Боровской основной школе исполнилось 60 лет

Мал золотник, да дорог: рядовая сельская школа деревни Шипуновской Шенкурского района, в которой учится меньше ста человек, сегодня известна в Архангельской области. Она дважды входила в топ-29 успешно развивающихся школ региона, ее ученики с завидным постоянством занимают призовые места на межрайонных и областных конкурсах и соревнованиях… В чем ее секрет?

«80 процентов жителей — выпускники школы»

Наша экскурсия по школе начинается с кабинета, в котором только что закончился урок у шестиклассников.

— Нам нравится учиться! Какой любимый предмет? Математика, физкультура, английский, ИЗО, биология, русский язык, — наперебой перечисляют ребята. — Мы ходим на кружки «Умелые руки», «Юный натуралист», «Боровская елочка», на робототехнику, увлекаемся историей и литературой, участвуем в разных конкурсах. В каких? Например, в «Живой классике» — всероссийском конкурсе юных чтецов. В этом году дошли до регионального этапа!

Сегодня в Боровской основной школе учится 91 человек. А в первые годы ее работы здесь в каждой параллели было по два класса. Школа в Борке (это народное название деревень Шипуновской и Чащинской) открылась в 1963 году, и первым ее директором стал Владимир Алексеевич Суханов. Спустя 12 лет для детей, которые приезжали учиться из других деревень, был построен интернат с паровым отоплением. Еще через год — здание столовой и двухквартирный дом для молодых специалистов.

За 60 лет здесь сменилось четыре директора, причем двое из них — уникальная ситуация! — продолжают работать в школе учителями. Пятым стала нынешний руководитель Инна Бечина.

Инна Бечина, директор Боровской основной школы
Инна Бечина, директор Боровской основной школы

— Большой вклад в общее дело по обучению и воспитанию подрастающего поколения внесли педагоги-ветераны, которые ушли на заслуженный отдых, — им особая благодарность! — рассказывает Инна Владимировна. — В последние годы наша школа звучит и на районном, и на областном уровне. Мы участвуем в большинстве конкурсов и мероприятий региона и целенаправленно ориентируем детей на активную деятельность, интеллектуальное развитие. Мы должны быть в авангарде, по‑другому никак. Ведь что такое сельская школа? Это местный социокультурный центр: на нас завязана практически вся культурная и общественная жизнь территории. Мы выступаем организаторами и участниками акций, праздников, субботников, концертов, конкурсов. Наши работники, причем не только педагоги, создают творческие объединения при библиотечно-культурном центре деревни. Около 80 процентов населения Шипуновской — наши выпускники, и для них школа является авторитетом. Как только появляются какие‑то изменения и нововведения, за разъяснениями жители деревни идут в школу.

Школа славится своими активными учениками
Школа славится своими активными учениками

По словам Инны Бечиной, здесь очень стабильный коллектив: у большинства педагогов стаж превышает 25 лет. Среди них есть те, для кого Борок — родной, а есть те, кто попал сюда по стечению обстоятельств. Есть представители учительских династий, а есть люди, которые пришли в педагогику случайно и нашли в ней свое призвание. Всех объединяет безмерная преданность своему делу.

Педагогический коллектив Боровской основной школы
Педагогический коллектив Боровской основной школы

«Работа — это радость»

Татьяна Вениаминовна Силиванова работала директором школы в самое тяжелое время — с 1995 по 2005 год. Сегодня она учитель биологии, химии и географии.

Татьяна Силиванова, учитель биологии, химии и географии
Татьяна Силиванова, учитель биологии, химии и географии

— В 1980 году я окончила Архангельский государственный педагогический институт и по распределению попала в Мурманск, — рассказывает она. — Приехала туда, огляделась, собрала вещи и вернулась в родной Шенкурский район — в Боровской школе как раз было вакантно место учителя. Мы с мужем думали, что это временно, но ему здесь понравилось. Так и живем тут уже 43 года.

Восемь лет я отработала учителем химии и биологии, девять лет — завучем, десять — директором. Была знакома и много общалась с первым руководителем школы Владимиром Сухановым: он и его супруга жили по соседству. Очень порядочные, тактичные, грамотные и начитанные люди! Владимир Алексеевич был директором от Бога.

Те десять лет, когда я руководила школой, были годами тяжелейшего труда. Мы без конца ходили по спонсорам и просили денег даже на мел. На балансе школы стояла котельная, от которой отапливались Дом культуры, сельсовет, медпункт и многоквартирный дом. Что мы пережили из‑за нее — не описать: в четыре утра ко мне прибегал кочегар со словами: «Котельная разморозилась!» — и это было проблемой школы! Но при этом мы смогли сохранить очень дружный коллектив, в котором все помогали друг другу, и материальную базу. Ни одно из семи принадлежавших нам зданий я не продала.

