Александр Борисов и его Великий Северный путь
Художник Александр Борисов был талантлив не только как живописец. Он еще писатель, публицист, этнограф Ненецкой земли, топограф и гидрограф, мореплаватель и путешественник, инженер, экономист, архитектор и строитель.
От Мурманска до Оби
Александр Борисов был человеком широких взглядов, разносторонних интересов. Его жизненная программа сводилась к одному — служению интересам Севера. Служить он хотел не только искусством, но и всем тем, что содействовало бы его экономическому подъему.
Длительное изучение транспортных проблем Севера привело Борисова к идее строительства разветвленной сети железных дорог, которые связали бы Европейский Север с Сибирью и Центром России.
Особое место в этом масштабном экономическом проекте Александр Борисов придавал Котласу. Художник считал, что город должен стать важным связующим звеном разветвленной сети железных дорог.
В 1915 году в Петрограде вышла книга Борисова «Обь-Мурманская железная дорога», в которой он впервые предложил проект железнодорожного транспортного пути от Мурманска до Оби.
«Признать необходимым»
30 сентября 1915 года было получено разрешение на изыскательские работы трассы Обь — Котлас — Сорока. За счет личных средств Борисова готовились соответствующие проектные документы. В этом же году А. Борисов совместно с норвежским банкиром Э. Ганневигом основал акционерное общество «Великий Северный путь» (ВСП).
В 1916‑м состоялось особое межведомственное совещание с общественными представителями по выработке пятилетнего плана железнодорожного строительства. Обь-Котласская дорога была отмечена в числе первоочередных.
Революция 1917 года несколько приостановила развитие событий. Но Александр Борисов обращается к новому правительству, и уже в 1919 году названия «Великий Северный путь» и «О предоставлении концессии на Великий Северный железнодорожный путь» используются в постановлениях Ленина, где подводится итог: «признать данную концессию желательной и осуществление ее практически необходимым»¹ .
«Котлас должен быть центром»
Проект художника А. А. Борисова «Великий Северный железнодорожный путь» включал в себя три направления железных дорог:
- Обь — Котлас — Сорока (Беломорск) — Мурманск;
- Котлас — Вельск — Коноша — Петроград;
- Котлас — Великий Устюг — Кострома.
«Именно район города Котласа должен быть административным и экономическим центром всей Северо-Восточной области. От Котласа протекает Большая Северная Двина на северо-запад и связывает Котлас с Архангельском и Белым морем, а Малая Северная Двина и Сухона связывают Котлас с Вологдой, река Вычегда связывает с центром Коми-области. Наряду с этим через Котлас в скором времени будет пролегать целый ряд железных дорог», — писал Александр Борисов².
В 1926 году он написал докладную записку председателю Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР Валериану Куйбышеву о возможности и необходимости сооружения железной дороги Котлас — Сорока, а также о постройке целлюлозно-бумажных предприятий в бассейне железнодорожного строительства на Севере СССР в связи с освобождением лесных массивов.
Три океана и два материка
В 1928 году в трех номерах газеты «Известия» была опубликована статья «Великий Северный путь», а в декабре того же года — статья «Великие начинания по пятилетке в Северном крае».
«Великий Северный путь свяжет собой три океана и два материка. Он пройдет по длине всей Сибири — стране грандиозного будущего… Единственное правильное решение только одно: соединить кратчайшей железной дорогой реку Обь с нашими европейскими величайшими реками: с Волгой через Каму, с Северной Двиной через Вычегду и с Печорой… Железные дороги Ухта — Москва и Ухта — Ленинград, — считал Борисов, — должны иметь направление также через основной экономический узел Севера, то есть через Котлас, так как помимо полного соответствия всем экономическим требованиям она будет иметь кратчайшее протяжение»³.
В связи с реализацией масштабного проекта «Великий Северный путь» 31 июля 1929 года была образована специальная комиссия содействия сооружению Великого Северного пути. Было проведено около 200 заседаний, совещаний и докладов по различным вопросам: транспортной проблеме, лесной, недр, колонизационной, вечной мерзлоты, подъездных путей, роли авиации в железнодорожных и комплексных изысканиях, социалистического строительства новых городов и т. д. В результате были выработаны и вынесены на общественную экспертизу основные установки проекта Великого Северного пути, проведен ряд публичных докладов.
В итоге проект в целом получил признание со стороны широкой советской общественности и специальных кругов. Был сделан вывод о необходимости срочного сооружения части Великого Северного пути от Сороки до Оби и комплексных изысканий, без которых невозможно государственное планирование по Северу.
Есть первый поезд!
Память об Александре Борисове сохраняют сотрудники музея-усадьбы художника в Красноборском районе. Несомненно, она должна быть увековечена и на Котласской земле. Сегодня на железнодорожном вокзале Котласа действует экспозиция материалов по истории города, отдельный стенд которой посвящен Александру Борисову. Но в городе, к сожалению, нет ни улицы, названной в его честь, ни памятника художнику. А его заслуги перед Котласом очень весомы.
«Многое из того, что предлагалось А. А. Борисовым, ныне осуществлено, правда, в несколько измененном виде, так как жизнь внесла некоторые коррективы в планы развития транспортных коммуникаций. Котлас соединен железной дорогой через Вельск и Коношу с Москвой и Ленинградом. Построена дорога, соединяющая Сороку (Беломорск) с архангельской дорогой. Прошла дорога на Печору и далее на Север. Проложен железнодорожный путь и в Великий Устюг, куда 18 апреля 1977 года пришел первый поезд, состоялось открытие станции Великий Устюг. В Сибири уже построена железная дорога с выходом к Тихому океану (БАМ). Широко практикуются смешанные перевозки: железная дорога — речной транспорт. А зимняя погрузка судов у речников получила самое большое распространение. В Котласе, Сыктывкаре построены ЦБК»⁴.
Справка
Александр Алексеевич Борисов (1866–1934) — выдающийся русский художник-пейзажист, исследователь и патриот Севера. Родился в деревне Глубокий Ручей Красноборского района в крестьянской семье. Творчество Борисова как основоположника художественного освоения Арктики было широко представлено в начале XX века и не имело аналогов ни в русском, ни в европейском искусстве.
За особые заслуги «в исследовании Северного края и ознакомлении с ним путем художественных произведений» художник награжден орденом Святого Владимира IV степени, иностранными орденами: Почетного легиона (Франция), Бани (Великобритания), Святого Олафа (Королевство Швеции и Норвегии).
1. Газета «Известия» ВЦИК, 6 февраля 1919 года, № 27 (579).
2. Воблый В. М., Борисов А. А. Великий Северный путь. — Великий Устюг: Северо-Двинский губплан, 1929.
3. Борисов А. А. «Известия» ЦИК, 1928, № 59 (3293).
4. Кудрин Н. М. А. А. Борисов. Страницы жизни // Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995.