«Победа одна на всех» — под этим девизом портреты участников северных конвоев впервые пронесли по главной улице Архангельска. Так пять лет назад в рядах Бессмертного полка появился Бессмертный экипаж.
Организаторами акции «Бессмертный экипаж» стали клуб «Братство северных конвоев» и Арктический морской институт имени В. И. Воронина. Идея родилась 2015 году, когда на Соловках ученики Архангельской школы Соловецких юнг в рамках акции «Бессмертный полк» пронесли портреты своих сверстников — участников Великой Отечественной войны.
— Тогда появилась сама идея в рамках «Бессмертного полка» сделать что‑то особенное, отличающее наш город от всех других. И в 2016 году, когда отмечалось 75‑летие прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», руководитель клуба «Братство северных конвоев» Сергей Терентьев предложил к 31 августа сделать передвижную выставку с портретами выпускников Архангельской мореходки — участников конвоев. В числе экспонатов были уникальные документы, награды, личные вещи. Когда мы с ним встретились, чтобы обсудить концепцию выставки, я предложил сделать экспозицию разборной, чтобы портреты в дальнейшем можно было снять и в День Победы пронести в Бессмертном полку, — рассказывает один из инициаторов акции «Бессмертный экипаж» Георгий Гудим-Левкович.
Тогда же было решено, что в одном строю с портретами наших соотечественников должны быть и портреты участников северных конвоев из стран-союзниц. Сказано — сделано. Были напечатаны 100 портретов: 50 — наших соотечественников и 50 — иностранных участников конвоев из Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Австралии, Франции, Канады.
— Георгий Евгеньевич, где брали фотографии?
— Среди участников конвоев есть известные личности, фотографии которых находятся в свободном доступе, — например, контр-адмирал Фредерик Уэйк-Уокер, руководитель прикрытия «Дервиша». Кроме того, в Шотландии в Лох-Эве, где с сентября 1942 года формировалось большинство конвоев, есть Музей русских арктических конвоев. Его организаторы достаточно давно собирают воспоминания самих ветеранов, воспоминания о ветеранах и, соответственно, их фотографии. Мы попросили разрешения выбрать портреты участников конвоев, и нам ответили согласием. Отбирая портреты для Бессмертного экипажа, мы руководствовались тем, что это должны быть участники самых первых конвоев и из разных стран, а не только из Великобритании.
Так, выставка торжественно открылась в АМИ, как и планировалось, 31 августа 2016 года и до Дня Победы сменила несколько адресов — экспонировалась в том числе и в Северном морском пароходстве. А 9 мая 2017 года курсанты морского института, Архангельского морского кадетского корпуса и Архангельской средней школы Соловецких юнг пронесли в колонне Бессмертного экипажа 100 портретов участников северных конвоев.
— Более того, накануне мы обратились ко всем архангелогородцам и предложили присоединиться с портретами своих предков, так или иначе связанных с северными конвоями, к нашей колонне. В результате собралось около тысячи человек, — вспоминает Георгий Гудим-Левкович. — Ну, а после того, как состоялось первое шествие Бессмертного экипажа и сообщения об этом появились в прессе, организаторы получили множество откликов из разных городов России. Писали из Мурманска, Кандалакши, Кеми, Орла, Барнаула, Иркутска. Тогда мы поняли, что наша инициатива имеет продолжение в российском и зарубежном формате и что помимо самой акции «Бессмертный экипаж», которая проходит один раз в год в День Победы, необходим более масштабный проект.
Уже через год колонна Бессмертного экипажа насчитывала 1200 человек. Еще через год — около полутора тысяч. Примечательно, что организаторы в состав Бессмертного экипажа приглашают всех, кто имел хотя бы малейшее отношение к союзным конвоям. Не только моряков, но и тех, кто работал в порту, на буксирах, на ледоколах, разгружал суда, кто занимался ледовой разведкой и обеспечивал прикрытие, в том числе и с воздуха.
Интересно, что однажды у организаторов акции «Бессмертный полк» возник вопрос, на каком основании в рядах Бессмертного экипажа его участники несут портреты зарубежных ветеранов. Георгий Гудим-Левкович рассказывает, что тогда пришлось обратиться в клуб «Русский конвой» через российское посольство в Великобритании. Получили не только согласие, но и благодарность за то, что бережно хранят память об участниках конвоев не только своей страны, но и иностранных.
А с 2018 года организаторы акции «Бессмертный экипаж» начали получать обращения и из‑за рубежа. Первой обратилась дочь Фрэнка Артура Бонда — очень известного ветерана, который неоднократно бывал в Архангельске. Он ушел из жизни буквально накануне 9 Мая, успев получить «Арктическую звезду» — награду, специально утвержденную для участников северных конвоев 1941–1945 годов, а также государственную награду Российской Федерации — медаль Ушакова.
