Катя Суворова, журналист, репортер Товарищества поморского судостроения, — о современных корабелах, деревянном судостроении и жизни на борту поморской шхуны.
![Катя Суворова](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2022/07/c7e083c3-3b5f-4cec-adda-a471106e9503.jpg)
В центре города, неподалеку от набережной Северной Двины, стоит полукруглый ангар с надписью «Верфь». Среди построек университетского технопарка его легко узнать по ярко-синему морскому цвету, эмблеме с якорем, топором и пилой и расставленным тут и там лодкам. Здесь шьют традиционные поморские карбасы, готовят парусную регату, работают с чертежами архива Соломбальской судоверфи, проводят мастер-классы, экскурсии и выставки, читают лекции, делают гусли, поют морские песни, встречают гостей хлебом-солью и запеченным в глиняной латке палтусом, но главное — строят деревянную Поморскую шхуну, чтобы уйти на ней в Арктику.
![Столяр Игорь Козьмин смотрит на конструкцию дейдвуда поморской шхуны после рабочего дня. Фото Кати Суворовой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2022/07/Поморская-шхуна_2.jpg)
Здесь пахнет деревом
Здесь собрались капитаны и инженеры, плотники и столяры, путешественники, художники и музыканты — люди, которые умеют мечтать с размахом и при этом точно знают, как мечту можно воплотить в жизнь. У них есть чертеж мечты, они спроектировали ее в 3D, нашли технологию ее изготовления, каждый день они прилаживают к ней еще одну деталь — и она растет.
Киль шхуны проходит вдоль всего эллинга, форштевень уходит под потолок, двадцать ребер-шпангоутов обрисовывают линии, в которых уже читается корпус будущего корабля.
Внутри верфи пахнет деревом. Под потолком ангара-эллинга в разные стороны расходятся флаги расцвечивания, вокруг шхуны расставлены станки, верстаки и гибочный стол, на котором из дерева и смолы клеят тимберсы — ветки будущих шпангоутов. По бокам шхуны строятся небольшие карбасы, их на верфи уже восемь: они составляют флот Поморской карбасной регаты, их красные паруса украшают акваторию Северной Двины и воды Кенозера. Старшая сестра малых лодок верфи — поморский карбас по имени «Вашка».
«Вашка» была построена мезенским мастером народного судостроения Виктором Петровичем Кузнецовым в 2017 году и за пять лет своей морской жизни не только дошла до Соловков под парусом, но и перешла полярный круг.
Дальше, за кормой корабля, — открытая для горожан столярная мастерская, проектная зона и застекленный деревянными оконными рамами буфет-столовая «Сухая тоня». Если снаружи старый деревянный Архангельск понемногу сжигают, то здесь, внутри верфи, его сохраняют и берегут. Домов, чьи окна украшают верфь, больше нет, их снесли. Но ценители городской деревянной архитектуры спасли старые оконные рамы от сноса и пожара — вычистили, вышкурили, выкрасили, застеклили заново, сшили для них ситцевые занавески с кружевом, и теперь за этими окнами снова течет жизнь. За ними горит свет, за ними чертят чертеж, читают карты и продумывают маршрут уже современные поморы. За несколько веков они изменились внешне, но внутри остались такими же: любят и знают море, умеют работать руками и ценят мастерство.
Над «Сухой тоней» расположен второй этаж верфи — выстроенное без гвоздей пространство «Открытая палуба». Под потолком палубы висят деревянные лодки: мезенка и шитуха. Внутри палубного пространства проходят выставки художников из Архангельска, Москвы и Петербурга, здесь гостям показывают чертежи Соломбальской судоверфи, на них — дори, ёлы, мотоботы и «соломбальцы», их корпуса и конструктивные элементы, штурвалы, моторы. Благодаря проекту «Архив Соломбальской судоверфи» цифровые материалы выложены в свободный доступ в сети Интернет и открыты для любого человека из любой точки мира.
Так рождаются корабли
Вся эта обширная и разнообразная деятельность устроена и приводится в движение Товариществом поморского судостроения — некоммерческой организацией, созданной капитаном Евгением Шкарубой, его семьей, друзьями и единомышленниками. Завершая свою кругосветку на парусной лодке «Джульетта», Женя думал о том, что хоть пластиковые лодки и хороши, а для больших путешествий нужно большое судно. И лучше всего — деревянное. Такое, чтобы на нем можно было пойти в Арктику. Строить корабль решили в Архангельске — кому, как не этому городу, пойдет деревянное судостроение.
Сначала верфь думали построить на Кегострове. Потом хотели разместить эллинг в пустующем здании морского-речного вокзала. В итоге место нашлось среди корпусов сафу — в ноябре 2019 года университет передал в пользование верфи техосмотровый гараж на территории своего технопарка.
Старый ангар с бетонным полом и кирпичными стенами предстояло полностью изменить, чтобы он превратился в верфь. Все кирпичное и бетонное внутри ангара снесли, вместо него поставили новое: деревянное, теплое и душевное. Первый год ушел на то, чтобы верфь стала похожа на дом — обитаемый, живой. Вместо капитальных кирпичных стен встали легкие застекленные перегородки. Плотник-архитектор Александр Антонов спроектировал и построил без гвоздей «Открытую палубу».
21 ноября 2020 года, на день Архангела Михаила, на верфи заложили киль Поморской шхуны. За полтора года к нему добавились форштевень, двадцать шпангоутов и кормовой дейдвуд.
Капитан и его команда
С первых дней в бывший гараж пришли студенты сафу: здесь они учатся плотницкому, столярному и корабельному делу, строят корабль вместе со старшими мастерами и инженерами.