Сегодня для меня работа — это такая радость! Я утром встаю и думаю: «Господи, как хорошо, что нужно идти в школу!» Мне очень нравятся наши дети. Нравятся условия работы: отремонтированное теплое здание школы, обновленная материально-техническая база. В этом году поступило оборудование для «Точки роста», и я получила реактивы, современный раздаточный материал и другое оснащение для уроков химии. А ведь раньше тот же раздаточный материал мне приходилось делать самой вручную.

Семеро педагогов школы — мои выпускники. А сегодня у меня есть ученики, бабушки и дедушки которых тоже были моими учениками. Пожалуй, я могу сказать, что выучила всю деревню Шипуновскую!

Из педагогической династии

Учитель истории и обществознания Наталья Васильевна Пластинина была директором школы с 2005 по 2015 год. Она продолжатель педагогической династии: в ее семье три поколения педагогов, насчитывающие десять человек.

Наталья Пластинина, учитель истории и обществознания
Наталья Пластинина, учитель истории и обществознания

— В этом году исполнилось 30 лет, как я пришла на работу в Боровскую школу, а мой общий педагогический стаж составляет 31 год, — говорит Наталья Васильевна. — Для меня в этой работе главное — общение с детьми и коллегами, самореализация. Помню, как, став директором, я обозначила себе задачу: сделать так, чтобы школа звучала. Тогда мы развивались по двум направлениям — показывали успехи детей и учителей в различных творческих конкурсах и славились своими спортивными достижениями благодаря учителю физкультуры Владиславу Анатольевичу Виткову.

Что изменилось за это время? Наша школа стала гораздо лучше: проведен капитальный ремонт школы и нашего структурного подразделения — детского сада «Ивушка», обновлена мебель, открыт компьютерный класс, появилось много нового оборудования. Огорчает только то, что год от года учеников становится меньше. А ведь деревня жива, пока в деревне есть школа.

Как обойтись без системного администратора?

Учитель информатики в школе — человек незаменимый. Прежде всего он дает детям знания о мире компьютеров и алгоритмов и выполняет роль технического специалиста, что подразумевает огромный объем работы с программным обеспечением в связи с современными нововведениями в образовании. Такой палочкой-выручалочкой выступает Ольга Владимировна Кононова, которая долгое время трудилась в должности заместителя директора. В настоящий момент нагрузка по учебной работе легла на плечи педагога с 40‑летним стажем Светланы Николаевны Кучер.

«Сельский учитель — это универсальный солдат»

Педагог-организатор и заместитель директора по воспитательной работе Лидия Ивановна Чертова встречает нас в кабинете, у которого есть своя история:

Лидия Чертова, Педагог-организатор и заместитель директора по воспитательной работе
Лидия Чертова, Педагог-организатор и заместитель директора по воспитательной работе

— Дело в том, что в этом кабинете когда‑то работал мой дедушка Илья Андреевич Чертов — он участвовал в строительстве и открытии школы, потом преподавал в ней историю и труды. Я училась здесь, многие нынешние учителя были и моими учителями. Что удивительно: по первой специальности я юрист и никогда не думала, что стану педагогом. Но, видимо, зов крови оказался сильнее. Я прошла переподготовку и шесть лет назад появилась на пороге родной школы с вопросом, примут ли меня на работу.

Что для меня главное в моей деятельности? Помощь детям в поиске своего занятия и даже своего призвания. Кроме того, как учитель ОБЖ я хочу научить детей культуре безопасности, а как заместитель директора по воспитательной работе — дисциплине и самодисциплине. Да, педагогу-организатору приходится многое в себе совмещать! Я не устаю повторять, что сельский учитель — это универсальный солдат.

Основная моя задача — организация участия ребят в конкурсах, акциях и других мероприятиях различного масштаба, и мне приятно, что наша школа славится своей активностью. Я также курирую дополнительное образование, которым у нас охвачено практически сто процентов учеников. В школе успешно развиваются секции по мини-футболу и флорболу, мы участвуем во Всероссийском проекте «Юные инспекторы дорожного движения» (ЮИД), в этом году начала работать творческая программа «Волшебная мастерская», где ребята под руководством педагога дополнительного образования Анны Александровны Касьяновой занимаются декоративно-прикладным творчеством. Много лет в школе работает экологическое объединение «Боровская елочка»: мы сотрудничаем с местным лесхозом, принимаем участие в конкурсах областного министерства природных ресурсов и ЛПК, как минимум два раза в год выезжаем на трудовые десанты и занимаемся уборкой территории. Ребята поддерживают порядок на месте захоронения нашего единственного Героя Советского Союза Виктора Александровича Волосатова.

«Все любят физкультуру!»