У ветерана сохранились очень теплые воспоминания об Архангельске, и именно он назвал его second port — второй порт, что для моряка значит второй дом. Теперь Фрэнк каждый год шагает по его улицам уже в строю Бессмертного экипажа…
— Георгий Евгеньевич, пандемия коронавируса, к сожалению, перенесла все мероприятия, приуроченные к 75‑летию Победы, в онлайн…
— Да, шествия как такового не было ни в прошлом, ни в этом году. Мы присоединились к акции «Бессмертный полк», которая в этом году также прошла онлайн.
У проекта «Бессмертный экипаж» есть собственный сайт, где размещена информация обо всех конвоях и кораблях, принимавших участие в них. На нем есть страница «Бортовой журнал», где можно самостоятельно добавить информацию об участнике северных конвоев, указав конкретное судно или корабль. Кроме того, акция в этом году второй раз прошла в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте».
— Ваш проект развивается и уже давно перерос акцию, с которой начинался. Что еще происходит в рамках «Бессмертного экипажа»? Как вы готовитесь к 80‑летию со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш»?
— Действительно, сегодня мы работаем в нескольких направлениях. Первое — акционное и информационное. Это подготовка к шествию Бессмертного экипажа, работа на сайте и в социальной сети, где мы собрали уже более 400 портретов и историй. Два года подряд в День Победы мы о нашем проекте рассказываем на «Радио России», в дни памяти — 31 августа и 8 мая — организуем возложение венков на Британском воинском захоронении на Кузнечевском кладбище в Архангельске.
Вторая составляющая проекта «Бессмертный экипаж» — поисковая работа. Мы по мере возможности оказываем помощь в поиске информации о родственниках тем, кто хочет ее получить. Речь не идет о какой‑то масштабной поисковой работе в архивах, хотя Сергей Терентьев работает в архивах Северного морского пароходства и морского порта, а некоторые активисты работают в Гатчинском архиве ВМФ, областном государственном архиве. Мы же оказываем помощь больше методическую, подсказывая, где и как можно найти информацию.
Еще одно направление — научно-издательская деятельность, которая объединяет работу по поиску, изданию и распространению новой информации в целом о конвоях, о роли Архангельска во Второй мировой войне.
Мы стараемся участвовать в научных конференциях, которые проходят на эти темы, активно сотрудничаем с Северным морским музеем и провели цикл лекций по конвоям 1941 года.
Сергей Терентьев, например, много лет занимается биографиями выпускников Архангельского мореходного училища — участников северных конвоев. Уже готова к изданию книга, содержащая более ста биографических очерков, основанных на реальных документах АМИ, Северного морского пароходства, Архангельского морского торгового порта.
К слову, координатор «Бессмертного экипажа» и сам работает над изданием ряда книг. Так, пока в электронном виде он представил издание «Хроника «Дервиша», которое посвящено событиям, произошедшим в период с декабря 1940 года по март 1942‑го.
— Почему именно этот период вас заинтересовал?
— Чтобы понять значение первого конвоя, необходимо знать его предысторию, как возникла сама идея ленд-лиза. Как вообще состоялась антигитлеровская коалиция и как был завязан этот геополитический узел именно здесь, в Архангельске. Когда открываешь общедоступную литературу, в том числе научно-популярную, оказывается, что достаточно хорошо описаны события начиная с лета 1942 года. А вот о самом тяжелом периоде — 1941 годе — практически ничего нет. На самом деле даже фотографии первого конвоя — «Дервиша» — отсутствуют. Поэтому данная исследовательская тема очень интересна, причем в самых разных аспектах, и каждый год к истории конвоев добавляется что‑то новое.
Георгий Гудим-Левкович подчеркивает, что клуб «Братство северных конвоев» активно в этом направлении сотрудничает со всеми, кому интересна тема конвоев, помогает в издании материалов. Так, в этом год у при поддержке клуба вышел очередной том книжной серии «Архангельск в войне», подготовленный авторским коллективом во главе со Светланой Ефремовой при поддержке депутата Архангельской городской Думы Дмитрия Акишева.
— Сейчас мы к 80‑летию «Дервиша» совместно издаем книгу на двух языках — русском и английском. В ней краткое изложение истории «Дервиша», а также документы, многие из которых будут опубликованы впервые. В частности, из английских, американских и польских источников, касающихся первого северного конвоя. Например, рапорт капитана самого крупного из судов первого конвоя — Llanstephan Castle, воспоминания одного из матросов о разгрузке кораблей, отрывки из документов британской флотилии тральщиков, а также два отрывка из книг, написанных непосредственными участниками «Дервиша», — резюмирует Георгий Гудим-Левкович.
