Как превратить сезонный труд в стабильный денежный доход

Редкий случай. Дорожная передвижная механизированная колонна «Вилегодская» с 1977 года не меняет вывеску — как работала, так и работает с названием ДПМК «Вилегодская». Чтобы сохранить лицо и коллектив, много усилий приложили пять поколений руководителей и опытных, авторитетных дорожников и строителей.

Ответственность за человека

— В переломные 1990‑е годы все предприятия нашего треста «Агропромдорстрой», куда мы входили, прошли через реорганизацию. Кто‑то исчез, мы остались, — рассказывает директор предприятия Василий Новиков.

Василий Николаевич — коренной житель этих мест, глава большой крепкой семьи, отец троих детей. С ДПМК судьбу связал сразу после окончания Ухтинского индустриального института и службы в армии — 18 июня 1986 года. Начинал мастером, был прорабом, главным инженером, дважды приходил на пост директора — успел поработать главой администрации Вилегодского района, но вернулся на родное производство. Вновь у руля с 1 октября 2013 года.

Надо отметить, что особенность стиля руководства Новикова видна с первых минут общения: люди для него — не разменная монета, а главный капитал.

— Сегодня у нас в штате 130 человек, коллектив постоянный, никакой текучки нет. Принимая человека в штат, мы несем ответственность за то, чтобы он был обеспечен круглогодичной работой, — отмечает Василий Николаевич.

Превратить сезонную деятельность в стабильный денежный доход стоит немалых усилий. ДПМК «Вилегодская» — предприятие многопрофильное. И в этом его особенность.

Новые дорожные технологии

Основной род деятельности — дорожное строительство. За 40 с лишним лет дорожники ДПМК сдали в эксплуатацию порядка 500 км дорог. Больше всего — с песчано-гравийным покрытием, лесовозных, но и добрую сотню в асфальтобетонном исполнении, бетонных, щебеночных (вдольтрассовых проездов газопроводов). Для этого у предприятия имеется весь комплекс современной дорожно-строительной техники, который позволяет строить дороги с нуля, под ключ.

— Даже притом что мы живем и трудимся в самой глубинке, успеваем за новыми технологиями! Всего пятый год, как у нас куплен и работает совершенно новый асфальтобетонный завод. Он отвечает всем необходимым требованиям. Приобретены новые дорожные катки, асфальтоукладчик. Все импортное, кроме катков: они отечественные, хотя вся начинка тоже импортная, — продолжает директор.

В дорожной отрасли ничего не стоит на месте. К примеру, сегодня ДПМК в строительстве искусственных сооружений кроме железобетона применяет быстровозводимые металлические конструкции. Укрепление поменялось — все делается быстро и защищает дорожное полотно от размывов. Все новинки — это непременно рост качества работ и оптимизация средств.

— А от чего зависит качество вашего асфальтобетона? — интересуюсь у Василия Николаевича.

— Первый фактор — покупать те инертные материалы, которые прописаны в рецепте. Основную стоимость в приготовлении асфальтобетона дают именно они. Если для приготовления бетона нужно всего несколько фракций, то здесь гораздо больше: щебень, битум, известь, биодобавки. Сертифицированная лаборатория — обязательный элемент. Без лабораторного контроля выпускать асфальт не имеет смысла. Все это в нашей глубинке есть. С 2016 года у нас даже освоен выпуск щебеночно-мастичного асфальтобетона. Он более прочный и придает дорожной одежде большую долговечность, — отвечает Василий Новиков.

Предприятию хотелось бы чаще работать на региональных трассах — использовать весь свой потенциал, опыт и знания персонала. Но основной объем работ сосредоточен в другом поле. Однако заказчики у ДПМК «Вилегодская» завидные. Коллектив занимается благоустройством территорий ЦБК Группы «Илим», по заявкам строит дороги, в том числе в асфальтобетонном покрытии, и круглогодично — лесные. Постоянным заказчиком является муниципальное образование «Город Коряжма». В этом году вилегодские дорожники вернулись в Котлас, асфальтируют и ремонтируют дороги и дворы. Уже сдан участок дороги в Вычегодском. Бывают и местные муниципальные заказы от Вилегодского района.

Думать о перспективе

Кроме того, специалисты ДПМК — известные мастера комбинированных дорожных мостов. Из года в год возводят их для Автодора, «Илима», «Монди». Применение металлобалок на деревянных сваях — работа кропотливая, трудозатратная, но такой мост гораздо дешевле железобетонного и экономически оправдан на лесных речках, технологических трассах. Все дерево, что используется при строительстве такого моста, — продукт собственного производства ДПМК «Вилегодская».

— Чтобы люди зимой не простаивали, а могли получать достойную заработную плату, мы занимаемся лесозаготовками. Наши сотрудники работают на форвардерах, харвестерах, на вывозке древесины. В свое время это было подспорьем, теперь — один из наших локомотивов в зимний сезон. В год мы заготавливаем 60 тысяч кубометров леса. Это средний показатель — больше леса нет. Гибко работаем по продаже древесины — имеется свой железнодорожный тупик. Плюс есть пилорама, которая работает и с коммерческими целями: куплено хорошее оборудование, чтобы доска выходила качественная, — рассказывает Василий Николаевич.

Продукция пилорамы пользуется спросом у населения района, организаций, а также является хорошим экономическим подспорьем на объектах жилищного и промышленного строительства ДПМК. Собственные стройматериалы выручают везде.

— Три года мы не строим жилье в кирпичном исполнении, хотя с 2007‑го плотно этим занимались. Это временный простой, обязательно вернемся к стройке здесь, в районе. Развернувшаяся в регионе программа переселения из ветхого жилья обнадеживает, что работа будет и у нас, — уверен Василий Новиков.

…Да, много разноплановых работ выполняет его опытный и сплоченный коллектив. Крутиться приходится все время. И думать о перспективе наперед. Именно с этой целью ДПМК давно практикует производство стройматериалов, добывает щебень. Здесь присматриваются к практикантам из колледжей, чтобы иметь резерв квалифицированных и желающих трудиться на сложных механизмах молодых кадров. Все это для того, чтобы оставаться градообразующим предприятием на Виледи и держать марку почетного звания «Лидер отрасли».