Мастерский участок коммерческих рубок ухода № 2 Удимского ЛЗУ Группы «Илим» в Ленском районе, расположенный в десяти километрах от поселка Сойга, — важная экспериментальная площадка. Важная в масштабах всей России. В «Илиме» всего три подобных. И в стране три.
Под Сойгой архангельские пионеры рубок ухода осваивают финские и шведские модели. Работают в березовых делянках, как бы прореживая 45-50-летний древостой. Операторы харвестеров научены определять, какое дерево вырубить, а какое оставить дальше расти и набирать в весе. Их выбор — индивидуальный подход.
Как на курорте
Здесь круглосуточно работают четыре харвестера и два форвардера — две смены операторов. Вахты у бригады пятидневные. Участку всего год, а по оснащению и быту здесь просто курорт, как выразился начальник участка Евгений Боровой.
Знакомимся с оператором форвардера Иваном Гринем. Приятный молодой человек, житель Котласа, всего год трудится на Удимском участке. На своем форвардере по рубленому волоку он собирает сортимент — отдельно березу-баланс и осину — и складывает в штабеля на лесной дороге для погрузки лесовозами.
— Работать нетрудно, когда созданы все условия. У нас есть своя столовая, и не приходится возить большими баулами еду, затрачивать время на готовку. Вся техника компьютеризирована, — рассказывает Иван. — До этого я работал у частника, сюда перешел, потому что в «Илиме» есть карьерные перспективы — расти дальше до механика и старшего механика. Образование мне позволяет.
В лесу на вахте видно, кто чего стоит. Про Ивана начальник говорит: добросовестный работник.
Без вреда для леса
Участок КРУ № 2 выдает в месяц 16 кубометров леса, по четыре куба на валочную машину. Это в два раза меньше, чем на сплошных рубках «Илима». Но все оправдано, говорит Михаил Иванов, мастер смены, занятый на лесосеке. Он ежедневно ведет контроль качества работы вальщиков и подборщиков.
— На рубках ухода лесные ресурсы используются наиболее эффективно и интенсивно без нанесения вреда. Мы оставляем целевые породы, лучшие деревья. Интересно, какой в итоге сложится экономический и практический эффект, — рассуждает Михаил.
На смене он главный. Его терпение и умение находить взаимопонимание со всеми операторами помогает выстроить работу с максимальным производственным эффектом. Дома Михаила ждут со смен жена, маленькая дочка и сын-первоклассник.
— Сыну с удовольствием рассказываю про нашу технику, — говорит Михаил Иванов. — Он уже вовлечен в этот лесной интерес, у нас дома есть игрушечные форвардеры, харвестеры. Тесть, кстати, тоже занимался лесозаготовкой. Может, растет продолжатель традиции?
Кто придет на смену?
Самый опытный вальщик Владимир Наглюк, оператор харвестера, тоже с гордостью рассказывает о своей работе. Родом он из Ленского района, поселка Лупья, сейчас с семьей живет в Коряжме. За плечами — институт, учился на учителя химии.
— А почему детям не посоветовать в будущем прийти нам на смену? Я не считаю свою работу грязной. Запачкался — сходил в душ, помылся. А сама работа интересная. Надо молодежи говорить, чтобы шли учиться на операторов харвестера и форвардера, а не сидели дома за компьютерами. Это очень важные для нашего региона профессии. Основополагающие, без которых процветание области невозможно! — уверен Владимир.
Он перечисляет качества, которые, по его мнению, важны для работы. Первое — усидчивость. Она поможет справиться с монотонностью операции: взял дерево, очистил от сучков, раскряжевал на сортименты. Не нужно бояться запачкать руки, потому что технику оператор ремонтирует сам. Ответственность: важно думать, что ты оставляешь после себя — ведь сюда еще придут люди заготавливать лес. Желание работать. И аккуратности побольше.
— А все-таки как справляетесь с монотонностью работы? — спрашиваю Владимира.
— Музыка! — отвечает он. — Слушаю разную. Общение выручает. Сейчас у нас даже вай-фай есть, спутниковый телефон, можно поговорить с родными в любое время. Вечером с женой всегда созваниваемся, у меня двое детей — переживаю за них.
«Рубки ухода станут постоянной практикой»
Все работники подчеркивают: главное, что предприятие работает стабильно.
— Нет пустяковых простоев, проблем с запчастями, топливом, с лесфондом. Мы круглый год обеспечены работой, с отпусками, материальными выплатами, премиями, — говорит Илья Емельяненко, старший механик на участке КРУ № 2 Удимского ЛЗУ.
Начальник участка Евгений Боровой несколько раз в неделю ездит из Котласа сюда, на делянки, решать производственные вопросы. Сам он приехал в Котлас с женой из Верхнетоемского района. По специальности — инженер по лесному хозяйству. Говорит, повезло: случай представился устроиться на работу в Котласский Удимский ЛЗУ. Почти семь лет отработал мастером, занятым на лесосеке.
— Этот наш участок создавался с нуля, — рассказывает Евгений. — Полностью набирался коллектив — сейчас в него входит даже двукратный чемпион России, лесоруб Александр Соловьев. Техника, на которой мы работаем, была привезена в Россию впервые — четыре машины «Джон Дир 1070». Техника сложнее в обслуживании — в ее работе используется даже мочевина для повышения экологических параметров. Технологию затачивали под себя. Проблем поначалу приходилось решать очень много, начиная от бытовых забот: ложки, вилки, поварешки, доставка продуктов и прочее. Поэтому работать начальником здесь труднее. Но стараюсь справляться.
Совершенным и современным его мастерский участок назвать можно смело. Удобные теплые вагончики, столовая с работающим поваром, который отменно готовит, душ, стиральная машина, вай-фай, спутниковый телефон, слесарная мастерская. Чистый лесной воздух. Вот только грибы и ягоды некогда собирать.
— Рубки ухода, уверен, из эксперимента станут на нашем предприятии постоянной практикой, — подводит итог директор Удимского ЛЗУ группы «Илим» Евгений Горячих. — Законодательно принято, что мы можем использовать эти леса в качестве сырьевой базы. И название «коммерческие рубки» дано не просто так — они должны приносить доход. Подходит лес, на котором работали еще леспромхозы-миллионники, в радиусе 100–120 км от Коряжмы, с небольшим плечом вывозки. Это положительно скажется на себестоимости лесосырья и даст еще больше уважения нашим лесорубам, которые оставляют после себя не голое поле, а красивый стройный лес, отбирая каждое дерево с большой ответственностью.