Особое значение

Дорожный вопрос для Ленского района — тема особого значения. Яренск является наиболее удаленным от Архангельска райцентром Поморья, при этом выход на региональную сеть автодорог поселок получил относительно недавно. Содержанием пятисот с лишним километров дорог Ленского района традиционно занимается местный производственный участок Котласского ДРСУ. Предприятие работает с дорожной сетью, которую когда‑то само и создавало.

История строительства дорог в районе непростая — и явно незаконченная. По-настоящему началась она, по сути, лишь в 1957 году, когда в районе был организован Ленский дорожно-эксплуатационный участок № 123.

В деятельность организации входили содержание и ремонт автодорог областного значения в Ленском, Вилегодском и Котласском районах. В 1976 году на базе дорожного участка было организовано Ленское ДРСУ. Пережив ряд преобразований, в 2003‑м оно получило название ОАО «Ленское дорожное управление», а в 2005 году предприятие становится частью ОАО «Котласское ДРСУ», сохранив при этом все свои функции, задачи и коллектив.

Алексей Верещагин начинал карьеру здесь

Одним из тех людей, с кем неразрывно связано становление дорог Ленского района, стал Алексей Федорович Верещагин. В 1983 году будущий директор Архангельскавтодора, депутат и заместитель губернатора Архангельской области, а тогда — просто молодой архангелогородец, только что окончивший дорожную кафедру АЛТИ, приезжает в Яренск и начинает работать мастером в Ленском ДРСУ. В ту пору начальником предприятия был Александр Павлович Осколков.

Уже через три года Алексей Верещагин возглавил ДРСУ, которым и руководил вплоть до 1996‑го. Именно при Алексее Верещагине в 1990 году в Ленском районе был построен собственный асфальтобетонный завод, началось строительство подъездов к железнодорожной станции Межег, положены первые метры асфальта на мостах через Яреньгу и Кижмолу, соединены дорогой Урдома и Козьмино. В 1996‑м Алексей Верещагин ушел на работу в Архавтодор, с 2001 по 2009 год руководил дорожной отраслью Поморья, однако Ленский район не забывал.

— Несколько десятилетий жители Ленского района Архангельской области мечтали о дороге, по которой можно было бы беспрепятственно добраться до регионального центра в любое время года. Строительство этой трассы началось еще в конце 80‑х годов прошлого столетия благодаря государственной программе «Дороги Нечерноземья». Однако в 1991 году с распадом СССР программа прекратила свое существование, и темпы строительства дорог резко снизились. Финансирование объекта было прекращено, работы приостановили почти на 10 лет, — рассказывает директор Котласского ДРСУ Алексей Захарчук. — Стройку сопровождали не только финансовые трудности. Природные условия и сложный рельеф правобережья Вычегды подготовили дорожникам свои сюрпризы. Глубокие выемки с близким залеганием грунтовых вод значительно осложняли их работу. Наконец, в сентябре 2012‑го автодорога Котлас — Сольвычегодск — Яренск, связавшая центр Ленского района с областной дорожной сетью, была достроена и пущена в эксплуатацию.

Отвечают за все

Сегодняшний Ленский производственный участок Котласского ДРСУ, состоящий из Яренского, Урдомского и Козьминского мастерских участков, обслуживает, по сути, все имеющиеся в районе дороги, занимается содержанием и отдельными видами ремонтных работ. При этом численность работников Ленского участка — всего 29 человек. Парк дорожной техники составляет 25 единиц.

Руководитель Ленского участка Котласского ДРСУ Сергей Голубь
Руководитель Ленского участка Котласского ДРСУ Сергей Голубь

С 2007 года Ленский участок Котласского ДРСУ возглавляет Сергей Голубь — грамотный и опытный специалист-дорожник, энергичный руководитель, работающий в тесном контакте с районной администрацией и местным райдоротделом Архангельскавтодора. Работу на производственных базах Ленского участка организуют дорожные мастера А. В. Селиванов и А. А. Чувашев, контроль за работой техники осуществляют механики В. В. Заболотный и А. А. Буторин. Как и на всех производственных участках Котласского ДРСУ, на Ленском идут в ногу со временем и развитием технологий.

— Парк дорожной техники предприятия постоянно обновляется, недавно для обслуживания дорог Ленского участка были приобретены новые автогрейдер и погрузчик, — рассказывает Сергей Голубь. — Еще в 2010 году на все машины, связанные с содержанием автомобильных дорог, было установлено оборудование «Бизнес-навигатор», позволяющее анализировать перемещение объекта, параметры его состояния и отображающее его текущее положение на электронной карте. Анализ поступающей информации позволяет наблюдать за производственным процессом не только на центральном диспетчерском пункте, но и на каждом производственном участке.

Трудовые династии

На дорожных участках Ленского района работает сплоченный и сложившийся коллектив профессионалов. Основной костяк составляют специалисты со стажем работы в дорожной отрасли свыше 20 лет. Есть среди них и ветераны — например, водители Виталий Валентинович Ляпин и Сергей Анатольевич Епов, которые трудятся на дорогах Ленского района уже четыре десятка лет.

тракторист Юрий и машинист автогрейдера Василий Лукошниковы
тракторист Юрий и машинист автогрейдера Василий Лукошниковы

На предприятии существуют и настоящие трудовые династии — такие как машинист автогрейдера Василий Леонидович Лукошников, отдавший дорожной отрасли уже 27 лет, и его сын Юрий, работающий на предприятии трактористом с 2012 года. Дорожным мастером на Яренском участке трудится Андрей Чувашев. Его отец, Александр Сергеевич Чувашев, много лет проработал механиком в Ленском ДРСУ и был удостоен звания «Почетный дорожник».

Открытие дороги
Открытие дороги

В Ленском районе давно не строилось крупных дорожных объектов, и местные дорожники надеются, что работы им скоро прибавится. В частности, планируется строительство дороги Слободчиково — Сойга, готовится также проектная документация по обустройству линии электроосвещения вдоль участка региональной дороги, проходящей по Яренску. Оба этих объекта — в планах на ближайшие годы.

Справка

Общая протяженность сети автодорог Ленского района составляет 546 километров. Из них 293 километра — дороги областного значения. При этом асфальтобетонное покрытие имеют лишь 43 километра. На территории района находятся 25 мостов, из которых шесть деревянных и 19 железобетонных. Еще 252 километра дорог Ленского района являются муниципальными.