АО «Архангельская РЭБ флота»: курс на модернизацию предприятия и развитие кадрового потенциала

На левом берегу Северной Двины в поселке Затон уже много лет работает и обслуживает северный флот небольшое предприятие — Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота. Столетняя история и наработанные компетенции стали знаком качества для судовладельцев. Но реалии нового времени требуют непрерывного развития, и сегодня руководство компании осуществляет масштабную реконструкцию всего предприятия, а параллельно начинает самостоятельную подготовку кадрового резерва для судостроительной отрасли. О перспективах и целях компании в Арктическом регионе беседуем с генеральным директором Архангельской РЭБ флота Антоном Крушельницким.

Перспективы — в судостроении

— Антон Викторович, предприятие чуть больше года находится под управлением новой команды. Какие изменения переживает судоремонтная компания?

Антон Крушельницкий, генеральный директор АО «Архангельская РЭБ флота»
Антон Крушельницкий, генеральный директор АО «Архангельская РЭБ флота»

— Архангельская РЭБ флота имеет большую историю, огромный опыт и традиции в сфере судостроения и судоремонта. Наше предприятие и сейчас является лидером по обслуживанию каботажного флота в северных широтах. У Архангельской РЭБ флота прекрасное географическое расположение, хорошие ресурсные мощности, собственный слип, который круглогодично задействован на ремонте флота. Но надо понимать, что все предприятия советского периода технически устаревают и начинают нуждаться в масштабной модернизации: обновлении цехов, станочного парка, инструментального набора. Мы взяли курс на формирование современного предприятия — это позволит ощутимо увеличить производительность труда, уменьшить время выполнения работ. Например, внедрение технологии плазменной резки сократило количество операций при обработке деталей в два-три раза. В итоге вложения в обновление предприятия не только дают результат, но и окупаются.

Поэтому мы сейчас нацелены на создание новой инфраструктуры, которая позволит расширить перечень услуг и даст возможности прежде всего в судостроительной сфере. Судостроение — это перспективы развития предприятия.

— Архангельская РЭБ флота выделяет два направления в работе: судоремонт и судостроение. Эти виды деятельности идут параллельно в равных темпах или на судостроении концентрируетесь сейчас в большей степени?

— На протяжении десятилетий Архангельская РЭБ флота является технической площадкой по ремонту северного флота. И в этом направлении предприятие зарекомендовало себя. Нас знают заказчики, у нас стабильный рост по числу единиц флота, который мы принимаем на техническое обслуживание. Мы обслуживаем флот в комплексе и без привлечения подрядчиков. Наши специалисты могут выполнить на судне работы любой сложности: провести комплексную модернизацию, дооборудовать судно, оснастить под цели заказчика, повысить класс ледопроходимости, улучшить ходовые характеристики.

Судоремонт — основное направление деятельности предприятия, так сложилось исторически. Архангельскую РЭБ флота можно смело назвать центром обслуживания каботажного флота на Севере, и мы расширяем географические границы судоремонта. Предприятием начинают интересоваться заказчики из других регионов. Стали поступать заявки на ремонт судов из Астрахани, Томска и других городов. К нам встают на ремонт тральщики, которые до недавнего времени обслуживались за границей. Слип все время занят. Ремонт флота ведется круглогодично.

Если в 2020–2021 годах предприятие обслуживало порядка 40 судов, то сегодня мы перешагнули за 120 единиц. Помимо докового ремонта мы готовы обслуживать суда с выездом на место размещения.

Морское водолазное судно «Рыбинск» на ремонте
Морское водолазное судно «Рыбинск» на ремонте

Растет и число социальных проектов — по заказу муниципалитетов строим причалы для пассажиров речного транспорта. Недавно сдали причальный понтон с остановочным пунктом, который установят в деревне Патракеевке Приморского района. Обслуживаем и сам пассажирский флот. Сейчас на реконструкции находится легендарный «Коммунар», который передан речным портом Северному морскому музею для последующей музеефикации.

