2018 году ООО «Магистраль» специально приобрело новый асфальтобетонный завод — в пару к уже имеющемуся, чтобы закрыть необходимые мощности по выпуску материалов.

— АБЗ был куплен по лизинговой программе, его производительность составляет около 80 тонн смеси в час, — рассказывает заместитель директора ООО «Магистраль» по техническим вопросам Андрей ­Шергин. — Это асфальт любых типов, в том числе щебеночно-мастичный.

Преимущества собственного асфальтового завода проявились сразу. Предприятию не нужно было доставлять асфальт за 40 километров из Архангельска, как это делают другие подрядчики. Известно, что перевозка плохо влияет на качество крупнозернистого асфальта, приводя к его температурной и фракционной сегрегации. У «Магистрали» таких проблем не возникало.

Спустя четыре года после покупки завод подтвердил свою надежность по качеству выпускаемого продукта. Асфальт всегда успешно проходит несколько уровней лабораторных проверок — от собственной до муниципальной и региональной. Также за качеством следит ФАУ «­РОСДОРНИИ», специалисты которого берут пробы асфальта.

Кроме того, ресурсная база предприятия была укреплена дополнительной техникой. Например, был куплен новый каток для отработки мелких объектов ремонта (карманов, остановок). Также парк пополнился новыми самосвалами, экскаватором, дорожной фрезой, фронтальными погрузчиками для обслуживания АБЗ. Сегодня у «Магистрали» около полусотни единиц дорожно-строительной техники и автомобильного транспорта.

— Немаловажно, что за время участия в нацпроекте на предприятии было создано дополнительно 50 рабочих мест, — отмечает Андрей Шергин.

Работа на опережение

В БКД «Магистраль» принимала участие с 2019 по 2022 год. Благодаря специалистам предприятия порядка 20 транспортных артерий города были приведены в норматив. Это проспекты Ленина и Морской, улицы Первомайская, Коммунальная, Ломоносова, Транспортная, Южная, проезд Машиностроителей, Кудемское и Солзенское шоссе и другие. Общая протяженность отремонтированных дорог составила около 47 километров.

Специфика работ на этих улицах заключалась в замене бортового камня, реконструкции дождеприемных колодцев, редко — в замене тротуаров. Самыми сложными по инженерному сопровождению стали работы на проспекте Ленина — на 1200‑метровый участок дороги пришлось более 160 колодцев!

Особенность Северодвинска еще и в том, что основания дорог здесь залиты монолитным бетоном 20‑сантиметровой толщины, что сильно осложняет организацию продольного и поперечного профиля. Такая технология применялась в советские годы. А сегодня монолит неминуемо дает о себе знать так называемыми отраженными трещинами, которые проявляются в верхнем асфальтовом слое дороги.

— Для себя мы решили, что будем санировать эти трещины — не потому, что должны, а потому что точно знаем, что такой подход наиболее эффективен для сохранения долговечности покрытия. Ежегодно по собственной инициативе мы проливаем швы и трещины битумом, чтобы не дать воде проникнуть внутрь дорожного «пирога» и разорвать асфальт, — уточняет заместитель директора компании. — Три недели весной и в начале лета две бригады наших дорожников занимаются подобными упреждающими мероприятиями.

На все работы «Магистраль» дает четырехлетнюю гарантию. И по итогам прошедших лет объем работ по гарантийным обязательствам стремится к нулю.

— Более того, если вдруг мы видели тенденцию к появлению, например, колейности дорожного полотна, то проводили упреждающие ремонтные процедуры, — отмечает Андрей Шергин. — Например, занимались этим на Морском проспекте, где из‑за высокой интенсивности движения тяжелых транспортных средств на выезде и въезде на круговое движение могло произойти ухудшение состояния дорожного полотна, что влияет на безопасность участников дорожного движения.

На этапе проектирования

Предприятие базируется в Северодвинске, поэтому состояние городских дорог специалистам «Магистрали» известно досконально. Можно сказать, что каждую из них они знают «в лицо».

— Это помогает оперативно решать возникающие задачи еще на этапе проектных изысканий, прорабатываем их с заказчиком заранее, до начала работ, — рассказывает Андрей Шергин. — Такая ситуация возникла на проспекте Труда, где проектант не был осведомлен об имеющихся трудностях с ливневой канализацией. После сильных дождей автомобили могли там глохнуть в лужах, настолько высок был уровень воды. По нашей просьбе инженерное решение было изменено заблаговременно, и сегодня проблемы нет.

Местная дислокация позволяет также приступать к некоторым видам работ, особенно подготовительных, раньше запланированных сроков. Например, производить демонтаж бортового камня уже в начале апреля, когда земля только начинает оттаивать. Таким образом, у предприятия создается запас времени по срокам реализации проектов.

— Завоз материалов начинаем с декабря, тоже заранее, до начала сезона дорожных работ. Доставка щебня, песка, земли ежегодно составляет порядка 40 тысяч тонн, она идет железнодорожным транспортом с карельских карьеров. Это удобно, так как железнодорожные пути ведут прямо к нашим складским площадям, — объясняет заместитель директора ООО «Магистраль» по производству Александр Потапов.

Тщательный контроль — залог успеха

Участие в нацпроекте стало для предприятия стимулом для смены поставщиков инертных материалов для производства асфальта. От выбора карьера и нужных параметров фракций (от адгезии до пылеватости) зависит его качество. То же касается и производителей битума, которых много, и не каждый из них удовлетворяет высоким требованиям работы по БКД.

— Вся технологическая цепочка — от заказа материалов у нужного поставщика до укладки асфальта — проходит на предприятии тщательный контроль. Это принцип нашей работы, от которого мы не отходим ни на шаг, — добавляет Андрей Шергин.

Согласно собственным исследованиям предприятия, транспортная нагрузка на дороги Северодвинска уже сегодня превышена в среднем в два раза. Понятно, что это ведет к повышенному износу покрытия. И это же создает поле для будущей деятельности дорожников.

— Считаю, что БКД — мощная и нужная программа, в ее рамках в Северодвинске сделано очень многое, — подводит итог заместитель директора предприятия по техническим вопросам. — К сожалению, в 2023 году ООО «Магистраль» не принимало участия в реализации нацпроекта. Тем не менее мы работаем для города, для наших земляков, причем ответственно и качественно. Совершенствование дорожной сети — наша цель!

Цифры

  • ≈47 километров — общая протяженность дорог, отремонтированных ООО «Магистраль» в рамках БКД в Северодвинске.
  • ≈50 единиц дорожно-строительной техники и автомобильного транспорта имеется в парке ООО «Магистраль».