Возможно, для кого‑то это пыльный лозунг, но для Группы «Илим» — одна из важнейших стратегий развития. «Кадры решают все», — не раз и не два повторил в разговоре директор Ленского лесозаготовительного участка Дмитрий Владимирович Гомзяков

ДОСЬЕ

Дмитрий Гомзяков работает в «Илиме» с 1995 года. Начинал с должности помощника машиниста тепловоза. Окончил автотранспортный техникум в Великом Устюге, затем Кировский государственный университет. В 2008 году перешел в «ИлимСеверЛес» ведущим экономистом планово-бюджетного отдела. Через три года стал начальником Литвиновского участка. Еще через три года Урдомский и Литвиновский участок объединили, и Дмитрий Владимирович стал начальником производственного отдела в Коряжме. В 2015 году получил предложение возглавить Ленский лесозаготовительный участок Группы «Илим».

Наша работа — упорный труд

У Ленского филиала два участка: Яренский и Урдомский. Арендные базы находятся как на правой стороне реки Вычегды, так и на левой. На каждом участке по три комплекса. Комплекс — это харвестер и форвардер.

Планируемый объем заготовки на 2019 год — 640 тысяч кубометров леса на шесть комплексов. Это самая высокая выработка на Северо-Западе, а возможно, и в России — в среднем по 106 тысяч кубометров на комплекс. Почему такая высокая выработка? Если отвечать коротко — потому что научились. Большое внимание уделяется строительству дорог, слаженной работе всего производства, обучению персонала, его здоровью, безопасности и дисциплине.

Водитель лесовоза Юрий Кит
Водитель лесовоза Юрий Кит

Таких высоких показателей добились буквально лет 6–7 назад, тогда, по словам Дмитрия Гомзякова, рубили тысяч по 70, не больше. Шесть лет назад план на два комплекса составлял 140 тысяч кубометров, а сейчас 100–106 тысяч на один комплекс. Так что производительность в «Илиме» действительно очень высокая. Соответствует этой производительности и зарплата. На ее величину влияют несколько факторов: это и рост производительности труда, и индексация — «Илим» повышает сотрудникам зарплату ежегодно.

Лесозаготовительный участок поставляет балансовую древесину на комбинат, а пиловочник и фанерный кряж предприятие отправляет потребителям — фанерным и лесоперерабатывающим заводам в Архангельской области и Республике Коми.

— Работа наша осложняется природными факторами, — кратко замечает Дмитрий Владимирович. — У нас ведь то дождь, то снег, то гололед, то туман, и все это не способствует выполнению плановых показателей. Производство — само по себе источник повышенной опасности, но в нашем случае многое зависит от непредсказуемости погоды. Поэтому мы постоянно должны быть в полной боевой готовности, выжимать максимум из минимума.

Учиться, учиться и учиться

К кадрам в «Илиме» относятся бережно, буквально выращивают их, внимательно следят за здоровьем и неустанно обучают.

Собственный учебный центр компании находится в Коряжме. Это продуманный и важный ход. Операторы харвестеров и форвардеров проходят обучение на новую ступень, затем — стажировку, не покидая основного рабочего места. Важен и такой момент: предприятие сознательно привлекает к более интересным и высокооплачиваемым специальностям собственных работников. Принимать людей со стороны, не изведанных в деле, доверять технику, которая стоит по 30 миллионов, было бы довольно легкомысленно.

Водители лесозаготовительного участка ежегодно проходят курсы повышения квалификации. Интересный факт: Дмитрий Владимирович и сам прошел корпоративное обучение — курсы для тех, кто пользуется служебным автотранспортом. И, несмотря на весь свой опыт, был впечатлен объемом и качеством полученной информации.

Текучки здесь нет: предприятие большое, стабильное, зарплаты более чем достойные. Однако отношение к себе как к ценным специалистам сотрудники ощущают не только в день зарплаты. На предприятии отточенная система охраны труда, предусмотрены обязательная страховка всех работников, регулярные медосмотры и диспансеризации, плюс дополнительные ежегодные программы «Стоп-рак», «Стоп-инфаркт» и еще целый ряд углубленных обследований здоровья работников.

— Людей надо беречь, — убежденно говорит Дмитрий Гомзяков, — это кадры, в обучение которых вложено немало сил и средств, это действительно ценные специалисты, от которых зависит многое на предприятии. Человеческий фактор — фактор значимый.

