Архангельская область выполнила все задачи, поставленные перед ней федеральным центром в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За 2019 год в Поморье обновлены почти 107 километров региональных дорог и почти 35 километров дорог Архангельской агломерации — даже больше, чем изначально было запланировано

Механизм дорожного нацпроекта запущен!

Подготовка к реализации нацпроекта началась в регионе еще в конце 2017 года. Был сформирован список наиболее проблемных участков дорог, требующих первоочередного ремонта и претендующих на получение для этого федерального финансирования. Дорожные ремонты по нацпроекту начались в Поморье в мае 2019 года. А в июне специальная комиссия уже принимала первый отремонтированный объект в Приморском районе.

При этом реализация всех проектов происходила под неустанным контролем общественников и СМИ. Недаром жители Поморья называют сегодня «Безопасные и качественные автомобильные дороги», пожалуй, самым заметным и узнаваемым нацпроектом из всех реализуемых ныне в стране.

Одной из особенностей работы в рамках дорожного нацпроекта стала возможность увеличивать объемы выполняемых работ благодаря дополнительному финансированию в течение года. За счет этого, например, в Архангельске в 2019‑м отремонтировали не 18, как изначально планировалось, а почти 20 километров автомобильных дорог.

Как только позволит погода

Что касается районов области, то работы прошли сразу в восьми из них. Многие участки дорог обновлялись впервые в своей истории.

Работы на большинстве объектов 2019 года были завершены в Архангельской области с опережением графика. Сегодня сформированы планы ремонтов вплоть до 2024‑го. Впервые в истории дорожной отрасли региона контракты на объекты следующего, 2020 года были подписаны еще до конца года предыдущего. Это значит, дорожная техника и специалисты приступят к работам, как только позволит погода — то есть, скорее всего, уже весной, а пользователи смогут воспользоваться обновленной дорогой на несколько месяцев раньше.

Ремонт целыми направлениями

Основные показатели, которых предстоит достичь дорожникам Архангельской области за годы реализации нацпроекта, — удвоение протяженности региональных дорог, находящихся в нормативном состоянии, — от нынешних 14,6 процента до 29 процентов. А в Архангельской агломерации, объединяющей областной центр, Северодвинск, Новодвинск и часть Приморского района, этот показатель вырастет еще более впечатляюще и достигнет 85 процентов.

Планируя работы в рамках нацпроекта, региональный минтранс и дорожники старались подходить к ним максимально комплексно, чтобы сделать как можно больше на той или иной дороге. Так, в этом году самые большие объемы работ пришлись на автодорогу Усть-Вага — Ядриха, где были отремонтированы сразу 48 километров, и трассу Вельск — Шангалы, где ремонт прошел на 25 километрах, — теперь эта дорога приведена в нормативное состояние.

В 2020 году основной объем работ придется на автодорогу Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, проходящую по трем районам региона и связывающую Поморье с Карелией.

В 2021‑м начнутся масштабные работы на северо-восточном направлении — на автодороге Архангельск — Пинега — Кимжа — Мезень, а также на направлении Коноша — Вельск. К 2023 году планируется полностью заасфальтировать гравийные участки дороги Усть-Вага — Ядриха в Верхнетоемском районе и отремонтировать участок Онега — Тамица — Кянда в Онежском районе.

А в финальном для нацпроекта 2024 году будут отремонтированы, помимо прочего, подъезд к Холмогорам от трассы М-8, дороги Коноша — Вожега (Коношский район) и Дениславье — Североонежск — СОБР (Плесецкий район).

1053 километра региональных дорог Поморья будет приведено в норматив в рамках нацпроекта к концу 2024 года. Из них:

2019 — 106,8 км

2020 — 102,7 км

2021 — 175,2 км

2022 — 204,1 км

2023 — 232,1 км

2024 — 233 км

(список объектов доступен на сайте агентства «Архангельскавтодор»)

Вадим Кривов, министр транспорта Архангельской области:

— Наша основная задача сегодня — учесть все недочеты и нюансы, имевшиеся при реализации нацпроекта в стартовом 2019 году, и не допустить их в последующие годы. В частности, необходимо принять во внимание все нормативы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения и организацию более активной работы муниципалитетов в этом направлении — на региональных дорогах это делается в полном объеме. Для реализации нацпроекта в регионе создана профессиональная проектная команда, которую объединяют общие цели и которая неплохо отработала в первый год нацпроекта. Эта команда, я уверен, справится с поставленными руководством страны масштабными задачами, главная из которых — сделать так, чтобы эффект от обновления дорожной сети почувствовал на себе каждый житель Поморья!

Игорь Пинаев, директор дорожного агентства «Архангельскавтодор»:

— Дорожный нацпроект — это возрождение дорожной отрасли и Архангельской области, и России в целом. Он знаменует собой не только беспрецедентное внимание федерального центра к состоянию именно региональных автотрасс и соответствующее ему финансирование, но и новые методы реализации самих проектов.

Это и внедрение принципов проектного управления, позволяющих аккумулировать усилия для достижения общих целей, и раннее заключение контрактов с подрядчиками, и системное внедрение новых технологий, и курс на продление жизненного цикла дороги, и активная работа с общественностью на всех стадиях реализации проектов. Поэтому можно смело сказать, что после завершения нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» дорожная отрасль страны уже не будет прежней! При этом уверен, что системная работа в дорожной сфере, конечно, не закончится вместе с завершением нацпроекта в 2024 году.