Спуск на воду причала-остановки для деревни Патракеевки Приморского района
Спуск на воду причала-остановки для деревни Патракеевки Приморского района

Но, как и в любом деле, хочется развития. В советский период Архангельская РЭБ флота имела опыт в строительстве нового флота. В портфеле заказов предприятия более 30 судов, построенных с нуля, в том числе и для иностранных судовладельцев из Норвегии, Голландии, Германии. Есть опыт строительства рыболовных тральщиков, танкеров-химовозов. Сейчас мы по собственному проекту создали рейдовый буксир по типу РБТ, но с улучшенными характеристиками — с большей мощностью, поворотными насадками. Это делает буксир более маневренным, многофункциональным. Первый экземпляр мы оставили на заводе для собственных нужд, но суда из этой серии будут востребованы в портах и на предприятиях того же профиля.

Сегодня активно развивается арктическое судоходное направление, и наша цель — стать предприятием, выполняющим весь комплекс работ в сфере судостроения: от разработки проекта до спуска на воду судна, которое сможет успешно трудиться в условиях Крайнего Севера и арктических широтах.

К развитию судостроительного направления подталкивает сама экономика. Архангельская область неразрывно связана с морем, морскими грузоперевозками, речным сообщением. Развивается судоходство по Северному морскому пути, реализуются различные проекты на территории Арктической зоны. Судоходные компании обеспечивают северный завоз, транспортировку грузов, флот активно задействован в нефтегазовой отрасли, интересы которой сегодня устремлены в северные моря. Да и в целом грузопоток по арктическому направлению растет.

При этом флот заметно стареет. Большинство судов, которые еще работают в Белом, Баренцевом, Карском морях, построены 30–40 лет назад. Они уже не отвечают современным требованиям. Их необходимо модернизировать, начинять новым оборудованием, создавать более комфортные условия для экипажей, ведь они проводят в рейсах по нескольку месяцев. К тому же современный флот — более безопасный, энергоэффективный, способный выполнять самые разные задачи в море.

Уже сегодня мы модернизируем суда с заменой двигателей и повышением класса. Это позволяет собственникам выходить на новый рынок, а значит — реализовывать новые проекты и развиваться. Строим баржи, буксиры, со временем планируем осваивать более сложные проекты.

Вскоре мы начнем строительство нового эллинга (пока в активе предприятия крытый эллинг площадью 6810 м²), который позволит расширить спектр наших услуг в судостроительном направлении. Более того, у Архангельска как центра судостроения арктического флота есть огромное преимущество: когда речь идет о постройке судов шириной свыше 14 метров, наша конкурентоспособность значительно возрастает, так как флот, построенный на судостроительных предприятиях, расположенных в Санкт-Петербурге и на Волге, будет перегоняться на Север вокруг Скандинавии. А это другие затраты.

Сделано на Севере

— Судостроительных предприятий в стране хватает. Как оцениваете возможности в других регионах в сравнении с вашими?

— Практика показала, что в силу географического положения и накопленного опыта именно северные судостроители справляются со строительством судов для Арктики наилучшим образом. Такая работа требует особых компетенций. Уже были прецеденты, когда суда, предназначенные для эксплуатации в условиях нашего климата, строились на верфях юга России и в итоге не прошли классификацию морского и речного регистра: принципиальные конструктивные просчеты были допущены еще на этапе проекта.

К слову, у Архангельской РЭБ флота есть собственное конструкторское бюро. Если заказчик приходит с готовым проектом, мы как судостроители можем указать на его слабые стороны, доработать, уточнить необходимые нюансы, порекомендовать оборудование. Отечественный флот нуждается в обновлении — это факт, который признан и судовладельцами, и судостроителями. Кроме того, сегодня в регионе активно обсуждается возможность строительства самоподъемных платформ — в этой работе мы тоже готовы участвовать. Потенциальные заказчики в сфере строительства судов и морской техники сегодня есть, но им нужны гарантии и разумное по цене предложение. Взяться за проект могут все, выполнить — единицы.

Кадры — главный потенциал компании

— Для жителей поселка Затон Архангельская РЭБ всегда была главным работодателем, предприятие несло и социальную нагрузку. Как выстраивается эта работа сейчас?

