О конкурсах профессионального педагогического мастерства

Ровно 30 лет назад, в 1993 году, Архангельская область присоединилась к конкурсному движению «Учитель года» — сегодня это старейший конкурс профессионального мастерства для педагогов в нашем регионе. Старейший — но далеко не единственный: профессиональных и творческих состязаний — очных, заочных и дистанционных — все больше. И это повод еще раз задать вопрос: кто становится победителем конкурсов профмастерства и зачем нужно в них участвовать?

Из чего сделан крокодил

— Кишку разворачиваем, разворачиваем…

— Крути печень!

Это диалог педагогов на третьем областном фестивале городских и районных клубов «Учитель года», когда участники одноименного всероссийского конкурса и победители нацпроекта «Образование» давали открытые уроки и мастер-классы.

Финалист «Учителя года — 2003» биолог Николай Кочмарик принес с собой пластиковые бутылки, веревки, тюбики из‑под зубной пасты и другие полезные в хозяйстве предметы — и, пристраивая одно к другому, собрал макет пищеварительной системы крокодила. Помогал ему легендарный архангельский физик Александр Рай, получивший в 1998 году на всероссийском конкурсе приз зрительских симпатий. В перерывах между уроками Николай Мартынович объявлял: «Райские песни!» — и тогда Александр Изентеевич брал в руки гитару… А параллельно в соседних кабинетах свои образовательные проекты защищали молодые учителя — участники областного конкурса «Педагогический дебют».

Это история 2015 года, но в память она врезалась, пожалуй, навсегда: встреча поколений выглядела очень символично.

В этом году областному конкурсу «Учитель года» исполнилось 30 лет. Областному конкурсу «Воспитать человека» — 14 лет. Конкурс «Мастер года», который проводится среди мастеров производственного обучения с 2021‑го, совсем молод, но уже набрал авторитет и популярность: если в первый раз на него заявились 10 педагогов (отборочный этап прошли девять), то в этом году было 38 заявок, а отбор прошли 33 участника из 30 учреждений профобразования.

Организацией профессиональных региональных состязаний среди педагогов занимаются специалисты Архангельского областного института открытого образования. Они же помогают победителям подготовиться к участию во всероссийском этапе. Поэтому за ответом на заданный выше вопрос мы идем в институт.

Победитель как ресурс

Завкафедрой педагогики и психологии АОИОО, кандидат педагогических наук Светлана Горячкова и ее коллеги заняты мозговым штурмом: нужно продумать конкурсный урок для участницы всероссийского «Учителя года» — Дарьи Антоновой из Северодвинска.

Светлана Горячкова, заведующая кафедрой педагогики и психологии АОИОО, кандидат педагогических наук
Светлана Горячкова, заведующая кафедрой педагогики и психологии АОИОО, кандидат педагогических наук

— Открытый урок или учебное занятие — обязательный соревновательный элемент в конкурсах профмастерства у педагогов, — объясняет Светлана Александровна, — конкурсант должен показать, что умеет хорошо работать с детьми. И сколько раз я бываю в составе жюри — столько раз отмечаю, что те педагоги, что дошли до областного уровня, с детьми работают классно. А сложности возникают с заданиями, где нужно представить свой опыт и свою методику, рассказать, как ты принимаешь решения, научить других тому, что ты делаешь. С чем это связано? Наверное, нам в целом не хватает времени, чтобы остановиться и поразмышлять о своем труде, осмыслить: «А что мне помогает решать профессиональные задачи?»

— Я несколько раз была на открытых уроках у наших участников и призеров всероссийских конкурсов, видела их конкурсные выступления. Мне кажется, их опыт — это своего рода «нефть и уголь», важный нематериальный ресурс. Как он используется?

— Конечно, такие педагоги становятся известны всему профессиональному сообществу Архангельской области. Мы привлекаем их в качестве лекторов на курсах повышения квалификации, они проводят мастер-классы и открытые уроки, участвуют в подготовке будущих конкурсантов, получают возможность представить свой опыт в профессиональной периодике. Например, победитель «Учителя года — 2022» в специальной номинации «За настойчивость в достижении цели» Светлана Викторовна Зверева теперь проводит вебинары при подготовке участников областного этапа конкурса.

