Известные деятели культуры Мезени рассказывают о себе и тех особых условиях, в которых работают творческие личности и коллективы в глубинке

Александр Мишуков, директор Мезенского районного Дома культуры

Я руководствуюсь принципом: творческому процессу — не мешать

— Я бывший «кинщик»: приехав в Мезень, работал заместителем директора местной киносети по технической части. Ездил по всем деревням и ремонтировал киноаппаратуру. Потом, после распада СССР, ушла в небытие и киносеть, поэтому я перешел в Мезенский Дом культуры, где еще продолжали изредка показывать фильмы. Но занимался, честно говоря, всем — был художником и звукорежиссером, двадцать лет играл в духовом оркестре, еще года два ходил в народный хор. Даже помню, что кабинеты деревом изнутри обшивал. Можно сказать, что культуру знаю со всех сторон!

На должность директора меня выдвинул коллектив ДК. Решили, что лучше будет взять человека, уже знающего всю кухню.

У нас работают энтузиасты. Все сотрудники — натуры творческие, у всех свои мысли и идеи, но мы стараемся делать вместе общее дело. Я руководствуюсь принципом: не мешать, оценивать работу по результату. Вмешиваться в процесс — значит тормозить его. Надо давать людям возможность развиваться самостоятельно. А то начнешь советовать сверху — и все, убита живая народная мысль.

Например, организовали конный клуб «Мезенска лошаденка». Сначала я эту идею воспринял в штыки: ну какая конюшня при Доме культуры? Но мы с коллегами увидели, как горят глаза у семьи Скворцовых, инициаторов этого дела, и я решил не сопротивляться. Нашлись спонсоры, администрация поддержала, выделив нам помещение старого гаража. Взяли в аренду трех лошадей, и благодаря энтузиазму организаторов дело пошло. В результате конный клуб — одно из самых посещаемых клубных формирований. Проводятся экскурсии, ведется волонтерская работа. Катания на наших лошадках бывают на всех городских праздниках. Среди туристов, посещающих клуб, немало иностранцев.

Недавно к нам приезжали депутаты Архангельского областного Собрания Сергей Эммануилов и Андрей Малышев. Мы им представили идею крытого манежа для лошадей, в котором сейчас очень нуждаемся. Депутаты запросили проект, пообещав поддержать его строительство.

Клубных формирований в РДК сейчас более тридцати, они рассчитаны на людей разных возрастов — от малышей до пенсионеров.

Фольклорный ансамбль «Играньице»

Известен в области Мезенский народный фольклорный хор. В этом году он празднует свое 85-летие. Развита самодеятельность. Есть женский хор ветеранов. Была и мужская группа, но просуществовала только год, так как вокалистов мало. При хоре ветеранов есть детский фольк­лорный коллектив «Играньице», девочки от шести лет исполняют репертуар Мезенского народного хора. То есть идет передача опыта. Руководит коллективами заслуженный человек, ветеран труда Екатерина Ганичева. Один раз в два года при поддержке заслуженной артистки РФ Аллы Сумароковой проходит районный фестиваль детского и юношеского творчества «Милый Север», посвященный сохранению народных традиций и поморской культуры.

«Карамель». Детский состав

Благодаря инициативе Анны Скворцовой более пяти лет назад открыли танцевальный кружок, из его участников был сформирован хореографический коллектив «Карамель». Занимается в кружке около сотни детей от 3 до 18 лет, также есть группа для взрослых. Они ставят не только танцевальные номера, но целые театрализованные представления, спектакли для зрителей. Ежегодно коллектив участвует в фестивалях и конкурсах как областного, так и российского уровня. Неоднократно занимали призовые места.

Художник Александр Тярин помимо своей основной работы по оформлению и рекламе учит живописи в изостудии на базе Дома культуры. Дважды в неделю к нему приходят на уроки взрослые. Есть также кружок, где преподаются основы мезенской росписи. В планах — организовать занятия по резьбе по кости.

У нас в Доме культуры работают профессионалы, болеющие душой за свое дело. Вот, например, мой заместитель Наталья Петрова. В РДК она работает сравнительно недавно, но за это короткое время сумела привлечь много сторонних средств. Практически все написанные ею проекты получили поддержку. Наш Мезенский район, мне кажется, по линии проектной деятельности в передовиках. С ремонтами до недавнего времени было у нас очень плохо. Зарабатывали около 500 тысяч рублей в год, и этих денег едва хватало на то, чтобы где-то подкрасить, подбелить, купить мелкий инвентарь на разные нужды да кое-что из аппаратуры подновить или отремонтировать.

Но в 2017 году в рамках государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера» при поддержке «Единой России» получили финансирование больше миллиона рублей. На эти средства заменили часть окон, купили много звуковой аппаратуры. Если до этого мы пользовались лампами накаливания, которые потребляли очень много энергии, то сейчас перешли на светодиоды. Да и концерты стали по-другому проходить, так как свет на сцене изменился в лучшую сторону.

В этом году в программу по ремонтам включены два наших учреждения. Долгощельский Дом культуры был нам передан в ужасном состоянии, практически без крыши — вся прогнила. На ее ремонт выделен миллион рублей, как раз на крышу и хватит. Также небольшая часть средств по программе снова поступит в Мезенский Дом культуры: на них планируем отремонтировать входную группу и часть фойе.