Водитель грейдера Андрей Жданов
Водитель грейдера Андрей Жданов

Забота о завтрашнем лесе

Помимо волнений дня сегодняшнего значимая часть работы — радение о будущем, лесовосстановление. Группа «Илим» целенаправленно и последовательно развивает эту стратегию. За 2018 год по Ленскому району искусственное лесовосстановление составило 130 гектаров — это посадки и посев. Полторы тысячи гектаров — это содействие естественному лесовосстановлению, тысяча гектаров — рубки ухода в молодняках, из них 230 гектаров высокой интенсивности. Высокая интенсивность — это буквально индивидуальный подход к каждому дереву. Рядом с перспективным деревом убирают кустарник и слабые деревья, чтобы было достаточно света и влаги.

На 2019 год цифры сопоставимы, но вырастут рубки ухода — уже 1200 гектаров, из них 500 гектаров — высокой интенсивности.

— В «Илиме» очень трепетно относятся к лесфонду и лесовосстановлению, — говорит Дмитрий Гомзяков.

Лес — это судьба

Мастер дорожного участка Андрей Крюков — из егерей, лес любит и знает, как родной дом. Дорогой, пока везет нас, недоумевает: как так, пишут — не будет егерей, все через госуслуги будет оформляться. А кто же за лесом смотреть будет?

Дорог в общей сложности на балансе предприятия около 200 километров. Строительство, ремонт, содержание — за все это хозяйство отвечают три экскаватора, два бульдозера, два грейдера, несколько самосвалов и другая техника. Чтобы лес превратился в дорогу, ему нужно пройти несколько этапов: разрубка, возведение земляного полотна, корчевка, планировка, оканавливание, формирование дорожной одежды.

— Лес — это судьба. Если бы не стали егерей сокращать… Сам‑то я лысимский. Пытались в нашем поселке культуру наладить, — толкует Андрей Крюков, — дом для туристов сделать, шанежки печь… Дом построили, а туристов не завезли… Не едет народ‑то! Жена вот в школе работает последний год, предупреждение пришло: закрывают школу. Клуб закрыли. Жителей в поселке числится человек триста, но они ж просто прописаны, а живут‑то кто где… На переселение надеются.

— Тут вот школа была, — кивает Андрей за окно, — восьмилетка. Я учился — в классе двадцать с лишним человек было, а сейчас в классе один человек… Раньше все иначе было. Промыслом жили: шкурки сдавали, меняли на крупу, на масло — белку, куницу били, лосятину заготовляли. Правда, поголовья тогда много постреляли. Как было‑то: чем крупнее сдашь — тем лучше.

Слоеный пирог дороги

От дел минувших переходим к занятиям нынешним. Дорога — непременное условие для лесозаготовки. Поэтому такое серьезное значение уделяется строительству лесных дорог — новых веток и усов. Земполотно — это слоеный пирог, в основе которого — выкорчеванные пни и корни деревьев. Сверху на «корж» из корней кладется ПГ-смесь: здесь и гравий, и глина, и песок, со временем она утрамбовывается, укатывается.

Мастер дорожного участка Андрей Крюков
Мастер дорожного участка Андрей Крюков

— Раньше строили дороги-лежневки из древесины, — вспоминает Андрей Крюков, — а сейчас дорожная техника мощная, производительная, позволяет применять современные технологии. Дорогу прорубили, раскатали, земполотно насыпали, плиты пластиковые положили — и все, дорога. Лес вывез, плиты собрал — и на другую ветку перевез.

Одна плита весит сто килограммов. Такое мобильное дорожное полотно собирается, как конструктор, из деталей по три метра длиной и полтора шириной и выдерживает даже тяжелую лесовозную технику.

— Вообще, конечно, все четко построено, — признает мастер Крюков. — Помню, когда начинал работать, уходили рабочие на вахту в тренировочных штанах. Сейчас все по форме, каски, сигнальные жилеты, техника дорожная вся импортная…

Династия со звучной фамилией

Отец и сын Александр и Вячеслав Скрипали работают на одном предприятии, в одной бригаде и на одном харвестере.

 

— В «Илиме» 15 лет, — рассказывает Скрипаль-старший. — Приехал с Украины после армии заработать денежку — и вот остался! Тридцать пять лет уже на Севере. Женился здесь — нашел жену в Очее.

Потом сын родился, тот самый, что работает вместе с отцом с 2007 года, а затем и дочь, которая тоже живет и работает в поселке.

оператор харвестера Александр Скрипаль
оператор харвестера Александр Скрипаль

Александр Скрипаль — один из первых операторов харвестеров, диковинной по тем временам техники, уезжал учиться аж в Финляндию. Все очень серьезно: учеба две недели, практика в лесу и там же, в финском лесу, экзамен.

