Город корабелов на берегу Белого моря начали строить ровно за пять лет до начала Великой Оте­чественной, в июне 1936 года. В 1938-м поселок Судострой был преобразован в город Молотовск, названный в честь наркома иностранных дел В. М. Молотова. Накануне войны в нем проживало 25 тысяч человек.

23 июня 1941 года была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных. Свыше 14 тысяч молотовчан ушли на фронт, 4079 из них полегли на полях сражений, две тысячи человек из их числа пропали без вести. Более 500 жителей города было направлено на строительство оборонительных сооружений на Карельском фронте.

С начала Великой Отечественной войны Архангельская область являлась госпитальной базой Карельского фронта. В Молотовске располагались четыре эвакогоспиталя. Но не всех раненых удалось спасти. На месте захоронения 103 бойцов, умерших от ран, в 1975 году на острове Ягры был открыт Воинский мемориальный комплекс.

За годы Великой Отечественной пять жителей города удостоены высокого звания Героя Советского Союза: П. В. Коновалов, К. М. Трухинов, А. В. Тихомиров, А. Д. Юдин, Н. Ф. Чесноков.

Город гордится своими земляками, среди которых 68 кавалеров ордена Славы, из них два полных кавалера ордена Славы: И. А. Ляпунов, Н. А. Таранин, пять участников Парада Победы: Н. А. Распопов, Е. И. Баринов, П. В. Шестаков, Б. А. Сазонов.

В первую очередь в годы войны перед Молотовском стояла непростая задача обеспечить получение грузов по ленд-лизу, открыв порт для приема и обработки военных грузов.

Были сооружены основные объекты порта: причальная линия, пирс с нефтебазой, 11,5 км железнодорожных путей, склады. Порт был оснащен восьмью портальными кранами, четырьмя железнодорожными кранами, двумя плавкранами. На акватории и в морском канале были проведены дноуглубительные работы. Погрузочно-разгрузочные работы велись одновременно со строительством.

26 ноября 1941 года порт принял первое судно союзного конвоя — британский танкер «Сан-Амброзио» из каравана PQ-3.

В условиях острой нехватки рабочей силы и средств механизации грузы немедленно принимались и отправлялись на фронт. Более половины грузов судов союзников, пришедших в Белое море, принял порт Молотовск. Именно в этом — основной вклад Молотовска в победу советского народа над фашистской Германией.

Особая роль в выпуске продукции для фронта отводилась предприятиям оборонной отрасли. В их число входил и завод № 402 (ныне АО «ПО «Севмаш»), основанный как судостроительное предприятие. Завод переключился на выпуск военной продукции и стал основным поставщиком тралов для противоминной защиты боевых кораблей. Кроме этого, была построена серия кораблей проекта 122, А — больших охотников за подводными лодками.

К концу 1941-го завод превратился в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флотов на Севере. Традиции подводного судостроения на заводе № 402 были заложены в годы войны, когда предприятие осуществляло достройку дизельных подвод­ных лодок. Проводился ремонт иностранных и советских судов.

В 1983 году г. Северодвинск награ­жден орденом Ленина за заслуги трудящихся в годы ВОВ и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.

Сегодня

Северодвинск — город, в котором живут 184 тысячи человек. В 2016 году получил статус города трудовой доблести и славы. Здесь расположены Северный центр судостроения и судоремонта России, а также Беломорская военно-морская база, существующая со времен Великой Отечественной вой­ны и входящая в состав Северного флота.

Цифры

  • 881 000 т вооружения, боеприпасов, продовольствия, стратегических материалов принял и обработал порт Молотовск в годы войны
  • 6000 подростков из 6500 рабочих трудились в годы войны на заводе № 402