Архангельский речной порт подарил областному центру пассажирский вокзал

В 2023 году произошли кардинальные изменения в сфере речных пассажирских перевозок: в апреле Архангельский речной порт открыл новый речной вокзал, который стал первым инфраструктурным объектом на причальной линии, построенным за счет частных инвестиций.

Вид на здание нового речного вокзала с реки
Вид на здание нового речного вокзала с реки

Все для пассажиров

Комфортный и современный речной вокзал стал настоящим подарком к 440‑летию Архангельска, которое областной центр отметит в 2024 году. В здании объединены зал ожидания и офисы для сотрудников пристани. Пространство украшают панно с фотографиями открыточных видов Архангельска, а через панорамные окна можно наблюдать за швартующимися теплоходами. Здесь есть все для удобства пассажиров и гостей Севера.

— Летняя кампания прошла интенсивно. Пассажиропоток остается стабильным. Несмотря на то что в этом году навигация завершилась на месяц раньше, порт перевез около 800 тысяч пассажиров, которые активно пользуются красивым и удобным залом ожидания. Здесь можно выпить чашку кофе, подождать рейсовый теплоход, а в переходный период ледостава — буксир. В порядок приведена и причальная линия: проведена большая работа по благоустройству, заасфальтирована набережная, смонтирована современная система уличного освещения, установлена уличная мебель, — рассказывает начальник отдела эксплуатации пассажирского флота Архангельского речного порта Руслан Епишев.

Речной вокзал расположен на исторической пристани Архангельска, которой больше ста лет. Новое здание заменило деревянный вокзал, принимавший пассажиров до 2012 года. Проект органично вписался в концепцию участка набережной Северной Двины, где за счет бюджетных средств в этом же году был построен деревянный променад.

Андрей Разговоров, генеральный директор АО «Архангельский речной порт»
Андрей Разговоров, генеральный директор АО «Архангельский речной порт»

— Открыв новый вокзал, мы обеспечили высокий уровень речных и островных перевозок, причем не только для местных жителей, но и для туристов, а их в последнее время становится все больше. В летний период набережная реки — самое популярное место для времяпрепровождения, прогулок, занятий спортом, поэтому мы старались совместить и зону посадки — высадки пассажиров, и променад для горожан и гостей города, — говорит генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров.

За последние годы порт обновил и состав пассажирского флота. В других регионах выкуплены три теплохода типа «Москва», которые прошли на архангельских судоремонтных заводах глубокую реновацию. Таким образом, речной флот приводится к единообразию — на речных линиях работают преимущественно пассажирские теплоходы типа «Москва». Архречпорт обслуживает работу 10 речных линий, обеспечивая транспортную связь для жителей островов Архангельска и Приморского района с областной столицей.

Современный грузовой терминал Поморья

Архангельский речной порт сегодня развивает не только пассажирское направление, но и ведет перевалку грузов с собственных терминалов и является ключевым поставщиком речного песка в Поморье.

Освоение нефтегазовых месторождений в арктических регионах и крупнейшие федеральные проекты существенно увеличили грузопоток через Архангельский речной порт. За минувшую навигацию через него прошло порядка 3500 вагонов с различными грузами, поступавшими со всей страны. Новые проекты позволили расширить причальную инфраструктуру — ввести в эксплуатацию третий грузовой терминал, с которого в прошлом году отправлено более 150 тысяч тонн генерального груза.

— Архангельский речной порт — собственник четырех терминалов. Три из них расположены в Архангельске, один — на Соловецком архипелаге. Основные грузопотоки — это северный завоз по побережью Белого моря, в Заполярье. Самый большой поток грузов идет, конечно, на месторождения, которые разрабатываются в Байдарацкой губе. В 2023 году с наших терминалов отправлено более 450 тысяч тонн генгруза, строительных материалов и спецтехники по Северному морскому пути. По сравнению с уровнем прошлого года мы не снижаем объемы, — рассказывает Андрей Разговоров. — Для нужд компании «Роснефть» в Бухту Север второй год подряд отправляем трубошпунт. Это достаточно сложный для обработки крупногабаритный груз — его длина достигает 36 метров. Обеспечивая исполнение данного контракта, мы выстроили внутрипортовую логистику, организовали погрузку и отправку трубошпунта. Доставка велась по нашей собственной железнодорожной ветке, а отправка — с третьего грузового терминала. Второе значимое направление, которое требует специализированной техники, развитой инфраструктуры и опыта, — отправка грузов в Харасавэйском направлении. Это проект структур компании «Газпром», которая ведет разработку газового месторождения на Харасавэе.

Третье важное направление нашей работы по перевалке грузов — обработка и доставка продукции для снабжения труднодоступных населенных пунктов Архангельской области и близлежащих регионов, в частности — Заполярья. Мы производим отгрузку угля, дров, стройматериалов, предметов первой необходимости — всего, что позволяет обеспечить жизнь в зимний период.

Важным для Архангельской области является грузопоток Архангельск — Соловки. Большие объемы грузов переваливались в 2021–2022 годах при реконструкции взлетно-посадочной полосы, строительстве объектов соцсферы на архипелаге. В навигацию-2023 основной грузопоток связан с масштабным экологическим проектом, который предусматривает строительство на островах современного полигона ТКО. Для реализации данного проекта порт обеспечит отправку порядка 100 тысяч тонн различных грузов и спецтехники.

Песок для инфраструктурных объектов страны

Архангельский речной порт остается главным поставщиком песка для строительной отрасли региона. Песок порт добывает в Северной Двине. Предприятие работает в данном направлении с 60‑х годов прошлого века. С его помощью построен практически весь Архангельск.

В последние годы песок, добываемый Архангельским речным портом, использовался при реконструкции федеральной трассы М-8, при возведении резервуаров для сжижения газа в Сабетте, а в 2023‑м — при реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Архангельск и ремонте Окружного шоссе, которое стало частью трассы М-8.

Обеспечивая и развивая грузопотоки по Севморпути, Архречпорт развивается и сам. Предприятие совершенствует инфраструктуру причальной линии, закупает новую технику — все это позволяет оставаться конкурентоспособным и оказывать качественные услуги как населению, так и бизнесу.

Цифры

  • ≈800 тысяч пассажиров перевез порт за летнюю кампанию
  • ≈3,5 тысячи вагонов прошло через Архангельский речной порт за минувшую навигацию