В мае этого года Мезенский морской торговый порт открыл юбилейную, 150‑ю навигацию. И тогда же, в мае, отметил свое 75‑летие Владимир Николаевич Сычев — почетный гражданин Мезенского района, больше тридцати лет возглавлявший порт. Это были очень непростые тридцать лет: от расцвета 1970–1980‑х, когда здесь принимали по 180 тысяч тонн грузов в рамках северного завоза и отправляли лес на экспорт, до упадка 1990‑х, когда в Мезенский порт зашел последний иностранный лесовоз. Об особом порте, соянском детстве, ленинградских лыжах и рыбацком доме — наш с Владимиром Николаевичем разговор.
Любишь кататься — люби и учиться
— Владимир Николаевич, вы почетный работник морского флота, ходили в загранки, служили в Балтийском флоте, развивали Мезенский морской торговый порт. Вся ваша жизнь связана с морем. Это случайно вышло или у вас была такая мечта?
— Да, была такая мечта. После 11‑го класса я поехал учиться в Ленинградский институт водного транспорта на судомеханический факультет, потому что хотел ходить в море.
А откуда появилось такое желание… Определенную роль в этом сыграла учитель английского языка Каменской средней школы Лилия Ефремовна Сидорова, которая летом работала переводчицей в интерклубе. Она была нашей классной руководительницей, и благодаря ей мы были вхожи в интерклуб с 10‑го класса. Там стоял прекрасный теннисный стол, а я как раз серьезно занимался теннисом и даже имел первый разряд по этому виду спорта. Так как интерклуб посещало очень много моряков, то, конечно, среди них у меня появились друзья.
— Какой была школа в Каменке в то время?
— В 1954 году, когда я пошел в школу, в нее набрали шесть первых классов — от «А» до «Е». А окончили 11‑й класс лишь 38 человек. Но зато из этих 38 выпускников только пятеро или шестеро не получили высшего образования.
Лето мы с младшим братом проводили у бабушки и дедушки в деревне Сояне, где я родился и жил до семи лет. Это было прекрасное время! Рыбалка, грибы и ягоды, купание в реке, сенокосы… Я перестал ездить в Сояну после восьмого класса, потому что мы с моим одноклассником Витей Листовым пошли работать на биржу пиломатериалов. Укладывали по 14 возов досок по пять кубометров каждый, которые шли на экспорт, за что получали хорошие деньги — до 200 рублей за месяц.
А еще благодаря учителю физкультуры Александру Егоровичу Лебедеву в школе я всерьез и надолго увлекся лыжами. Однажды даже выступал за сборную Мезенского лесозавода.
— Как это?
— Руководство лесозавода попросило об этом директора школы, и он согласился. Спортивное общество «Труд» выписало мне и Славе Мылюеву удостоверения работников лесозавода — и вперед! Слава учился в восьмом классе, я — в девятом, а бежать нужно было дистанции 15 и 30 километров. Конечно, было тяжело.
Зато, поступив в ЛИВТ, я вошел в сборную института по лыжам и на четвертом курсе выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Мы очень много времени проводили на сборах и соревнованиях, ездили по всей стране.
— Когда же вы успевали учиться?
— Был у нас такой декан — Селиверстов. Он мне сказал: любишь кататься, люби и саночки возить. Другими словами: хочешь бегать на лыжах — бегай, но и учиться не забывай. Так что я все успевал.
Это особенный порт
— Институт я окончил в 1970 году, и моим первым местом работы стала Петрозаводская ремонтно-эксплуатационная база Министерства морского флота. Ходил механиком за границу, видел роскошные порты — Роттердам, Амстердам, Гамбург, Бремен… Потом меня на год забрали в армию, вернувшись, я недолго поработал на Петрозаводской РЭБ третьим и вторым механиком, рассчитался и приехал домой.
Оказалось, что Мезенскому морскому торговому порту требуется главный инженер. Так в 1974 году я пришел на работу в порт.
— Расскажите, пожалуйста, как он работал в то время?
— Наш порт был предназначен для переработки грузов, которые шли в Мезенский, Лешуконский и часть Удорского района Коми АССР. За сезон сюда заходило 120–130 судов в рамках северного завоза. Что на них возили? Буквально все — от продуктов до стройматериалов.
