В 2015 году СПК РК «Освобождение» АРКС сделал сам себе царский подарок на 85-летний юбилей: построил судно на северодвинской «Звездочке». Причем на поклон колхозники ни к кому не ходили, денег не просили, обошлись без банковских кредитов и господдержки.
Накопили и купили
Когда в 2006 году председателем «Освобождения» избрали Сергея Тучина, и речи не было о том, чтобы позволить себе новое судно. Однако колхоз остро нуждался в обновлении флота: жизнь «Освобождения» зависит от результатов добычи рыбы.
— Тяжелые были времена, — вспоминает Сергей Викторович. — Но за десять лет колхоз выправился, накопил денег на рыбодобыче, и мы стали задумываться о приобретении нового судна.
Решено было не заказывать траулер-мечту за рубежом — в этом случае на таможне пришлось бы отдать значительную часть стоимости судна. К счастью, почти достроенное судно нашлось на «Звездочке», его нужно было только дооснастить и провести ходовые испытания.
— Мы и тогда сомневались, стоит ли приобретать траулер подобного класса, поскольку расходы были очень большие, — рассказывает Сергей Тучин. — Но вот сейчас, после трех лет работы судна в море, стало понятно, что решение было верное: благодаря этой покупке колхозу удалось не только сохранить рабочие места, но и обеспечить будущее нашего предприятия.
Сами ловим — сами морозим
Траулер носит имя родного села рыбаков. Может, поэтому его так любят в колхозе. Быстрый, экономичный, удобный в работе — таких судов в Северном промысловом бассейне всего три. Еще два траулера этой же серии — «Архангельск» и «Ягры» — принадлежат компании архангельского рыбопромышленника Александра Антипина, который и посоветовал обратиться к северодвинским корабелам.
Оснащение у «Койды 2» самое современное, что по навигационной, что по рыбопоисковой аппаратуре. На судне установлена рыбоперерабатывающая фабрика норвежского производства, которая выдает по 10–12 тонн готовой продукции в сутки. Замороженную треску и пикшу рыбаки доставляют в порты Мурманска и Архангельска.
Траулер проекта 50010 «Койда 2»: Водоизмещение 911 т, длина 38.5 м, скорость 11 узлов, экипаж 20 чел.
Понятно, что за отличными показателями стоит тяжелый каждодневный труд экипажей судна и тех, кто обеспечивает жизнь на большой земле. Это заместитель председателя колхоза по флоту Михаил Дмитриевич Крапивин, а также заместители председателя колхоза: в селе Койда — Александр Аркадьевич Титов, в деревне Майда — Петр Леонидович Титов. «Без них и солнце не встает, и рыба не ловится», — шутят земляки.
Кстати, «крестной матерью» траулера стала главный бухгалтер СПК РК «Освобождение» АРКС Лидия Алексеевна Малыгина. Именно она разбила о борт траулера традиционную бутылку шампанского.
В проекте — еще один траулер
Успех «Койды 2» вдохновил «Освобождение» на новый прорыв. Сегодня в колхозе готовятся к постройке следующего судна. Имя у будущего 30-метрового траулера для прибрежного лова уже есть — «Майда 2».
Основная сложность в том, что судостроение в России с 90-х годов так и не встало на ноги. Даже проектов таких судов на верфях нет. Но койденские рыбаки проект разрабатывают сами, с нуля. Причем с большой надеждой получить инвестквоты, которые, как известно, по зубам только большим игрокам рыбного бизнеса.
— Мы ведем работу по проектированию судна в соответствии с требованиями к объектам инвестиций, установленными законодательством РФ, — отмечает председатель. — Постановлениями правительства предусмотрены две заявочные кампании на инвестквоты: в 2017 и 2018 годах. Планируем подать заявку в этом году, но если не успеем, то подадим на следующий. В любом случае колхозу необходимо второе судно, и даже если не получим инвестквот, все равно будем строить!
Сегодня для всех рыболовецких предприятий важно, чтобы помощь малому и среднему бизнесу оказывалась не на словах, а на деле. Тогда на беломорском берегу будет продолжаться жизнь по традициям дедов и отцов.
Не позорим дедовские мозоли
Издавна жители Койды и Майды ходили за рыбой на самошитых карбасах, били морского зверя, кормили свои семьи. В истории «Освобождения», как в зеркале, отражается жизнь нескольких поколений мезенских семей. В 1930-м советская власть объединила рыбаков в колхоз, который свое название получил в честь освобождения Севера от белогвардейщины.
В 1947-м колхоз стал миллионером. Здесь придумали первый в мире тюлений «детский сад»: доставляли тюленей-хохлуш вертолетами на берег и на специальной ферме в вольерах выращивали до стадии серки. В Койде работали цеха по обработке и выделке шкур морского зверя, здесь производили тюлений жир, мясокостный фарш, изделия из меха.
Молоко и мясо — все свое
Сегодня все население села Койда и деревни Майда — это 700 человек. Их жизнь держится на плечах рыбаков. За всю «социалку» почти полностью отвечают колхозники: ремонтируют дороги, помогают ФАПу, школе, интернату, детскому саду. А еще мечтают продлить посадочную полосу в Майде, чтобы хотя бы летом сюда прилетали самолеты и люди не ломали голову над тем, как преодолеть 30 километров до родной деревни.
В селе Койда и деревне Майда занимаются животноводством — держат больше десятка коров, недавно обновили фермы. И все для того, чтобы местные жители были обеспечены мясом и молоком. Кроме того, «Освобождение» — единственный из рыболовецких колхозов Мезенского района, который содержит оленье стадо под тысячу голов.
В глаза смотреть не стыдно
Часовня, переделанная из старого маяка, — нынешняя примета современного села. Маяк перевезли в Койду с пустынного морского берега, чтобы поминать погибших мореходов и зверобоев, а перед выходом в море ставить свечи Николаю Угоднику за здравие и богатый улов. В деревне Майда тоже недавно появилась часовня — ее строили всем миром, а освятил отец Валерий Суворов, настоятель Воскресенского храма в Северодвинске.
В колхозе не забывают ветеранов, организуют общедеревенские праздники, а такой День рыбака, как в селе Койда и деревне Майда, еще поискать! Концерт, уху из общего котла, гулянья здесь ждут целый год.