Прорвавшиеся сквозь время
Выпускники Арктического морского института имени В. И. Воронина — участники северных конвоев
Юрий Константинович Хлебников
В 1942 году назначен капитаном л / к «А. Микоян». Работой ледокола была проводка по СМП с востока на запад эскадренных миноносцев и транспортных судов.
Александр Георгиевич Мочалов
Командовал пароходом «Революция». Под непрерывным обстрелом противника доставлял на полуостров Рыбачий воинские части, продовольствие и вывозил раненых.
Анатолий Николаевич Котцов
Старший механик на ледоколе № 8. За безупречную работу в годы войны награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Советского Заполярья».
Александр Степанович Баскаков
В 1942 году успешно провел в порт пароход «Тбилиси» с полуметровым перебором осадки. Сотни судов вывел он в море в годы войны.
Василий Васильевич Глотов
В годы войны экипаж п / х «Свияга», возглавляемый капитаном Глотовым, в составе судов транспортного отряда Северного флота доставлял военные грузы защитникам Заполярья.
Владимир Васильевич Павлов
В мае 1944 года принял командование гидрографическим судном «Норд». Возле островов Рингнесс и Белуха принял бой с немецкой подводной лодкой.
Владимир Иванович Воронин
В годы Великой Отечественной войны в звании капитана 2‑го ранга командовал ледоколом «Иосиф Сталин», занимаясь проводкой боевых кораблей и транспортов в Арктике.
Владимир Сергеевич Тимофеев
В звании старшего лейтенанта командовал буксиром «Шквал», выполнявшим боевые задачи Северного флота.
Герман Григорьевич Семаков
В годы Великой Отечественной войны работал на судах СМП в должности старшего механика, участвовал в северных конвоях по перевозке военных грузов.
Дмитрий Николаевич Чухчин
Назначен военным комендантом на теплоход «Старый большевик». Весной 1942 года судно совершило опасное одиночное плавание через Атлантику в Америку.
Иван Акимович Пономарев
С 1942 года плавал капитаном на транспортных судах «Унжа», «Сорока», «Петровский» — перевозил военные грузы из Великобритании в Архангельск и Мурманск.
Илья Николаевич Чагин
В годы Великой Отечественной войны совершал длительные и опасные рейсы в Англию и США и обратно, доставляя вооружение и продовольствие для Красной армии.
Михаил Гаврилович Марков
Капитан ледокола «Красин». В годы войны «Красин» совершил кругосветное плавание. Выполнял другие ответственные рейсы, работал во льдах в высшей степени профессионально.
Михаил Иванович Яковлев
Матрос-практикант на п / х «Красное знамя», затем матрос на п / х «Петровский». На теплоходе провёл зимовку на о. Диксон.
Михаил Сергеевич Хабаров
В 1941 году — капитан парохода «Вишера», перевозившего военные грузы в Кемь и Кандалакшу. Затем — служба в отряде Баренцева моря по снабжению мурманского фронта.
Николай Васильевич Ярцев
С 1941 года — второй механик парохода «Андре Марти», с 1944‑го — старший механик пароходов «Иртыш» и «Архангельск». Доставлял грузы из Англии в Архангельск и на побережье Заполярья.
Павел Иосифович Бурмакин
22 июня 1941 года первым из судов транспортного флота подвергся нападению авиации пароход «Енисей» в Кольском заливе. Капитан Бурмакин умелым маневрированием спас судно от сброшенных на него бомб.
Сергей Васильевич Гудин
Опытный полярник с начала войны — капитан гидрографического судна «И. Папанин». Обеспечивал проводку судов в районе Карских Ворот и пролива Югорский Шар.
Тимофей Иванович Фомин
На пароходе «Диксон» принимал участие в Петсамо-Киркенесской операции, совершая опасные рейсы из Мурманска в Лиинахамари.
Федор Андреевич Рынцын
Летом 1941 года на пароходе «Родина» вывозил гражданское население и раненых из Кандалакши и Мурманска в Архангельск. В составе первого советского конвоя QP-1 ушел в опасный заграничный рейс.
Федор Васильевич Брилин
Старший механик на пароходе «Енисей», который обеспечивал транспортные перевозки в Мотовском заливе в годы Великой Отечественной войны.
Федор Дмитриевич Панфилов
Капитан парохода «Революционер». В августе 1942 года у острова Диксон «Революционер» вступил в неравную схватку с германским крейсером Admiral Scheer. Умело маневрируя, капитан вывел судно из зоны обстрела.
Яков Тимофеевич Глазачев
В годы Великой Отечественной войны служил командиром минного блокшива «Пушкин» Северного флота, который снабжал корабли флота минами, торпедами, глубинными бомбами.
Василий Александрович Миронов
В годы Великой Отечественной войны — капитан Архангельского морского торгового порта. В условиях военного времени обеспечивал работу порта, разгрузку транспортных судов с вооружением и продовольствием в сжатые сроки.