Содержание самых северных, а значит, самых сложных в смысле эксплуатации автомобильных дорог имеет сегодня стратегическое значение. Только считаные километры из них покрыты асфальтом. Остальные — гравием или являются природными грунтовыми.
Требуется реконструкция
Часто главной задачей дорожников становится не создание условий для комфортного проезда с высокой скоростью, а обеспечение проходимости того или иного участка трассы. Ведь для жителей отдаленных приполярных районов автодорога — единственный способ передвижения и связи с внешним миром.
По словам генерального директора Мезенского дорожного управления Андрея Малышева, более 80 процентов обслуживаемых управлением дорог находятся в ненормативном состоянии, требуют реконструкции и полноценного строительства.
— По мере возможностей мы поддерживаем проезд по дорогам для всех типов автомобилей и рабочее состояние мостов. Нагрузка на них существенно возросла. В недалеком будущем, увы, возможна ситуация, когда требующие срочного ремонта объекты необходимо будет закрывать, если не принять мер к их ремонту в ближайшее время.
Вопрос финансирования дорожных работ находится в ведении регионального дорожного фонда, который в последний год значительно сократился. Но даже в столь непростых условиях сотрудники Мезенского дорожного управления добросовестно исполняют возложенную на них миссию содержания далеких дорог Севера.
Необходим водоотвод
О важных работах на региональных дорогах Мезенского района рассказал мастер Мезенского производственного участка АО «Мезенское дорожное управление» Алексей Самылов:
— В ведении Мезенского производственного участка — 250 километров дорог регионального значения. Из них 50 километров — это зимник Кимжа — Каменка, а 45 километров — улучшенная грунтовая дорога Каменка — Долгощелье.
В последние годы на участке Каменка — Долгощелье проделан большой объем работ. Два года дорожники просыпали соянское болото. В 2016 и 2017 годах отсыпано по 3,5 тысячи кубометров грунта. Минувшим летом проведены работы по замене и установке водопропускных труб для отвода воды с дорожного полотна.
На направлении Каменка — Кимжа специалисты МПУ оканавливали болотистую местность, устанавливали водопропускные трубы, устраивали подъездные пути к мосту через реку Шукшу.
Одна из основных задач — ямочный ремонт дорог. В 2017 году он производился на участках дорог Мезень — Лешуконское до развилки Бычье и Мезень — Архангельск до границы с Пинежским районом.
Щебенка в помощь
— Профилировать и грейдировать истощенную дорожную одежду становится все сложнее, — рассказывает Алексей Самылов.
Поэтому мезенские дорожники использовали для улучшения свойств местных материалов привезенный из Архангельска щебень. Это позволит существенно повысить качество мезенских трасс с интенсивным грузопотоком.
Внушительный объем дорожных работ заставляет модернизировать технический парк. После капитального ремонта доставлена комбинированная дорожная машина на базе «Урала» с функцией снегоочистки и разбрасывания песка для борьбы с гололедом. Пришел в Мезень и новый трактор, заслуживший репутацию надежной, универсальной машины. Он будет использоваться для скоростной снегоочистки в зимний период и профилирования дорог летом.
Проходимые и безопасные
О работе Лешуконского производственного участка рассказал его руководитель Илья Малышев:
— В ведении ЛПУ — 507 километров автомобильных дорог, включая зимники. Отдаленные периферийные территории обслуживают наши участки в деревнях Белощелье, Койнас, Вожгора, Усть-Чуласа. Основная задача участка — содержание и ремонт региональных автодорог в рамках государственного контракта: грейдирование и профилирование дорожного полотна, ямочный ремонт с использованием песчано-гравийной смеси, оканавливание автодорог для устройства водоотвода, капитальный и текущий ремонт мостов, вырубка кустарника, установка дорожных ограждений и знаков в целях безопасности движения.
В зимний период дорожники занимаются снегоочисткой, устраивают и содержат 14 ледовых переправ.
В преддверии зимнего сезона выполнен ямочный ремонт участков автодороги Лешуконское — Мезень, где наблюдается наиболее интенсивное движение автотранспорта. Именно по этой автодороге в район завозятся топливо, стройматериалы, продукты, осуществляются пассажирские перевозки. Понятно, что большегрузная техника оставляет на дорогах Лешуконья свой след.
Удачный год
Для ЛПУ 2017 год стал достаточно продуктивным в плане выполнения поставленных задач. Минувшим летом проведены работы по обеспечению проезда на участке дороги Лешуконское — Койнас в районе Пылемской горы. Работы на данном участке были на контроле у губернатора Архангельской области и Архавтодора. До этого момента он был непроходим для автотранспорта в направлении трех муниципальных образований Лешуконского района.
Лешуконский производственный участок также обновляет парк дорожной техники. В прошлом году был приобретен гусеничный Komatsu и съемное оборудование к нему. В текущем — трактор-бульдозер, который используется, в частности, для проминки участка зимника Карпогоры — Веегора — Лешуконское.
АО «МДУ» обслуживает 1700 км региональных трасс, 250 км муниципальных трасс, 29 зимних ледовых переправ