Выпускник Боровской школы Владислав Анатольевич Витков 28 лет работает учителем физкультуры. Он вспоминает, что в его школьные годы ученики все время участвовали в спортивных состязаниях и турслетах: «В восьмом классе я уже ездил на соревнования по футболу со взрослыми мужиками». Окончив Поморский государственный университет, Владислав Анатольевич вернулся в родные пенаты, и оказалось, что к тому времени развитие спорта здесь угасло: в 1–4‑х классах физкультуру вели учителя начальной школы, а у среднего звена таких уроков практически не было. Владислав Витков стал тем человеком, который возродил спортивную славу Шипуновской.

Владислав Витков, учитель физкультуры
Владислав Витков, учитель физкультуры

— Больше всего я люблю игровые виды спорта: футбол, баскетбол, флорбол, мини-футбол, — рассказывает он. — С командой по мини-футболу мы объездили весь регион, за исключением, пожалуй, его самых отдаленных территорий, и не раз становились чемпионами Архангельской области. Когда те ребята выросли, пришло новое поколение, и мы снова вырвались в чемпионы области, а в 2019 году даже вышли в финал СЗФО, где проиграли по пенальти Республике Коми и заняли второе место. И уже третий год я тренирую новую команду по мини-футболу, которая состоит из учеников начальных классов. Несколько раз мы с ними побывали на соревнованиях в Вельске.

Тренировка по флорболу
Тренировка по флорболу

Также в школе тренируются две команды про флорболу: одна состоит из одних мальчиков, другая — из одних девочек. Очень увлеченные ребята! Что интересно, у нас в школе есть классы, в которых учатся всего восемь человек. И шестеро из восьми играют во флорбол.

Я рад, что родители понимают и поддерживают своих детей, помогают финансово. Большую спонсорскую помощь оказывает командам компания «Регион-лес» — выделяет средства на форму, инвентарь, кубки, медали, грамоты.

Что для меня главное? Главное, чтобы дети были заняты и увлечены тем делом, которым занимаются. Если вы пройдете по школе и спросите у ребят, какой у них любимый предмет, я не сомневаюсь, что все назовут физкультуру!

«Они остаются моими детьми до выпуска из школы»

В 2019 году учитель начальных классов Елена Константиновна Суетина основала в школе отряд ЮИД — творческое объединение школьников, которые помогают в профилактике детского травматизма на дорогах. За активное участие в различных конкурсах по безопасности дорожного движения отряд был награжден грамотой областного управления ГИБДД. Благодаря такой активности школа смогла выиграть средства на оборудование автогородка.

Елена Суетина, учитель начальных классов
Елена Суетина, учитель начальных классов

— У нас замечательный автогородок, что отмечают не только педагоги, но и инспекторы ГИБДД, — рассказывает Елена Константиновна. — Раньше на это направление отводилось совсем мало времени: ребята могли заниматься 1–2 раза в две недели. Теперь же мы передали ЮИД в дополнительное образование, и это позволяет проводить занятия трижды в неделю. Это большой плюс. Дети и сами узнают много нового, и имеют больше возможностей выступать в младших классах и в детском саду со своими сказками, сценками, тестами, викторинами на тему безопасности дорожного движения.

Новый автогородок
Новый автогородок

Как руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов хочу отметить работу нашего педагога Марии Александровны Бурцевой, которая уделяет большое внимание краеведческой направленности и патриотическому воспитанию школьников, в том числе реализует проект «Орлята России».

Я люблю свою работу за эмоции и благодарность детей, за те доверительные отношения, которые складываются с учениками. Сейчас мой первый выпуск учится в девятом классе. А в прошлом году я выпустила четвертый класс, и у меня до сих пор чувство, что эти ребята для меня родные. Летом они всем классом приехали ко мне на день рождения, а теперь прибегают на переменах в мой кабинет.

Факты

  • Боровская основная школа вошла в топ-29 лучших общеобразовательных учреждений Архангельской области в 2020 и 2021 годах.
  • 1 сентября в школе открылся центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»: учреждение получило все необходимое оборудование для кабинетов химии, биологии и физики, а также конструкторы программируемых инженерных сетей по робототехнике, в том числе учебный робот-манипулятор.
  • Старший воспитатель детсада «Ивушка» Галина Никитина в музее «Русская изба»
    Старший воспитатель детсада «Ивушка» Галина Никитина в музее «Русская изба»

    Два года назад в структурном подразделении школы — детском саду «Ивушка» открылся мини-музей «Русская изба». Воспитатели и работники собирали экспонаты по родственникам, что‑то делали своими руками, а что‑то — например, стилизованный народный костюм — им подарили в местном ДК. Музей стал прекрасным местом проведения праздников — Рождества, Масленицы, Пасхи — и тематических занятий: детям рассказывают о крестьянском быте, знакомят с шенкурской росписью. А когда приезжают педагоги из других детских садов, их приглашают в музей для обмена опытом.

 

Официальный сайт МБОУ «Боровская основная школа»