поможет профориентационное тестирование
Около 250 школьников Архангельской области прошли тест на компьютерном комплексе «Профориентатор» в 2017 году. Комплекс позволяет подростку разобраться в себе и выбрать наиболее подходящую сферу деятельности. Как это работает, «Достоянию Севера» рассказала специалист Регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся Екатерина Михалева.
Хочу, могу, безопасен
Комплекс разработан командой психологов-тестологов МГУ имени М. В. Ломоносова под руководством доктора психологических наук, профессора Александра Шмелева. Он сочетает в себе множество методик, которые ранее использовались по отдельности. Комплекс хорошо себя зарекомендовал, его закупили и используют многие регионы. Тест длится час-полтора, его результаты носят рекомендательный характер. Это единственная платная услуга в нашем центре.
В чем суть теста?
Тест содержит три блока: «интересы», «интеллектуальный», «структура личности». Первый блок диагностирует сферу интересов, это то, чем человеку хочется заниматься. Интеллектуальный блок более сложный, здесь оценивается уровень развития различных способностей и на выполнение заданий отведено ограниченное время — 40 минут. Вопросы нестандартные, не касаются общеобразовательной программы и составлены таким образом, чтобы исследовать структуру интеллекта, а не степень усвоения школьных знаний.
По итогам прохождения второго блока выдается общий балл интеллектуального развития, по которому можно судить, какую профессию человеку выбирать: более интеллектуальную либо связанную со смежным трудом. Также по результатам можно понять, стоит ли идти в 10–11 классы или лучше пойти получать профессию после 9-го класса.
Кроме того, этот блок показывает, как коррелируют наши интересы и наши способности, как совпадают наши «хочу» и «могу».
Далее идет блок «структура личности», самый немногочисленный по вопросам, но очень важный. Здесь оценивается способность к самоконтролю, согласию, эмоциональной стабильности. Этот блок можно условно назвать «безопасен»: насколько я безопасен сам для себя, насколько мне будет комфортно в выбранной профессии, насколько я для нее активен, готов заводить много новых контактов или наоборот. Расположен ли я к работе в группе, выполнять задачи в четко определенных временных рамках и так далее. Достаточно ли эмоционально стабилен, чтобы служить в военных структурах, МЧС…
По результатам тестирования ученик получает индивидуальный графический профиль с результатами по каждому качеству, которое измерялось в ходе теста, рекомендации по выбору профильного класса, список из 12–13 наиболее подходящих профессий и перечень ЕГЭ для этих специальностей, развернутые текстовые интерпретации результатов.
После теста мы разговариваем с ребятами, расшифровываем результаты, даем рекомендации, на что по итогам теста нужно обратить внимание: интеллектуальное развитие, отношения с людьми, самоорганизацию, мотивацию.
Пройти тестирование всем классом
— Может ребенок обмануть программу? Например, он решил, что хочет получить определенную профессию, и пытается убедить в своей правоте родителей.
— Все блоки теста, за исключением блока «интеллект», основаны на самооценке. И если самооценка не в пределах нормы, то погрешности в результатах, конечно, могут быть. С другой стороны, тест составлен так, что по содержанию вопроса трудно понять, с какой профессией или сферой он соотносится.
В любом случае перед тестом мы всегда настраиваем ребенка быть максимально откровенным, не пытаться понравиться ни себе, ни окружающим.
— Если школьники хотят пройти тестирование всем классом, это возможно?
— Если набирается группа от десяти человек и больше и в школе есть компьютерный класс с выходом в Интернет, мы приезжаем, устанавливаем программу, потом распечатываем результаты и проводим групповую консультацию. Если у ученика есть индивидуальные вопросы, он может потом подойти и задать их. Также мы можем организовать выезд группы к нам в главный корпус института открытого образования.
— А как быть детям из других районов?
— Если мы едем в командировку на дни профориентации в районы, то везем с собой комплекс, там устанавливаем и проводим тестирование. На каникулах школьники приезжают в Архангельск с родителями, узнают о такой возможности, потом рассказывают одноклассникам. И на следующих каникулах к нам приезжают другие ребята из той же школы.
По вопросам проведения тестирования обращайтесь в Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельского областного института открытого образования:
г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 26, офис 1, тел. 65-20-63.