Такое название получила новая тематическая выставка Северного морского музея, подготовленная к 80‑летию прибытия в наш порт первого союзного конвоя с кодовым названием «Дервиш». О том, что ожидает жителей и гостей Поморья в музее, рассказывают его сотрудники и оформители выставки.
Мультимедийность, интерактивность и подлинный предметный ряд
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея:
— Как морской музей мы, безусловно, не могли оставить дату 80‑летия прихода первого союзного конвоя в Архангельск (31 августа 1941 года) без внимания. В самом названии выставки заложена определенная концепция: мы рассказываем о технической и логистической составляющих тех исторических событий, очеловечивая их судьбами важнейших персоналий, которые в них участвовали. Иными словами, наша выставка должна ответить на вопросы: кто вез грузы? на чем? сколько? кто их принимал?
В основном мы делаем акцент на работниках Северного морского пароходства и Архангельского порта и показываем те персоналии, которые, скажем так, не были обласканы вниманием. Это не Папанин, Бадигин и другие герои, которые всегда были на слуху, а более скромные, если угодно, нераспиаренные труженики. Они хоть и занимали достаточно высокие должности, но в общей канве событий остались незаметны. Мы постарались эту недостачу исправить.
Конечно, задача любого уважающего себя музея — обеспечить встречу подлинного предмета, артефакта и посетителя. Но важно при этом сделать так, чтобы эта встреча прошла «в теплой дружеской атмосфере». Иными словами, чтобы выставка была интересна максимальному количеству людей при условии их максимального разнообразия.
На это работает оригинальное дизайн-решение выставки: мы поменяли концепцию выставочного зала, полностью перестроив под данный проект, при этом сделав его универсальным. Мы привлекли архангельского дизайнера Виктора Тяпкова (студия «42 design commune»), много работающего с самыми разными музеями. Дизайн стеновых панелей выполнен таким образом, что все предметы теперь находятся в подсвеченных нишах. А на мультимедийный экран, который представляет собой одну из стен, будет проецироваться интерактивная игра. Игру подготовили Виктор Тяпков, архангельский историк Михаил Копица и педагог, специалист по образовательным играм из Москвы Василий Кузнецов.
Помимо демонстрации предметов нашей музейной коллекции мы работаем с архангельскими коллекционерами. В данном случае мы взаимодействуем с Виктором Васильевичем Лавровым, который предоставил нам очень много интересных предметов из числа продукции, которую союзники поставляли по ленд-лизу. В числе экспонатов не только детали союзнической экипировки, но и, например, форма противника — немецкого военного моряка.
Как всегда, у нас мультимедийность и интерактивность сочетаются с подлинным предметным рядом. Мы продолжаем развиваться в этом ключе.
Игру по проводке конвоя опробовал лично
Андрей Барзенин, научный сотрудник музея:
— Концептуально новая выставка несколько отличается от той, что мы проводили пять лет назад. Мы, например, не затрагиваем тему внутренних конвоев. Тема определена конкретно: «Порт назначения — Архангельск».
Задача — представить экспонаты в определенном ключе, сочетая предметы, фотографии, документы, в том числе архивные. Скажем, пулемет «Браунинг» образца 1919 года, который устанавливался на самолеты «Харрикейн», соседствует с моделью этого самолета и его деталями. Отдельные печатные документы представлены в оригинале, но некоторые предметы удобнее рассматривать в виде копий. Это, например, газетные страницы изданий «Арктическая звезда», «Северная вахта», «Моряк Севера», «Морской флот», «Британский союзник» и так далее.
Помимо вещей, поступавших к нам от союзников, на выставке будут представлены модели военных и транспортных советских судов, английского военного корабля, немецких подводных лодок. Музей у нас преимущественно технический, поэтому и направление соответствующее.
Часть экспонатов предоставлена нам коллекционерами, которые сохраняют вещественную память о войне. Большое спасибо им за это.
Игру я лично опробовал. Ее создатели запрограммировали проводки четырех реальных конвоев. Я провел 18‑й, который в реальности был достаточно успешным. Он лучше охранялся, но все‑таки понес серьезные потери, поскольку давление на него было мощнейшим.
Маршрутом из Рейкьявика
Виктор Тяпков, дизайнер, студия «42 design commune» (Архангельск):
— К юбилею «Дервиша» мы полностью переделали пространство второго этажа музея, предназначенное для сменных выставок. Теперь площадь стала более удобной для размещения объектов. Установлены передвижные витрины, по периметру сделаны специальные ниши для экспонатов. Моя задача состояла в разработке и оформлении выставки — от экспликации до этикеток.
Важной частью работы стала интерактивная игра про северные конвои. Для управления игрой мы задействовали музейные интерактивные столы. Посетитель может выбрать направление движения и попробовать доставить грузы до места назначения. На экраны выведена гексагональная карта.
Человек преодолевает маршрут от Рейкьявика до Архангельска. Параллельно демонстрируются фотографии из фонда музея, соответствующие определенному событию. Допустим, подводные лодки врага атаковали конвой — мы показываем подводную лодку, корабль в бою. В финале можно сравнить свой маршрут с тем, какой был в реальности.
Игра получилась скорее не развлекательной, а дидактической.
За основу взяты реальные конвои
Михаил Копица, учитель истории архангельской гимназии № 3:
— Задача нашей игры — дать понять посетителю музея, как именно следовали конвои, каковы были особенности проводки в зависимости от времени года и стратегического положения в Арктике в ходе Второй мировой войны. Играя, посетитель выставки понимает, какие сложности и проблемы сопутствовали проводке. За основу взяты реальные конвои с особенностями их прохождения. Учтены составы грузов, грузовых судов и кораблей охранения и так далее.
Суть в том, что вы делаете выбор на основе разведданных. Есть несколько классов опасности по шкале от 0 до 10 по нескольким категориям: «вражеская авиация», «подлодки», «погода» и т. д. Если вы хотите пройти более коротким путем, риск потерь возрастает. При совершенном ошибочном ходе судно получает повреждение. Установлена численность экипажа для каждого судна. Если есть потери, то на мониторе отображается, сколько людей и тонн грузов вы потеряли.
Готовится настольная версия игры. Ее разрабатывает учитель истории из Москвы, специалист по дидактическим играм Василий Кузнецов.
Мы не включили в игру конвой PQ-17, о котором много известно и который понес колоссальные потери. Его «проиграть» как конвой очень сложно, поскольку он не двигался караваном: корабли рассеялись в середине пути, каждое судно шло своим путем без охранения, став легкой добычей для подлодок и авиации противника.
Мы взяли за основу конвои, шедшие ордером — определенным способом построения судов. Это PQ-1 (1941), PQ-18 (1942), JW-53 (1944) и JW-57 (1945). Учтена определенная закономерность: с каждым годом степень опасности для конвоев становилась меньше, что, впрочем, вовсе не исключало потерь.
Отмечу, наша игра предназначена для всех посетителей музея старше дошкольного возраста. Представитель каждой возрастной категории откроет в ней что‑то для себя.