Юрий Богданов, руководитель Мезенского народного духового оркестра

Инструменты есть – были бы новые участники

Юрий Богданов, руководитель Мезенского народного духового оркестра— Сейчас у меня в коллективе всего 10 человек. А было 16 музыкантов. Оркестр тает. Кто-то, увы, уходит из жизни. Совсем недавно коллектив лишился баритониста Андрея Тярасова. Также уезжают люди из Мезени. В местной школе искусств у меня занимаются четыре ученика: на кларнете, саксофоне и трубе. Я там только третий год, правда, работаю.

Новые инструменты всем участникам оркестра были приобретены при поддержке бывшего главы администрации района Петра Кондратьева. Так что все есть, были бы, как говорится, новые участники. А они пока не идут. Хорошо будет, если из четырех моих учеников в школе искусств хотя бы один останется. Но я пока духом не падаю. Думаю, что ребята мои вольются в коллектив, поиграют с нами и поучатся, а там — посмотрим.

Оркестр создан в апреле 1985 года при Мезенском районном Доме культуры. Юрий Богданов — его организатор и бессменный руководитель. Он уроженец Мезени, окончил Архангельское училище культуры и музыкальное училище. Звание народного присвоено коллективу в 2000 году. В репертуаре оркестра — старинные марши и вальсы, песни русских композиторов, танцевальные мелодии.

В Мезени оркестр выступает регулярно: на концертах, праздниках, фестивалях. Организуем танцевальные вечера отдыха под звуки оркестра. Проблемы у нас возникают с выездами на концерты. Дважды принимали участие в фестивале «Дирекцион-Норд» в Архангельске, местная публика очень тепло нас принимает.

Раньше мы ездили по школам района с программой про русский марш. Я написал сценарий, включил в программу 7–8 самых популярных маршей («Прощание славянки» и другие). Очень хорошо в школах принимали, мне даже больше понравилось, чем на концертных площадках: дети всегда приходят, полные залы набирались. А в последние годы редко куда выезжаем из района, так как действительно тяжело гастролировать по деревням — они опустели.

Александр Тярин, художник:

Сюжеты для картин беру из нашей мезенской жизни

— Я уроженец поселка Каменка. Любовь к рисованию проявилась еще в детстве. Учился после школы в Котласе, на художественно-графическом отделении педагогического училища. Выставлялся в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Вологде и Мезени.

Занимаюсь и живописью, и графикой. При Мезенском Доме культуры руковожу изостудией. В ней занимаются до 15 человек. Живу, работаю, общаясь со знакомыми российскими художниками. Этим летом жду на пленэр по Мезени-реке друзей-художников из Вологды и Кирова.

Любим, иллюстрация к «Расколу» В. Личутина

В областном центре я редко бываю. Известный художник и скульптор Сергей Сюхин предложил вступить в Союз художников. Дали рекомендации Сюхин, Иван Архипов, обещал дать Владимир Трещев. Но в союзе говорят: увы, из глубинки не принимаем. То есть жил бы я в Архангельске — приняли бы.

Сюжеты для картин беру из нашей мезенской жизни. Сейчас, например, работаю над большим полотном, посвященным юбилею района и поморам, мужикам-мезенцам, которые были первооткрывателями арктических островов. Картина называется «Зуек», что значит юнга по-поморски. Планирую летом, когда развернутся основные праздничные мероприятия, сделать выставку одной картины, представить ее публике.

А. Тярин «Вёшница. река Мезень. село Дорогорское»

Альбина Поташева, руководитель Мезенского народного хора:

Тексты мезенских песен передаются из уст в уста

— Хор в этом году отмечает 85-летие. Он не намного младше нашего Мезенского рай­она и имеет очень богатую историю.

Мы можем исполнять разный репертуар, но как народный хор наибольший упор делаем на местный материал. И на все ярмарки и концерты нас обычно приглашают с просьбой исполнить мезенские песни.

 

Тексты передаются из уст в уста: от первых составов хора и до нас песни и напевы в памяти хранятся. Сейчас в репертуаре около 70 местных композиций. Коллектив сплоченный, спетый. Многие участницы поют уже 20–30 лет. Есть в программе и деревенская вечерка, и фрагменты старинного свадебного обряда. Хотелось бы, конечно, чтобы были у нас еще и обряд проводов в рекруты, и обряд провожания мужиков на промысел, но пока, наверное, не хватает материала, не собрано.

Мезенский народный хор

Также нужно отметить, что мы отдельно работаем над сохранением традиционных мезенских костюмов. Старинные наряды, не перешитые, бережем как зеницу ока. А если есть необходимость подновить какие-то или сшить новые, то стараемся сохранять максимальную близость к оригиналу во всем: от кроя до ткани. Каждый руководитель народного хора, мне кажется, борется за настоящий лоскуток. В пошиве новых костюмов нам очень помог замечательный архангельский модельер и стилист Николай Терюхин.

В программы своих выступлений мы включаем не только хоровое исполнение, но и сольные песни и старинные танцы. Четверо мужчин с нами выступают. Конечно, основная трудность сейчас видится мне в том, что коллектив взрос­леет, а молодежи на замену почти нет. Всего в коллективе 25 человек, большинство — в возрасте за 50 лет. Смены нет ни певцам, по большому счету, ни руководителю хора.