Эти три слова чаще всего звучат в репортажах с традиционных соревнований, в которых участвуют десятки спортсменов на снегоходах. Мы собрали десять фактов об этом, пожалуй, самом известном событии в жизни округа.

Факт № 1

Снегоходы в НАО — такое же незаменимое средство передвижения, как гондолы в Венеции или метро в любом мегаполисе. Без снегохода по тундре передвигаться просто невозможно. Поэтому здесь они есть почти в каждой семье и на них ездят буквально все: оленеводы, рыбаки и охотники, сотрудники полиции, чиновники.

Снегоходы серии «Буран» стали популярны в округе с 1970‑х годов. Тогда НАО стал своеобразным полигоном для испытаний этого транспорта, предназначенного специально для сурового климата Крайнего Севера. Жители оценили новинку, и со временем «Буран» приобрел практически каждый четвертый житель округа.

Факт №2

С 1997 года и по сей день гонки «Буран-Дей» проводятся весной под патронажем знаменитого ученого-океанолога, исследователя Арктики и Антарктики, Героя СССР и Героя России, депутата Госдумы РФ Артура Чилингарова. Он регулярно приезжает в Нарьян-Мар, чтобы открыть соревнования, а после финиша — вручить победителям кубки и призы. Поэтому в народе соревнования иногда называют просто — чилингаровские.

Почетные гости праздника — Александр Цыбульский, губернатор Ненецкого автономного округа, и Артур Чилингаров, российский исследователь Арктики и Антарктики
Почетные гости праздника — Александр Цыбульский, губернатор Ненецкого автономного округа, и Артур Чилингаров, российский исследователь Арктики и Антарктики

«Первый приз у нас, кажется, был снегоход „Буран“ — один всего. Вообще мы задумали соревнования как пропаганду отечественного спорта. И тогда „Буран“ — это было событие», — вспоминал Артур Чилингаров на открытии состязаний в 2014 году. Сегодня соревнования проводятся в двух классах: отечественный и свободный. Это связано с тем, что появились и снегоходы иностранного производства.

Факт № 3

Победители и участники соревнований на снегоходах получают прекрасные призы, что стимулирует многих жителей участвовать в заездах ежегодно. Обычно это отечественные снегоходы и бытовая техника, а также денежные призы и памятные кубки.

С 2003‑го генеральным спонсором гонок выступает компания «ЛУКОЙЛ». И, к слову, именно в 2003 году победители «Буран-Дея» получили самые дорогие призы за всю историю гонок: корейский внедорожник «Киа Спортейдж» и отечественный автомобиль «Нива». А наградами за второе и третье места стали снегоходы «Тайга» и «Буран».

Факт № 4

Многие люди, впервые слыша название «Буран-Дей», полагают, что «дей» — это слово из ненецкого языка. Но это просто английское слово «день». То есть буквально название гонок переводится как «День Бурана».

Факт № 5

Гонки проводят в столице округа Нарьян-Маре. Однако конкретное место действия за всю историю соревнований менялось три раза. Наиболее часто их проводят в Качгортинской курье (это речной залив Печоры). По опыту она признана организаторами самым безопасным и наиболее комфортным местом для гонок.

Безопасности участников и зрителей уделяется особое внимание. Трассу готовят обычно в течение недели, создавая на ней «столы» — искусственные препятствия. Порой экстрима добавляет и погода: снежная пурга может затруднить видимость, а солнце — растопить трассу.

Организаторы строго следят за безопасностью: у всех участников должны быть разрешение на управление снегоходом, страховка и медицинская справка.

Факт № 6

С 1999 года на старт выходят женщины, а с 2000‑го организаторы включили в программу заезд ветеранов. Эти соревнования собирают меньшее количество участников, однако они также интересны напряженной борьбой.

Некоторые жители НАО участвуют в таких заездах каждый год и регулярно выигрывают их либо становятся призерами. Например, на трассе в Качгортинской курье все знают Анну Христофорову из деревни Лабожское, которая побеждала в гонках 11 раз.