Особенность Мезенского порта в том, что специализированных причалов для погрузки и разгрузки у него нет. Поэтому все операции мы выполняли на внутреннем рейде. Как это было? Судно доходило до Мезенского приемного буя, куда мы посылали катер с лоцманом. Лоцман высаживался на судно и на приливе заводил его в порт на внутренний рейд. Уже здесь мы с помощью плавучих кранов перегружали грузы на баржи.
Кроме того, наш порт принимал танкеры с топливом и по 40–50 иностранных судов, которые приходили сюда за досками с Мезенского лесозавода. Но так как барж у лесопромышленников не было, они каждый год сооружали дамбы — коробки из больших понтонов, удерживаемых якорями. С берега к дамбам вели цепочки маленьких понтонов, связанных мостами. К каждой дамбе могли одновременно причалить два судна. А начиная с 1980‑х лесозавод использовал специально построенный в Северодвинске металлический наплавной причал.
Конечно, когда появились контейнерные перевозки, работать стало гораздо легче.
— В 1977 году вас назначили руководителем порта, и на этом посту вы проработали больше 30 лет. Как вы считаете, что вам удалось сделать за это время?
— Когда я только пришел работать в порт, здесь хромала трудовая дисциплина, было очень много прогулов. Далеко не сразу, но нам удалось переломить эту ситуацию.
Мы совершенствовали способы переработки грузов и наращивали их объемы — в 1980‑х годах доходило до 200 тысяч тонн за навигацию. Улучшали методы руководства подразделениями порта.
Что очень важно — порт строил жилье. Раз в год-полтора мы сдавали один 12‑квартирный дом из полубруса, а всего построили 14 таких домов. Работала своя бригада строителей, кроме того, зимой в стройке принимали участие докеры, не уехавшие в командировки в другие порты. Жилье было огромным плюсом для молодых специалистов, которые приезжали к нам из Ленинградской мореходки (сейчас это университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова), из Одесского института инженеров морского флота. Они получали здесь отличную практику и вырастали в настоящих профессионалов, некоторые даже становились потом начальниками портов.
Также за это время мы построили гараж, две пилорамы, склады, дороги-бетонки и котельную в Каменке. Так как все это, кроме жилых домов, мы строили за счет средств предприятия, меня каждый год ругали. А потом говорили спасибо.
Рыбацкий дом и внук на лодке
— А когда вы поняли, что порт приходит в упадок?
— Это стало понятно с 1993–1994 годов, когда начал сокращаться северный завоз. В 1974 году мы перерабатывали около 70 тысяч тонн грузов, в 1977‑м впервые переработали 100 тысяч тонн, а в 1980‑е, когда в Мезенский район приехали работать военные специалисты, объем возрос до 187 тысяч тонн. В 1990‑е мы не перерабатывали за весь сезон и 20 тысяч.
В самом конце 1990‑х в Мезенский порт пришло за лесом последнее иностранное судно. Учитывая, что открытие порта было непосредственно связано с началом лесопиления на реке Мезени, мы понимали, что это значит.
В этом году порт отметил 150‑летие. Он играет большую роль в обеспечении Мезенского и Лешуконского районов углем, топливом, техникой и стройматериалами.
— Владимир Николаевич, чем вы занимаетесь сейчас, что вас радует?
— Радуют дети. Мои дочери Юлия и Наталья окончили Санкт-Петербургский государственный технический университет, вышли замуж, теперь живут за границей. Радуют внуки — у меня их четверо, самый младший гостил у нас два года назад. У меня на берегу стоит большая лодка, ему нравилось залезать в нее и сидеть за рулем.
Охочусь, хожу за грибами и ягодами, рыбачу. На рыбалку езжу на Семжу — там у меня есть старый деревенский дом, который я когда-то давно выкупил у бригадира рыбаков. Со мной ездят друзья, и среди них — тот самый одноклассник Виктор Листов, с которым мы школьниками работали на бирже пиломатериалов…
Справка
Владимир Николаевич Сычев с 1977 по 2009 год руководил Мезенским морским торговым портом. Избирался депутатом Собрания депутатов МО «Мезенский район». Имеет звания «Почетный работник морского флота», «Почетный работник транспорта России». 31 мая 2007 года ему присвоено звание «Почетный гражданин Мезенского района».