Все конструктивные элементы судна делают здесь, на верфи: чертят на плазе шпангоут, делают его шаблон, распиливают тонкие доски-ламели, выгибают и заклеивают их на смолу. Снятые с гибочного стола детали шлифуют, собирают в новые пары корабельных ребер и на руках ставят на киль шхуны. Наверху, под потолком верфи, под страховочными тросами и флагами, как эквилибристы, ходят студенты. Похоже, что на семиметровой высоте они чувствуют себя так же уверенно, как на земле.
Плотник Игорь ходит с линейкой вокруг склеенного из сотен лиственничных ламелей дейдвуда — убирает по миллиметру то с одной, то с другой стороны. Столяр Артем дошивает свой восьмой карбас. Первый он построил, посмотрев на работу Петровича — мезенского мастера-судостроителя Виктора Петровича Кузнецова. Капитан Женя Шкаруба вместе со всеми крутит цепи железных талей — загибает следующий шпангоут шхуны. Полина пишет очередной конкурсный проект — большую часть своих творческих планов Товарищество реализует за счет грантового финансирования, так что проектная работа на верфи не прекращается почти никогда. Семилетняя Варя и двухлетний Ваня красят лодочные весла. Экономист Алла, сдав отчеты в министерство, заезжает на верфь с букетом полуметровых болтов. Программист Илья настраивает оборудование, запускает цифровой архив Соломбальской судоверфи и ищет станки, нужные для работы верфи Товарищества. Инженеры Михаил Крупенин и Михаил Плеханов обсуждают по видеосвязи конструкцию кормовых шпангоутов шхуны. Плотник-реставратор Саша Антонов то чертит очередную архитектурную композицию, то машет топором, обтесывая кокору для штевня, то печет шаньги, а то отправляется в одному ему известные особые рыбные места за окунем или палтусом. Ваня, приехавший с Байкала, учится строить карбас — когда он вернется домой, то построит свою лодку. Александр вытачивает весла и мачты на станке, придуманном и собранном прямо здесь, на верфи: голос фрезера звучит капризно, но станок слушается мастера. Пресс-секретарь Катя ходит с камерой, воспевая все, что происходит на верфи, а в это время у нее на плече, как попугай Флинт, сидит голубь Паша.
![Концерт хора фрегата «Штандарт» на верфи товарищества. Фото Кати Суворовой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2022/07/Поморская-шхуна_3.jpg)
Вместе с мастерами Товарищества поморского судостроения и студентами на верфи работают волонтеры. Чтобы поучаствовать в строительстве Поморской шхуны, они приезжают из Москвы, Петербурга, Новосибирска и Иркутска. Зайдя на верфь, можно повстречать гостей из Австралии и московских байкеров, путешественника Михаила Кожухова и художника Александра Флоренского, писателя Евгения Водолазкина и хор фрегата «Штандарт», дающий концерт в тридцать четвертом шпангоуте шхуны. Здесь всем находится место.
Поморские лодки выходят на воду
Когда стихают песни станков, здесь начинает играть музыка: гусли, флейта, аккордеон, две гитары. Музыканты-судостроители, сидя под большим перевернутым карбасом, похожи на муми-троллей, пережидающих зиму в купальне. По стенам развешены старинные плотницкие инструменты. В сушилке ждет своего часа зимний лес — когда придет его время, он станет лодкой.
![Спуск на воду карбаса «Надысь» — четвертого сельдяного карбаса верфи, октябрь 2021 года. Фото Кати Суворовой](https://dostoyanie-severa.ru/wp-content/uploads/2022/07/Поморская-шхуна_4.jpg)
Прибывший из Канады волонтер Андрей скажет, что заехал на верфь по пути на Шпицберген, и, притом что это будет его очередной байкой, вы поверите в нее абсолютно легко. На верфи нет причин усомниться в том, что стоящий перед тобой человек прямо сейчас отправляется в Арктику: вот уже и шапку надел, едет хлопать по бокам гренландского кита. Ничего необычного. В подтверждение этому в сезон навигации в проектной зоне верфи то и дело аккумулируются горы рюкзаков, спасательных жилетов и прочего снаряжения с обязательным дровяным самоваром — Женя с командой собирается из Пинеги в Мезень и дальше, за полярный круг.
Возле верфи строится павильон «Оверкиль»: поднятый на столбах девятиметровый поморский карбас «Юбиляр» из села Койда станет архитектурной композицией, еще одним напоминаем о славной истории города, о его корабельной, мореходной сердцевине. То, что доживало свой век по берегам северных рек, пробилось наверх сквозь наслоения десятилетий. То, что делало Архангельск самим собой века назад, возвращается к нам сегодня.
Лодки прежних поморов украшают город, становятся его памятью. Лодки нынешних поморов выходят на реку с непременным дровяным самоваром на борту и идут под красными парусами мимо Мосеева острова — места, где был построен «Святой Петр», первая яхта Петра Великого. Может быть, именно такой — с парусными карбасами на речной глади — он увидел Северную Двину в 1693 году.
Когда на верфи Товарищества достроят Поморскую шхуну, она выйдет на реку. Дойдет до Петра, смотрящего на двинские воды, пройдет под его взглядом и отправится в Арктику под парусами.
В этот момент семнадцатый и двадцать первый века перекликнутся между собой.
Deus сonservat omnia. Бог сохраняет всё — и паруса над рекой, и плеск волн вдоль деревянного борта.
Пока здесь строят деревянные лодки, пока читают лоцию и строят маршрут по реке до моря и дальше, за полярный круг, пока умеют идти против ветра и против течения, Архангельск остается собой — морским городом. Городом корабелов.