поможет профориентационное тестирование

Около 250 школьников Архангельской области прошли тест на компьютерном комплексе «Профориентатор» в 2017 году. Комплекс позволяет подростку разобраться в себе и выбрать наиболее подходящую сферу деятельности. Как это работает, «Достоянию Севера» рассказала специалист Регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся Екатерина Михалева.

Екатерина Михалева, специалист Регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся
Екатерина Михалева, специалист Регионального центра содействия профессиональному самоопределению обучающихся

Хочу, могу, безопасен

Комплекс разработан командой психологов-тестологов МГУ имени М. В. Ломоносова под руководством доктора психологических наук, профессора Александра Шмелева. Он сочетает в себе множество методик, которые ранее использовались по отдельности. Комплекс хорошо себя зарекомендовал, его закупили и используют многие регионы. Тест длится час-полтора, его результаты носят рекомендательный характер. Это единственная платная услуга в нашем центре.

В чем суть теста?

Тест содержит три блока: «интересы», «интеллектуальный», «структура личности». Первый блок диагностирует сферу интересов, это то, чем человеку хочется заниматься. Интеллектуальный блок более сложный, здесь оценивается уровень развития различных способностей и на выполнение заданий отведено ограниченное время — 40 минут. Вопросы нестандартные, не касаются общеобразовательной программы и составлены таким образом, чтобы исследовать структуру интеллекта, а не степень усвоения школьных знаний.

По итогам прохождения второго блока выдается общий балл интеллектуального развития, по которому можно судить, какую профессию человеку выбирать: более интеллектуальную либо связанную со смежным трудом. Также по результатам можно понять, стоит ли идти в 10–11 классы или лучше пойти получать профессию после 9-го класса.

Кроме того, этот блок показывает, как коррелируют наши интересы и наши способности, как совпадают наши «хочу» и «могу».

Далее идет блок «структура личности», самый немногочисленный по вопросам, но очень важный. Здесь оценивается способность к самоконтролю, согласию, эмоциональной стабильности. Этот блок можно условно назвать «безопасен»: насколько я безопасен сам для себя, насколько мне будет комфорт­но в выбранной профессии, насколько я для нее активен, готов заводить много новых контактов или наоборот. Расположен ли я к работе в группе, выполнять задачи в четко определенных временных рамках и так далее. Достаточно ли эмоционально стабилен, чтобы служить в военных структурах, МЧС…

По результатам тестирования ученик получает индивидуальный графический профиль с результатами по каждому качеству, которое измерялось в ходе теста, рекомендации по выбору профильного класса, список из 12–13 наиболее подходящих профессий и перечень ЕГЭ для этих специальностей, развернутые текстовые интерпретации результатов.

После теста мы разговариваем с ребятами, расшифровываем результаты, даем рекомендации, на что по итогам теста нужно обратить внимание: интеллектуальное развитие, отношения с людьми, самоорганизацию, мотивацию.

Пройти тестирование всем классом

— Может ребенок обмануть программу? Например, он решил, что хочет получить определенную профессию, и пытается убедить в своей правоте родителей.

— Все блоки теста, за исключением блока «интеллект», основаны на самооценке. И если самооценка не в пределах нормы, то погрешности в результатах, конечно, могут быть. С другой стороны, тест составлен так, что по содержанию вопроса трудно понять, с какой профессией или сферой он соотносится.

В любом случае перед тестом мы всегда настраиваем ребенка быть максимально откровенным, не пытаться понравиться ни себе, ни окружающим.

— Если школьники хотят пройти тестирование всем классом, это возможно?

— Если набирается группа от десяти человек и больше и в школе есть компьютерный класс с выходом в Интернет, мы приезжаем, устанавливаем программу, потом распечатываем результаты и проводим групповую консультацию. Если у ученика есть индивидуальные вопросы, он может потом подойти и задать их. Также мы можем организовать выезд группы к нам в главный корпус института открытого образования.

— А как быть детям из других районов?

— Если мы едем в командировку на дни профориентации в районы, то везем с собой комплекс, там устанавливаем и проводим тестирование. На каникулах школьники приезжают в Архангельск с родителями, узнают о такой возможности, потом рассказывают одноклассникам. И на следующих каникулах к нам приезжают другие ребята из той же школы.

По вопросам проведения тестирования обращайтесь в Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельского областного института открытого образования:

г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 26, офис 1, тел. 65-20-63.