В 2019 году впервые прошли гонки среди юниоров. Все это добавляет и зрелищности, и массовости спортивному празднику.

Факт № 7

Изюминка «Буран-Дея» — гонки на оленьих упряжках. Участники преодолевают довольно короткую дистанцию — всего один километр, чтобы определить самого быстрого оленевода. Сколько оленей стоит поставить в упряжку, зависит от решения участника. Он может взять как двух животных, так и трех или четырех. На трассе упряжка развивает скорость до 80 километров в час.

В разные годы в программу «Буран-Дея» включались также лыжные гонки, заезды на одногусеничной российской технике, показательные выступления на самодельной технике и гонки на собачьих упряжках.

Факт № 8

Участвуют в гонках на снегоходах и представители власти. Так, например, на первом «Буран-Дее» в 1997 году на снегоходе под номером 99 на старт выехал глава Ненецкого автономного округа Владимир Бутов.

Но обычно чиновники самого высокого уровня занимаются организационной подготовкой соревнований и наблюдают за ними с трибун вместе со зрителями. Хотя умение рассекать на «Буране» по снежной трассе должен развивать у себя любой житель НАО, считает нынешний губернатор НАО Александр Цыбульский.

В разговоре с корреспондентом ТАСС в 2018 году он сказал следующее: «Когда я приехал сюда, я на снегоходе именно катался, и мне казалось, что неплохо, но, когда это средство передвижения становится жизненной необходимостью, требуется больше навыков управления, и я их уже приобрел».

Факт № 9

«Буран-Дей» со временем стал не только спортивным состязанием, но и масштабным спортивно-культурным праздником для жителей округа и туристов со всего мира. Зрители могут не только болеть за спортсменов с трибун, но и участвовать в разных интересных занятиях. Для детей работает городок с аттракционами и снежными горками, а взрослые могут попробовать национальные блюда и приобрести ненецкие сувениры. Свои тематические площадки на празднике организуют Центр арктического туризма, Пустозерский и Ненецкий краеведческий музеи, Этнокультурный центр НАО.

Для создания аутентичной атмосферы на мероприятии всегда устанавливают несколько чумов, в которых можно согреться в мороз. В 2019 году гостям предлагали также сфотографироваться с оленями, примерить национальную ненецкую одежду, завязать ленточку на дереве желаний. Выдавали туристам и памятные сертификаты «О пересечении полярного круга».

Факт № 10

Среди участников «Буран-Дея» формируются целые династии. Например, Алексей Попов из деревни Макарово выигрывал кубок чемпиона в мужском заезде уже восемь раз. Можно предположить, что умение мастерски рулить «Бураном» перешло ему от отца, Василия Попова, который участвовал еще в самых первых гонках в конце 1990‑х, а ныне обходит всех в ветеранских заездах.

Умеет управлять снегоходом и ученик начальной школы Глеб Попов. Никто, кажется, не сомневается, что повзрослевший Глеб однажды выйдет на старт «Буран-Дея» и не подведет фамилию на трассе Качгортинской курьи. Смена спортсменам подрастает, а значит, «Буран-Дею» жить еще долго и интересно, привлекая в регион все больше и больше туристов.

Мнение

— Уже более десяти лет компания «ЛУКОЙЛ» активно поддерживает красочное и яркое мероприятие, которое стало визитной карточкой НАО. Для нас действительно важно участвовать в социально-культурном и экономическом развитии региона и поддерживать традиции северян. Девиз нашей компании: «Всегда в движении». Знаю, что участники этих соревнований тоже не любят стоять на месте, и это нас объединяет. Хочется, чтобы «Буран-Дей» с каждым годом набирал обороты, привлекал большее количество гонщиков и зрителей. Желаю будущим участникам удачных стартов, бескомпромиссной борьбы, а болельщикам — ярких эмоций!

Александр Голованев, генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»