Воссоздают в затерянном уголке Верхнетоемского района

Шумят на берегу лесного Соозера высокие кедры. Охраняют покой отмеченного Богом и людьми места. Монахи Соезерской обители посадили кедры как символ нетленности. И разрослись они, да так, что и церковь и колокольня потерялись в густом кедровнике.

40 верст тайболы

Деревня Соозеро затерялась в глубине Верхнетоемского района. Живут там 12 человек. Укромное место в «стране полунощной», скрытое от чужих глаз подступающими со всех сторон топями да лесами непроходимыми. Отсюда до Северной Двины около 40 верст тайболы. Даже сейчас, когда спелые ельники повырубили, отдельно стоящие посреди болот сухостоины корявыми ветвями-пальцами жуть навевают. А было время — здешние леса волнами уходили к горизонту, надежно защищая живущих под их пологом.

Хрупкие ростки стали могучими деревьями
Хрупкие ростки стали могучими деревьями

По преданию, дошедшему до нас благодаря «Сказанию о явлении и чудесах иконы Святой Троицы Соезерской», название озеру и всей местности дал чудской князь Соя. Сюда вытеснили славяне-новгородцы чудь белоглазую. А сам Верхнетоемский район сохранил имя еще более древнего народа, обитавшего по берегам Северной Двины с незапамятных времен. «Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймичи погании и за Дышючим морем, от моря до болгар, от болгар до буртас, от буртас до чермис, от чермис до моръдви,- то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны», — писал автор «Слова о погибели Русской Земли». Кстати, нынешний административный центр района — село Верхняя Тойма в письменных источниках впервые упоминается на 10 лет раньше, чем Москва.

Других таких нет

Люди жили тут, на берегах Двины и Соозера, издавна. А в 1616 году рыболовам-соезерцам на стене рыбацкой избушки чудесным образом явилась икона Святой Троицы, «вся серебряная, в вершок величины». Стали люди обращаться с горячей молитвой к Пресвятой Троице, стали исцеляться от разных недугов. Пошла слава о новоявленной иконе и чудесах по окрестностям. Стали стекаться к месту тому «мнози иноцы». И через три года там, где была рыбацкая избушка, поставили «животворящий крест и малу часовню».

Год основания обители — 1631
Год основания обители — 1631

Около сего времени некий «впавший в болезнь» иеромонах Рафаил начал молиться Пресвятой Троице и дал обет по исцелении уйти на берег Соозера. Исцелившись, пришел он сюда в 1631 году. А вскоре поселился на том мысу священник именем Кирилл с братиею. По его благословению начали лес заготавливать на храм. В 1636 году от Иоасафа, митрополита Московского, была получена «благословенная грамота» на возведение Троицкой церкви. И через три года Соезерская Троицкая мужская обитель была оформлена официально.

Строения той поры до наших дней не дошли. Опустошительный пожар 1748 года уничтожил главную монастырскую церковь. В том же году стали строить новую, деревянную, однопрестольную, и рядом с ней — колокольню. Они и сохранились. Правда, состояние их ныне удручающее.

До революции почти в каждом северном селе стояли храмовые комплексы из двух, а то и трех церквей и колокольни. Сегодня на всей огромной территории Архангельской области сохранились всего три полноценных ансамбля деревянного зодчества — в селах Лядины, Нёнокса и Малошуйка.

Два сооружения сохранились также в трех местах — в селе Саунино на Каргополье, в селе Сельцо Виноградовского района и на Соозере Верхнетоемского. Монастырских же деревянных ансамблей, кроме соезерского, не сохранилось вообще нигде! Да еще в кедровом венце.

Даешь питомник!

Известно, что в нашей архангельской тайге кедры самосевом не растут. Нигде, кроме Соозера. Примерно в середине XVIII века неведомый монах из дальних краев привез шишку нездешнего дерева. Посадил мелкие орешки. Вырастил хрупкие ростки. Холил их и лелеял. И спустя десятилетия превратились они в могучие деревья, невиданные в наших краях. Специалисты-лесоводы считают, что самым старым кедрам, сохранившимся

на территории монастыря, более 250 лет. Самый же древний, по воспоминаниям местной жительницы Анны Батраковой, рос на мысу, а в его дупле установлен был деревянный крест. Дерево погибло в 1956 году. На пне его насчитали 296 колец.

Сегодня деревья разрослись так, что церковь и колокольня теряются в густом кедровнике. И в деревне почти в каждой усадьбе свой кедр, и у каждого свой хозяин. Есть. Или был. Их до сих пор так и называют: «кедр Алексея Батракова», «кедр иерея Стефана Неволина». В 2011 году группа местных жителей и московских паломников освобождали от всякого кустарника и хлама территорию, прилегающую к храму. И в малиннике под сломанными ветром сучьями обнаружили около 70 крошечных кедров. Люди их аккуратно выкопали, а на следующий день под руководством биолога Натальи Власовой, внучки упомянутой Анны Батраковой, заложили новые кедровые аллеи. А по мнению известного лесовода Леонарда Ипатова, «здесь вполне можно создать и лесопитомник для разведения кедров». Ибо Соозеро — единственное, «заколдованное», место на архангельском севере, где они растут сами.

Осознали преступность бездействия

Для хранения произведений искусства создают музеи. Памятники исторические, природные архитектурные, казалось бы, украсть невозможно. Но, можно их утратить. Что мы с успехом и проделываем. Сколько шедевров северного культурного ландшафта утрачены изза небрежения, преступного человеческого или чиновничьего равнодушия!

Храмовые строения Соозерской пустыни на себе испытали все ступени российских бед. Их упраздняли, обезглавливали, растаскивали иконы и церковную утварь, а затем десятилетиями равнодушно взирали, как ветшают и зарастают сорной травой древние стены.

Слава Богу, что не уничтожили или не спалили. Слава Богу, что нашлись ныне люди неравнодушные, почувствовавшие красоту места, избранного их пращурами. Слава Богу, что осознали преступность бездействия. И как когда-то строили всем миром деревенский храм, так всем миром — сельсовет, леспромхоз, районная власть, местные жители, уехавшие уроженцы этих мест, паломники-энтузиасты — взялись за его воссоздание. Дай Бог, все получится…