Штрихи на профессиональном полотне
Пройдет совсем немного времени, и новая волна выпускников выплеснется из стен школ и хлынет на просторы большой жизни. Разговор о профессиональной подготовке выпускников, о нужных специалистах, о перспективах образовательной отрасли с министром образования и науки Архангельской области Игорем Скубенко мы вели на его рабочем месте.
Поворот лицом к бизнесу
— Игорь Васильевич, что наш регион может предложить выпускникам, где их ждут?
— Если вы заметили, я стараюсь лично бывать на всех профориентационных событиях, особенно тех, которые касаются средне-профессионального образования. Потому что именно эта система, в моем понимании, должна сегодня выйти на «локомотивные» позиции в сфере образования. Рабочие кадры, специалисты среднего звена становятся тем эшелоном, который нам действительно необходим, с какой стороны ни посмотри.
Растет потребность, есть хорошие предложения от работодателей. Прежде всего, конечно, это машиностроение, судостроение, лесная отрасль, где зарплата совсем даже не маленькая. Кроме них, на наших глазах появляются перспективные, прорывные для экономики региона, инфраструктурные проекты: алмазо- и нефтедобыча, добыча газа, Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле. И мы уже перестраиваем ориентиры некоторых наших учебных учреждений в этом направлении. И не забываем о сфере обслуживания. Как кому бы то ни показалось странным, но и тут присутствует дефицит нормальных квалифицированных кадров, в торговле в том числе.
— Отовсюду только и слышишь: развитие региона, развитие муниципалитета, развитие предприятия, развитие проекта упираются в кадровую проблему. Много говорим о туризме, но нет отельеров, рестораторов, гидов… Каким образом определяются потребности бизнеса и бюджета в кадрах?
— Конечно, мы же не из воздуха берем количество специалистов, которые нам понадобятся на ближайшую перспективу. Наши партнеры — органы исполнительной власти в первую очередь. От них поступают данные, на которые мы ориентируемся при формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения.
Наши партнеры, безусловно, — предприятия. И вот тут возникает проблема: не все предприятия готовы раскрывать свою среднесрочную перспективную потребность из опасения, что такая информация может сыграть на руку конкурентам. И все же взаимодействие налаживается, особенно с ключевыми игроками региона — Севмашем, «Звездочкой», АЦБК, Группой «Илим», РЖД.
— С Российскими железными дорогами, в самом деле?
— Няндомский железнодорожный техникум стал весьма интенсивно развивающимся учреждением, которое выходит в лидеры по Северо-Западу в своем сегменте. И это несмотря на конкуренцию со стороны Ярославля, Санкт-Петербурга. А вот с предприятиями сферы услуг работаем точечно.
— То есть говорить, что в области нет квалифицированного выпуска, не стоит?
— Я бы не стал. Архангельская область — одна из лидеров в Российской Федерации среди субъектов, которые пошли на общественную аккредитацию, на независимую оценку. Мы прошли через «Опору России», через «Союз машиностроителей», через Роскосмос и так далее.
Сегодня у нас действуют 27 программ, получивших независимую оценку, что отметили и на федеральном уровне. Не все регионы включились в это движение и готовы представить свои программы независимым экспертам, профессиональным сообществам, работодателям. Мы — готовы.
Нас ждет педагогический кластер
— Игорь Васильевич, на ваш взгляд, оправдано ли, с точки зрения кадровой потребности региона в учителях, было слияние педагогического и технического университетов в САФУ? Не потеряли ли мы учительское образование?
— Вы правы, проблема существует. Хотя решение об объединении двух крупнейших университетов, в историческом смысле, было правильным. Но, с точки зрения педагогического образования, потери очевидны. Отсутствие классического педвуза на территории региона привело к нехватке учителей ряда специальностей, особенно физики. И на повестке дня стоит новое объединение.
— Что с чем будете объединять?
— В области есть Институт открытого образования, который ведет серьезную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников. Есть Северный (Арктический) федеральный университет, дающий образованию кадры, есть ряд педагогических колледжей.
Но по сию пору не было объединяющего органа, который бы и формулировал проблемы, и определял поиск решений, позволяющих закрывать образовавшиеся прорехи. Сейчас мы вплотную подошли к тому, что в регионе необходимо создавать педагогический кластер. И через новый механизм попытаться решить существующие кадровые задачи.
— В области есть судостроительный кластер, «ПоморИнноваЛес»…
— Вот мы этот опыт и хотим творчески применить, не через временные творческие группы или общественные советы, чьи разговоры носят, скорее, рекомендательный характер. А на постоянной основе. Заинтересованность в такой структуре есть у всех участников процесса. Уже сформирована проектная заявка, которая в ближайшие дни будет представлена губернатору и в проектный комитет для поддержки.
Готовь себе кадры со школы
— В прошлом году в 14-й школе Архангельска открыли строительный класс. Есть ли отзывы? Оправдывает ли себя путь раннего профессионального выбора?
— Итоги подведем в конце года. Обязательно. Пока всем нравится, и прежде всего самим ребятам. Да и родителям тоже. Насильно туда никто никого не тащил. Ребята уже побывали на практике в строительном колледже. Строители тоже довольны, что такой класс появился, и от поддержки не отказываются. Опыт покажет, куда дальше двигаться, но мне кажется, что проект будет удачным.
Да и строительный класс — только один штрих на создающемся профессиональном полотне. У нас есть классы Севмаша, появляются классы Группы «Илим», Роснефти, кадетские классы, готовящие кадры для МЧС и российской армии. Проявляют заинтересованность и другие отрасли экономики, развивающиеся в Архангельской области. Те, кто смотрит в будущее, начинают готовить себе специалистов уже со школы.
Цифры
Учебные заведения Архангельской области (данные на 01.01.2017)
- 4 высших учебных заведения
- 41 училище, техникум и колледж
- 7 филиалов высших учебных заведений
Данные по количеству обучающихся в Архангельской области на 01.01.2017
- 16 000 студентов профессиональных образовательных организаций
- 20 000 студентов высших учебных заведений
Какие профессии будут востребованы в России в 2020 году?
- Инженеры
- Маркетологи
- Педагоги, врачи
- Каменщики, слесари, сварщики, токари
- Электромонтеры (по ремонту и обслуживанию электрооборудования)
- Технологи (особенно в сфере химической и пищевой промышленности)
- Операторы для работы с различным промышленным оборудованием (бурильщики или машинисты)