— Техника за это время изменилась, стала надежнее, производительнее, ну и планы изменились, — смеется Скрипаль-старший. — Раньше 4–5 тысяч кубометров рубили, а сейчас план — 10 и более тысяч в месяц.

Но и зарплата соответствующая — до 80, до 90 тысяч. Условия для этой зарплаты есть: техника обновляется каждые 5–6 лет, кадры обученные, опытные. Все операторы ежегодно проходят переаттестацию. Интересно, что на план работает принцип команды: мало нарубить положенные кубометры своей бригадой, нужно, чтобы сработали все — и вывозка, и отгрузка — все как надо. И главное, чтобы это «как надо» повторилось на всех участках: и Урдомском, и Яренском.

Режим работы в лесу — как часы: в 9 утра заступаешь на работу, в 9 вечера уходишь. Рабочий день (или ночь) — 12 часов. График работы — пять суток. Если нынешняя пятидневка у тебя дневная, то в следующий раз выйдешь в ночь. Бригада — восемь человек да один подменный. Четыре человека в лесу, четыре — дома. Из тех четверых, что на делянке, двое работают — двое отсыпаются, вот и вся арифметика. Живут лесозаготовители в оборудованных вагончиках — балках, где имеются и мини-кухня, и телевизор, и стиральная машина-автомат, и туалет.

В городке есть столовая, баня — все условия для отдыха, а значит, и для производительного труда. Прежде работников увозили с делянок по домам, и дорога могла занять несколько часов. Пока довезут — на отдых не остается времени, а утром в дорогу. После того как в «Илиме» изменили график, были закуплены балки, и это стало удобно всем.

Успевает ли семейная бригада отдыхать?

— Нет! — весело крутит головой отец. — Дом строим, ссуду отдаем, дел много, иногда думаешь: на работу бы скорее — отдохнуть от домашних дел. Раньше в отпуск ездил на родину, а сейчас на Украину не пускают, родителей бы навестить, да не знаю как…

Продукты заезжают вместе с поваром

Людмила Боброва приехала из Сосногорска, что под Ухтой. Стаж у нее — больше 30 лет. Предприятие, где она работает, оказывает «Илиму» услуги общественного питания.

повар Людмила Боброва
повар Людмила Боброва

Продукты завозят в вахтовый городок вместе с поваром. Меню составляется технологом заранее на две недели, повторов блюд за эти дни не бывает. Людмила Александровна показывает меню: здесь и мясо, и птица, и рыба, и печень, и овощи-фрукты, и свежая выпечка.

Рабочий день повара начинается в четыре утра, поскольку нужно приготовить не только завтрак, но и обед, который люди возьмут с собой в лес в контейнерах. С двенадцати до двух на обед подтягиваются те, кто остался в городке. В семь вечера начинается ужин, который заканчивается в десять вечера и плавно переходит в завтрак: в девять вечера у лесозаготовителей пересменка, просыпаются «ночники» и закономерно хотят есть. Около одиннадцати вечера Людмила Александровна заканчивает мыть и убирать, а в четыре утра ее ждет новая смена. Между завтраком, обедом и ужином она делает заготовки на следующий день недели.

Устает, высыпается только дома, но работой довольна: и зарплата выше, чем в Усинске, где трудилась прежде, и начальство относится с пониманием, и ребята хорошие: хоть они и на работе почти все время, но в помощи не отказывают, стараются.

— Работа у них тяжелая, — с уважением замечает Людмила Александровна, — но коллектив очень хороший.

Немаленький плот

Виктор Бычихин — мастер сплотки, работает здесь уже десять лет, с 2009 года. С плотбища «Ирта» баланс отправляется в Коряжму: 150 тысяч кубометров в год плывут себе плотами, ностальгически знакомыми каждому, кто вырос на северной реке. До Коряжмы им плыть 150 километров и ровно сутки.

мастер сплотки Виктор Бычихин
мастер сплотки Виктор Бычихин

Зимой на сплотке работает три бригады по три человека, летом — две бригады по пять человек. Сезонная разница в количестве людей в бригаде объясняется просто: зимой плоты вяжут на земле, а летом их еще нужно удержать в воде. К тому же, как нетрудно догадаться, зимой плоты никуда не плывут, а тихонько собираются стаей и ждут весны и воды. Провожают их до места буксир и маленький теплоход.

Летний плот небольшой, 800–1300 кубов, как правило, его вяжут один за смену. Зимний плот готовят к большой воде, он может быть объемом до 5000 кубов, и за ним приходят большие буксиры из Котласа. И такой круговорот происходит ежегодно. Ленский участок — это единственное предприятие в «Илиме», которое занимается сплоткой древесины.