История формирования и развития дорожной сети Вилегодского района неразрывно связана с местным дорожным участком: он прошел путь от небольшой базы до подразделения Котласского ДРСУ, одного из крупнейших предприятий отрасли в Архангельской области

От глуши бездорожья — к развитой сети

Дорожный отдел Вилегодского райисполкома был создан на сессии районного Совета депутатов трудящихся в 1938 году. Производственная база и контора его находились в селе Ильинско-Подомском.

Архивные документы донесли до нас интересную статистику, выраженную в весьма непривычных для сегодняшнего слуха показателях. Так, за 1950 год на ремонте дорог Вилегодского района было отработано 14 604 человеко-дня, 5405 коне-дней, 26 автомобиле-дней. Построено семь временных мостов через реку Виледь.
Архивные документы донесли до нас интересную статистику, выраженную в весьма непривычных для сегодняшнего слуха показателях. Так, за 1950 год на ремонте дорог Вилегодского района было отработано 14 604 человеко-дня, 5405 коне-дней, 26 автомобиле-дней. Построено семь временных мостов через реку Виледь.

Известно, что в 1940 году протяженность местных автогужевых дорог составляла 208 километров. Вилегодский дорожный отдел в силу своих возможностей отвечал за содержание дорог, проводил их текущие и капитальные ремонты. Для проведения работ по плану дорожного отдела привлекались рабочая сила, гужевой и автомобильный транспорт колхозов, сторонних предприятий и учреждений.

За свою историю предприятие прошло череду реорганизаций. В 1965 году дорожный отдел Вилегодского райисполкома в районе был ликвидирован, а вместо него организован производственный дорожный участок № 1427, который в свою очередь в 1978‑м был реорганизован в дорожный ремонтно-строительный участок (ДРСУ) № 1427.

Годы становления дорожной отрасли Вилегодского района вписали в историю имена руководителей местной дорожной службы — Василия Семеновича Вешнякова, Анатолия Петровича Белозерцева, Виталия Ивановича Павленина, Николая Леонидовича Саламатова.

Самыми тяжелыми, как для всей дорожной отрасли Поморья, так и для дорожников Виледи, годами стали 1990‑е и начало 2000‑х. Система содержания огромной сети автодорог была под угрозой развала. Спасла Вилегодское ДРСУ реорганизация: предприятие было включено в состав более крупного и наиболее передового на тот момент Котласского ДРСУ — акционерного общества, 100 процентов акций которого находятся в собственности Архангельской области.

После этого появилась возможность закупать современную технику, вырос объем производства, увеличились зарплаты сотрудников. С 2005 года дороги района начал обслуживать Вилегодский участок АО «Котласское ДРСУ».

Выход на Республику Коми — обеспечен!

Забот у дорожников Вилегодского района достаточно круглый год. Это борьба со снегом и скользкостью, восстановление профиля гравийных дорог, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, обеспыливание гравийных дорог, устройство водоотводных канав, восстановительные работы после паводков, ликвидация нежелательной растительности, скашивание травы и другие.

Однако наиболее значимым за последние годы проектом специалистов Котласского ДРСУ стали серьезные работы на участках дорог в направлении Республики Коми. Это реконструкция автодороги Ильинск — Вилегодск на перегоне км 11 — км 25, завершенная в 2015 году, капитальный ремонт участка дороги Дресвянка — Васюнино и капремонт автомобильной дороги Ильинско-Подомское — Быково — Павловск — Сорово — Фоминский на участке км 32+840 — км 38+280, которые были закончены в 2016 году.

При реализации дорожных проектов в Вилегодском районе специалисты Котласского ДРСУ использовали такую современную технологию, как щебеночно-мастичный асфальтобетон, который придает дорожной одежде эффект «самолечения» при появлении трещин. Еще одной новацией стало применение на трассе тросового барьерного ограждения вместо более привычного металлического.

В торжественных мероприятиях 18 октября 2016 года, приуроченных к сдаче обновленной дороги в эксплуатацию и ставших праздником для всего района, приняли участие заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников и заместитель председателя правительства Республики Коми Константин Лазарев.

Таким образом, был завершен долгий и знаковый проект — строительство дороги, которая соединила два соседних региона. Идея Северного транспортного коридора обрела реальное воплощение после долгих лет ожидания.

Самый ценный капитал — человеческий

Сегодня Вилегодский дорожный участок — современное, социально значимое для района предприятие, работают на котором местные жители. Вплоть до 2015 года участком руководил Николай Журавлев. В настоящее время возглавляет коллектив Владимир Владимиров. Его в полной мере можно назвать человеком, знающим свою работу досконально: трудовую деятельность в ДРСУ Владимир Михайлович начал в 1995 году с должности мастера-механика асфальтобетонного завода.

начальник участка Владимир Владимиров
начальник участка Владимир Владимиров

Работу на обслуживаемых дорогах, находящихся в зоне ответственности участка, организуют дорожные мастера И. Ю. Сивков, В. К. Горячих, контроль за работой техники осуществляет механик А. А. Дементьев.

На сегодняшний день на участке работают 24 сотрудника. Местный парк спецтехники составляет 12 единиц и ежегодно обновляется машинами отечественных и зарубежных производителей, отвечающими всем современным требованиям. Поэтому самому возрастному «жителю» автопарка участка — тяжелому автогрейдеру ГС-25.09 — всего восемь лет.

Коллектив вилегодских дорожников всегда был стабильным и дружным. Его костяк составляют специалисты со стажем работы более 20 лет. Тем не менее постепенно на смену ветеранам дорожной отрасли приходит молодое поколение, которое перенимает знания и навыки у опытных наставников, зачастую — у своих отцов. Поэтому трудовые династии и преемственность профессиональных качеств внутри семьи — одна из особенностей и добрых традиций Вилегодского участка Котласского ДРСУ.

Таковы местные династии семей Патрушевых, Александровых, Таракановых, братьев Дементьевых и Гомзяковых. Заслуги некоторых из вилегодских дорожников отмечены на самом высоком уровне. Так, звания «Почетный дорожник» удостоены Федор Павлович Патрушев и Владимир Алексеевич Суворов.

253,2 км составляет протяженность сети дорог, обслуживаемой Вилегодским участком. 128,2 км из них имеют асфальтобетонное покрытие.
253,2 км составляет протяженность сети дорог, обслуживаемой Вилегодским участком. 128,2 км из них имеют асфальтобетонное покрытие.