Его почитают в Красноборском благочинии Котласской епархии

Церковь Преображения Господня имеет особое значение не только для села Согра, но и для всего Русского Севера. Здесь покоятся мощи местночтимого святого Сергия Малопинежского. Как явилась миру память о нем?

Когда школу перевели в другое здание, храм было решено разобрать. Но у нас в селе никто не согласился вести эти работы. Спасибо инициативным людям — Клавдии Павловне Ширяевой, Лидии Михайловне Мысовой — они восстановили приход. Ремонтом занимались местные ребята. И скажу так: пока крышу ремонтировали, ни разу молоток не уронили — Господь помогал.

На наш престольный праздник Преображения Господня приезжает отец Александр из Верхней Тоймы, служит литургию. А с колоколом сама управляюсь, батюшка научил. На Пасху всю неделю звонила, как полагается. Так что живет храм. И ждет своих прихожан.»

Надежда Губина, хранитель Преображенского храма

Одним из самых активных участников возвращения имени преподобного Сергия стал Александр Русанов, краевед, педагог. Именно его изыскания помогли найти могилу старца, да и помощь его в восстановлении храма была неоценимой.

Александр Валентинович — один из соавторов книги «Преподобный Сергий Малопинежский. Житие и история почитания», изданной в Москве в 2012 году. Вот что рассказывается в ней о недавней истории православной святыни и обретении могилы преподобного старца:

«В 1929–1930 годах в районной прессе и среди коренного населения Горковского сельсовета безбожная власть развернула активную пропаганду, направленную на закрытие Преображенского храма. Первоначально его планировали переоборудовать под больницу, но потом планы местной власти изменились, и к 1932 году церковь превратили в народный дом с избой-читальней в южном крыле бывшего храма.

В летний период 1936–1939 годов в здании размещался межколхозный пионерский лагерь. Побывавший в этом пионерском лагере будущий краевед Александр Александрович Тунгусов, в то время — пионервожатый, вспоминал, что видел тогда еще сохранившуюся в целости огромную каменную плиту, лежавшую в подцерковии на могиле Сергия Малопинежского. Но о том, куда она делась впоследствии, нам, к сожалению, неизвестно…

K 1940 году в сельсовете возникла острая необходимость в школьном здании, и еще добротную бывшую церковь решено было переоборудовать под школу. (…) Подцерковие, где находится могила преподобного Сергия, приспособили под кладовую комнату. За кирпичной стеной со стороны школьного двора по соседству с часовней был оборудован школьный туалет. В течение пятидесяти лет, вплоть до 1990‑го, здание бывшей церкви находилось в ведении Горковской средней школы.

Начиная с 1980 года занятия в постаревшем здании Горковской школы прекратились, и в течение следующих десяти лет оно использовалось как склад. Подвал-часовня постепенно разрушался.

K началу 1990‑х почти никто из местных жителей не догадывался о существовании могилы преподобного Сергия, за исключением нескольких старожилов, которые смутно помнили из рассказов своих родителей, что под церковью кто‑то похоронен…

В Верхнетоемском храме находится житийная икона преп. Сергия Малопинежского, там же планируется устроить придел с престолом в его честь. Раз в два года в районе проводятся Сергиевские чтения и фестиваль его имени
В Верхнетоемском храме находится житийная икона преп. Сергия Малопинежского, там же планируется устроить придел с престолом в его честь. Раз в два года в районе проводятся Сергиевские чтения и фестиваль его имени

В 1991 году жители деревни Согры проявили инициативу в восстановлении здания Малопинежской церкви. По стечению обстоятельств зимой 1991 года в Согру приехал первый секретарь Архангельского обкома KПСС Петр Максимович Телепнев с предвыборным визитом. Избиратели в ходе встречи с ним высказали просьбу о направлении к ним уполномоченного по делам религии для официального создания общины верующих — дела до той поры для горковских жителей небывалого. Представитель партии, некогда гнавшей христиан, будучи кандидатом в депутаты, наказ избирателей выполнил: летом 1992 года в Согру приехал представитель облисполкома. На общем собрании верующих он поддержал их инициативу, и община была создана, избран староста. С этого времени стали собирать средства. Жертвовали на восстановление церкви жители деревень и поселков Горковского и Выйского сельсоветов, уроженцы Малопинежья, проживающие в городах, предприниматели и предприятия. Здание храма официально передали общине.

С 1993‑го в храме начались восстановительные работы. (…) По благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона 12 января 1999 года состоялось торжественное освящение Малопинежского храма в прежнее именование — во имя Преображения Господня. По восстановлении колокольни нашлись жертвователи, и в 2000 году Малопинежье огласилось звоном новых колоколов — их отлили в Воронеже и доставили в Согру по инициативе и при активном содействии уроженки деревни Kерги Антонины Васильевны Извековой.

В последних числах июня 1999 года было освобождено от мусора подцерковие под уцелевшим северным крылом здания и расчищена могила преподобного Сергия. Kаменной плиты на ней не было, вокруг могилы все еще были видны остатки старинного деревянного настила. В том же году стены подцерковия были отремонтированы. Был восстановлен и деревянный пол вокруг захоронения преподобного. Таким образом, древняя святыня снова стала доступной для верующих людей».

Цитируется по изданию: Копытков В. В., Молчанов Б. А., Русанов А. В. Преподобный Сергий Малопинежский. Житие и история почитания. — М.: Ковчег, 2012.

Живая память

Александр Русанов, директор Верхнетоемской средней школы, краевед:

— Интересно, что, когда мы приступили к ремонту здания храма, обнаружилось, что металлическая крыша сохранилась на нем с момента постройки в 1914 году. И до сих пор она сохраняет церковь от непогоды. Но сегодня снова требует срочного ремонта. А вот новую колокольню, маковки с крестами, недостающие окна, обшивку полов, стен потолка делала бригада местных ребят.

Почему мало людей ходит в храм? Отмечу, что 25 лет назад, в 1990‑е годы, время было другое. Односельчане относились сочувственно, проще были, чистосердечнее, хоть и жили в то время куда беднее, чем сейчас. Думается, сегодня малочисленность прихожан связана с тем, что у нынешнего поколения здание храма больше ассоциируется со школой. Те бабушки, которые стояли на освящении храма в 1990‑х, помнили, что в нем до 1928 года еще проводились богослужения, а вокруг было кладбище. Но они уже ушли из жизни. Сегодня большинство не считает храм своим, но это беда моих земляков, а не вина. У прихода есть постоянный батюшка, но он за 100 километров. Службы проводятся, но редко. Радует то, что приезжают в храм паломники из соседних сел, других районов области. Есть замечательные слова патриарха Кирилла, сказанные им в Архангельске в 2009 году: «Храмы, которые мы строим, мы строим для будущего России. Храмы не работают на прошлое: они сохраняют в своих стенах прошлое, но дают народу силы идти вперед».