Наконец, половина членов жюри (а иногда и больше) региональных конкурсов — это победители прошлых лет: Юлия Николаевна Гуменная, Галина Альбертовна Щетинина, Ольга Александровна Баева, Влада Андреевна Пестрикова, Наталья Александровна Григорьева, Людмила Васильевна Жгилева и другие.

Конкурс дает крылья

— Зачем педагоги участвуют в конкурсах? Какая у них мотивация?

— Во-первых, мы понимаем, что карьерная вертикаль ограничена: не может каждый, допустим, воспитатель детского сада стать методистом и заведующим. А ведь, как правило, наши педагоги — люди думающие, читающие, размышляющие. Им хочется развиваться. И в этом случае профессиональный конкурс — это способ выйти из привычных условий и сделать шаг вперед.

Для других участников конкурс — это площадка для профессионального общения, возможность обсудить рабочие вопросы с понимающим тебя человеком. Такой возможности многим не хватает: например, педагоги-психологи в образовательных учреждениях работают по одному, в лучшем случае — по двое. Конкурс помогает им найти новых друзей и единомышленников. Наконец, проверить себя на крепость — это тоже стимул участвовать в профессиональных состязаниях.

Педагог из Северодвинска Дарья Антонова — финалист конкурса «Учитель года России»
Педагог из Северодвинска Дарья Антонова — финалист конкурса «Учитель года России»

В целом мне кажется, что любое профессиональное признание — это всегда значимо. Оно освобождает, дает крылья. Многих участников конкурсное движение затягивает, потому что это мощная эмоциональная и творческая подпитка. Вот яркий пример — учитель русского языка и литературы Дарья Олеговна Антонова. Она победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям Архангельской области, призер областного конкурса «Учитель года — 2022», лауреат конкурса «Воспитать человека — 2023», а сегодня мы готовим ее к участию во всероссийском «Учителе года».

Если есть сплоченная команда…

— А какие территории участвуют в конкурсах активнее всего?

— Мы в целом наблюдаем растущее количество участников конкурсного движения. Вы, наверное, помните, что раньше конкурсанты сначала соревновались на уровне своих муниципалитетов, а уже потом один победитель отправлялся на область. Сегодня проходить муниципальное сито не нужно. От одного города или округа на заочный этап могут заявиться, допустим, три педагога, и два из них — набрать нужное количество баллов и выйти в очный тур областного конкурса.

Как правило, в заочном этапе конкурсов принимают участие все муниципалитеты Архангельской области. Так, в заочном туре «Учителя года» соревнуются до 130 человек, в очный тур выходят порядка 40 участников. В конкурсе «Воспитать человека» — около 140 и 60 конкурсантов соответственно. Традиционно активны Пинежский район и Устьянский округ, Котлас, Архангельск, Северодвинск, Новодвинск.

Новодвинск — очень интересная в этом смысле территория: он лидирует как по количеству заявившихся, так и по количеству победителей, там есть настоящая команда -очень сплоченное педагогическое сообщество, хорошо работает городской клуб «Учитель года».

— Я бы сравнила этот клуб с дрожжами, на которых растет сообщество, формируется преемственность поколений…

— Действительно, роль клуба «Учитель года», как областного, так и муниципальных, очень велика: он организует и проводит методические события, помогает готовиться к различным творческим состязаниям и объединяет всех, кто заражен конкурсным движением. О чем вообще говорит нам география победителей? Она говорит нам о том, что если есть команда, если есть люди, которые живут своей профессией и конкурсным движением, которые видят в соревнованиях пользу для своего развития и для развития своего учреждения, то будет и результат.

Цифры и факты

  • ≈40 участников конкурса выходят в очный тур. Всего же их может быть до 130 человек
  • Областной клуб «Учитель года» был создан в 2006 году. У его истоков стояли победители и призеры областного конкурса «Учитель года» и Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Среди начинаний клуба — летний методический лагерь и педагогический десант «Победители конкурса — педагогам области».