— Самое главное на судоремонтных и судостроительных заводах — это люди, специалисты, чьи руки ремонтируют, строят и спускают на воду суда. Поэтому на предприятии уделяется большое внимание рабочим местам, созданию комфортных условий для коллектива. За последний год число работников РЭБ флота увеличилось в два раза. Повышается и заработная плата сотрудников. В среднем по рабочим специальностям сегодня это 80 000–120 000 рублей в месяц, у специалистов классом выше может доходить и до 200 000. Это достойный уровень дохода, поэтому сотрудники заинтересованы в качестве своей работы и в саморазвитии. А мы заинтересованы в специалистах, готовы их обучать, развивать. Именно поэтому на базе нашего предприятия готовится к открытию учебный центр. На специально оборудованные рабочие места будут приходить учащиеся профессиональных учебных заведений и получать те знания и умения, которые будут нужны в работе. По предварительным расчетам, мы готовы обучать около 500 человек в год. В последующем планируем открыть на базе центра направление по повышению квалификации и переподготовке уже работающих специалистов. РЭБ флота это даст кадровый резерв, необходимый для центра арктического судостроения. Проект одобрен в министерстве образования Архангельской области.

Обновленный спортзал школы № 82
Обновленный спортзал школы № 82

Предприятие значительно вкладывается и в социальную сферу поселка: поддерживает контакты с ветеранами отрасли, с жителями. В этом году мы полностью за свой счет отремонтировали спортивный зал в местной школе № 82. Зал 1974 года постройки устарел, нуждался в капитальном ремонте, но средств в бюджете самой школы на эти цели не было. Архангельская РЭБ флота вложила более пяти миллионов рублей. К 1 сентября школьники получили совершенно новый спортивный зал с хорошим дизайнерским ремонтом, современным покрытием, оборудованием, установлена новая энергосберегающая система освещения. В темное время года заниматься в секциях волейбола и баскетбола теперь намного лучше. Если говорить о поддержке в масштабах города, мы делаем ставку на спорт: поддерживаем областную федерацию кикбоксинга, оказываем спонсорскую помощь при проведении соревнований по пляжному волейболу. В рамках благотворительных мероприятий проводим встречи с воспитанниками Цигломенского детского дома. Весной провели с ними товарищеский мачт по волейболу. Потом долго общались с ребятами, рассказывали о предприятии, судоремонте. В итоге двое парней поступили в профильное училище в Северодвинске, вскоре ждем их на практику.

— Вы отметили, что создаете на базе предприятия центр подготовки кадров, но в Архангельске есть техникум водных магистралей имени С. Н. Орешкова. По сути, это кузница кадров для предприятий судоходной и судостроительной отрасли. Учебное заведение отметило 100‑летний юбилей совсем недавно. Техникум является вашим кадровым партнером?

— Безусловно. Мы очень тесно сотрудничаем с техникумом водных магистралей. Сто лет подготовки квалифицированных кадров для региональной экономики — это действительно значимая дата. Многие его выпускники приходят на работу в Архангельскую РЭБ флота. На предприятии востребованы судоремонтники, судокорпусники, сварщики и многие другие рабочие специальности. Более того, центр кадровой подготовки мы открываем в том числе и при участии учебного заведения. Мы заинтересованы, чтобы ребята, наши будущие специалисты, познавали свою профессию с момента поступления.

По случаю юбилея наше предприятие подарило техникуму знаменитый теплоход «Энтузиаст», теперь он станет учебным судном. «Энтузиаст» — легендарное судно. Ему восемьдесят восьмой год. Он участвовал в советско-финской войне, обеспечивая проводку военных кораблей. В годы Великой Отечественной отражал налеты фашистской авиации. Провел более 120 боевых операций. В мирные годы буксировщик был востребован на Севере, перевозил грузы, сплавлял плоты с лесом. Теперь «Энтузиасту» предстоит обучать практикантов. Мы передали буксир техникуму на безвозмездной основе, но взяли на себя обязательства по техническому обслуживанию. Наши капитаны и мастера-наставники также будут помогать ребятам осваиваться на флоте, постигать тонкости судоремонта. Кадры — это главный потенциал компании, а в совокупности с современной и многофункциональной технической базой и складывается предприятие, которое способно реализовывать амбициозные проекты. Архангельская РЭБ флота готова к новым сверхзадачам.

Цифры

  • >30 судов, построенных с нуля, — в портфеле компании
  • 6810 квадратных метров — площадь нового эллинга, к строительству которого компания приступит в ближайшее время
  • >120 судов обслуживает предприятие

Материал из журнала «Итоги 2022»: