В чем главная роль потребкооперации сегодня? В том, что она отстаивает комфортный для жизни мир с устойчивой экономикой, ответственный и этический подход к производству продукции. И вопреки всеобщей глобализации защищает местные интересы и ценности. Здесь, на Архангельском Севере, это видно особенно ясно, как под увеличительным стеклом.
Что помогло кооператорам пережить все кризисы и потрясения XX века, почему в нынешнем веке они продолжают работать по ГОСТу и какие задачи и планы стоят сегодня перед Союзом потребительских обществ Архангельской области, рассказывает председатель правления Елена Шепелева.
Союз нерушимый
— Елена Анатольевна, когда мы говорим об этой цифре — 130 лет кооперации в Архангельской области, то понимаем, что эти 130 лет были в истории страны очень непростыми: в них вошли и революция, и Великая Отечественная война, и распад СССР, смена государственного и экономического строя… Но потребительская кооперация смогла все это пережить и развивается до сих пор. Как вы думаете, почему?
— Кооперация — тот вид хозяйственной деятельности, который нужен людям во все времена, так как в ее основе лежат правильные ценности: взаимопомощь и взаимовыручка, добровольность участия, демократическое управление…
В 2014 году мне посчастливилось принять участие в конференции Международного кооперативного альянса, которая проходила в Москве. Меня очень удивило, что кооперативы есть во многих странах, даже в Турции, причем возглавляют эти кооперативы только женщины. Это очень активные женщины, кооператоры занимаются сельским хозяйством и производством. Много кооперативов в скандинавских странах, Болгарии, Германии… То есть кооперация востребована практически во всем мире.
Сама история возникновения кооперации в нашей стране говорит о многом: первое потребительское общество под названием «Большая артель» было создано… декабристами, осужденными на ссылку. Оно буквально помогло им в борьбе за выживание. Письменный устав «Большой артели» был принят в 1831 году — с этой даты и ведет свой отсчет потребкооперация в России. Такая инициатива оказалась очень востребованной, особенно в сельской местности: к концу XIX века в России было зарегистрировано около 500 подобных сообществ. В 1891 году в Холмогорском районе в селе Кузомень возникло первое потребительское общество на Архангельском Севере.
В чем была изначальная цель потребкооперации? Объединиться, чтобы улучшить жизнь, решить социальные вопросы, повысить благосостояние всех членов кооператива, а в конечном итоге — всего сельского населения. И эта цель до сих пор стоит перед нами.
— Что сегодня представляет собой областной Союз?
— Архангельский облпотребсоюз сегодня объединяет 102 потребительских общества, 27 из которых работают в НАО, а 75 кооперативных организации представлены в 19 муниципальных районах Архангельской области. Кооператоры занимаются розничной торговлей и общественным питанием, производят хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, кулинарную продукцию, мясные и рыбные полуфабрикаты, консервы, безалкогольные напитки. В Вельске сохранились колбасный цех «Модуль Вельский райпотребсоюз» и рыбный цех, где солят и коптят рыбу по ГОСТу, в Каргополе — консервный цех. Есть у нас потребительские общества, которые занимаются фармацевтической деятельностью.
Мы все — партнеры в лучшем смысле этого слова. Облпотребсоюз консультирует общества на местах, оказывает им практическую помощь, представляет их интересы во всех органах власти и арбитражах.
— В этом контексте что значит для вас девиз Союза «В единении — сила»?
— Для меня это значит, что мы с потребительскими обществами выступаем единым фронтом в случаях, когда нужно решать какие‑либо вопросы и проблемы, защищать наши интересы, вносить изменения в законодательство, помогать членам Союза. Существенная разница — выступит с обращением одно потребительское общество или же целый областной Союз будет пробивать некую инициативу.
Например, когда вносились изменения в региональное законодательство по налогу на имущество, Союз принимал активное участие в заседаниях депутатов областного Собрания. В результате для наших потребительских обществ, работающих в сельской местности, был установлен понижающий коэффициент.
«Время было хорошее, веселое»
— Елена Анатольевна, а как вы пришли в потребительскую кооперацию?
— Совершенно случайно! Я родом из Курской области, после окончания школы мечтала стать юристом, но родственники отговорили. От знакомой узнала про Курский кооперативный техникум. Подала документы, поступила без экзаменов. В те годы в учебных заведениях выпускников направляли на работу не только в свой регион, но и в другие области. В год окончания техникума было распределение в Архангельский облпотребсоюз. Вот я и еще четыре девочки по личной просьбе уехали на работу в город Архангельск.
В этом году исполняется 35 лет, как я работаю в системе потребительской кооперации Архангельской области. Считаю себя больше архангелогородкой, чем курянкой. Из пяти приехавших сюда курских девчонок я осталась одна.
Начинала работать ревизором в ревизионной комиссии Архангельского облрыболовпотребсоюза, потом здесь же трудилась главным бухгалтером жилищно-коммунального отдела, заместителем главного бухгалтера и главным бухгалтером правления, затем стала начальником управления экономики и финансов и бухгалтерского учета, заместителем председателя правления. И вот уже пятый год работаю председателем правления.
— Какое у вас было первое впечатление от Архангельска?
— Город поразил теплом. Это было начало августа, было очень тепло. А вот полки в магазинах были пусты. Меня это, честно говоря, шокировало. И в первом письме, которое я отправила родителям, я написала: «В магазине, кроме соленой рыбы и растительного масла, ничего нет».
Но вообще я вспоминаю это время как очень хорошее, веселое. В облпотребсоюзе всегда был дружный коллектив, много активной молодежи. Комсомольская организация устраивала осенние и весенние балы, зимние праздники. Мы все занимались спортом.
Интересной была и работа. В структуре облпотребсоюза было два ревизионных отдела: ревизионная комиссия и контрольно-ревизионное управление. Ревизионная комиссия, отдел, в котором я начала свою трудовую деятельность, состояла из председателя комиссии и двух ревизоров. Мы ездили по организациям собственного хозяйства: это базы, техникум, строительные участки… Наши командировки длились максимум две недели. А бригады второго отдела выезжали с проверками в районные потребительские общества и работали там по целому месяцу.
Но нужно сказать, что, выезжая в районы, сотрудники Союза больше оказывали практическую помощь, чем проверяли. Они старались исправить выявленные недостатки, чтобы организация потом несла как можно меньше штрафных санкций.
— Кого вы можете назвать своими учителями?
— Мне очень повезло работать рядом с высококлассными профессионалами и по‑настоящему хорошими людьми. Я хочу отметить моего первого наставника — бывшего председателя ревизионной комиссии Римму Алексеевну Рудакову. Долгие годы у нас трудились замечательные люди, профессионалы своего дела, люди, с которыми рядом мне было легко работать, которые всегда готовы были помочь, подсказать, — это Валентина Геннадьевна Попова, Ирина Павловна Сажинова.
Конечно же, не могу не отметить Юрия Александровича Брянцева — легендарного председателя правления, который о кооперации знал все. Он жил кооперацией! Он все свое время отдавал работе. Я сейчас вспоминаю работу под его началом исключительно в положительном ключе. А каким он был начитанным! После Юрия Александровича особенно хорошо было читать газеты: он тебе газету отдает, а там уже подчеркнуто все самое главное.
И нельзя не вспомнить председателя совета Юрия Александровича Лебедева. Выезжая в командировки, я наблюдала, как он общается с людьми — с продавцами, пекарями, кондитерами. Это немало помогло мне в дальнейшей работе.
Покупатели всегда возвращаются
— А как Архангельский облпотребсоюз выглядит на фоне других союзов в России?
— Архангельский облпотребсоюз — один из лидеров российской кооперации. На протяжении последних трех лет мы ни разу не опускались ниже пятого места среди 73 потребительских союзов. По производству мы завоевываем первые места среди региональных союзов Северо-Западного федерального округа.
А три года назад, когда нас проверяла ревизионная комиссия Центросоюза РФ, ревизор сказал слова, услышать которые мне было очень приятно: «Знаете, Елена Анатольевна, кооперация в Архангельской области — это в полном смысле слова кооперация, она сохранила все свои традиции и дух».
— Как вы думаете, почему?
— Я думаю, что дело в наших особенных северных людях. Они, как нигде, хранят традиции и передают их следующим поколениям. В потребительской кооперации Архангельской области много сотрудников, которые работают здесь очень давно — 30–40 лет. И вместе с тем в последние годы у нас существенно обновился аппарат областного Союза: если пять лет назад средний возраст работников Союза составлял пятьдесят лет и больше, то сегодня уже сорок. Преемственность поколений, важная связь между прошлым, настоящим и будущим — все это в Союзе есть.
Приведу такой пример: у нас работает совет ветеранов, который возглавляет очень активный человек — Людмила Александровна Погожева. Мы проводим с советом совместные выезды и мероприятия. И меня всегда радует, что наши молодые сотрудники интересуются и задают ветеранам много вопросов о том, как раньше работала и жила кооперация.
— Елена Анатольевна, а потребительская кооперация теряет свою актуальность, значимость в последние годы? Или наоборот?
— Я думаю, что востребованность потребительской кооперации растет. Как рассказывают работники наших районных обществ, еще сравнительно недавно их с удивлением спрашивали: «О, кооперация еще жива?», а теперь говорят: «О, потребкооперация!» Совершенно другая интонация.
Снабжение населения именно отдаленных сельских территорий всегда будет за потребительской кооперацией. Коммерсанты туда просто не поедут. Ну, а если говорить о более крупных населенных пунктах… Знаете, когда в райцентрах открываются магазины федеральных сетей, население, конечно, начинает ходить туда. Но спустя какое‑то время покупатели возвращаются к нам. Как объясняют они сами — потому что у нас местная, натуральная, свежая продукция. Мы покупателям близки.
Рост и ГОСТ
— Наверное, дело еще и в том, что потребительские общества работают по ГОСТу…
— Это действительно так — наша продукция, за редким исключением, сделана по ГОСТу. Конечно, есть рецептуры, которые наши технологи разрабатывали самостоятельно: например, у «Модуля Вельского райпотребсоюза», который основные колбасы выпускает по ГОСТу, есть продукция по ТУ. Но и она уже получила не одну медаль на конкурсе «Золотая осень» в Москве. Вся наша продукция сертифицирована и задекларирована. Она часто участвует в конкурсе «Архангельское качество» и завоевывает высокие награды.
У нас иногда спрашивают, почему мы не отказываемся от работы по ГОСТу. Все очень просто: мы предъявляем высокие требования к нашей продукции, нам хочется кормить местное население вкусно и качественно. Именно ГОСТ позволяет нам быть уверенными в качестве, закрепляет наши позиции.
— И дает вам конкурентные преимущества перед федеральными сетями?
— Во всяком случае мы к этому стремимся. Потому что активное наступление сетей, которые могут продавать более дешевые продукты и товары, это большая проблема для всей потребительской кооперации.
— С какими еще трудностями сталкивается кооперация сегодня?
— Дороги. Потребительская кооперация в районах занимается доставкой в самые отдаленные, труднодоступные территории. И наши машины через год работы порой выглядят так, как будто отработали не одно десятилетие.
В производстве — своя проблема: небольшие объемы. Потому что не хватает рынков сбыта: мы реализуем свою продукцию, как правило, через свои же магазины, а попасть на прилавки сетей чрезвычайно трудно. Из-за маленького объема производства вкусная и полезная продукция зачастую продается по высоким ценам.
Но самая большая проблема — это кадры. В сельской местности сложно найти продавцов, пекарей, работников на предприятия общественного питания. У нас есть магазины, которые закрываются не потому, что убыточны или в них нет товара, а потому, что в них некому работать: продавец ушел на заслуженный отдых и найти на его место нового невозможно. И чем дальше, тем больше эта проблема будет усугубляться — молодежь из села уезжает.
— Но при этом у облпотребсоюза на этот год большие планы…
— Конечно. Нам нужно развиваться. Мы рассматриваем несколько направлений, в том числе анализировали возможность продавать нашу продукцию через Интернет. Но для этого у нее слишком короткие сроки реализации. А чтобы производить продукцию более длительного срока хранения, нужно использовать различные добавки. Это нас сдерживает.
Еще одно совсем новое для нас направление — облпотребсоюз приобрел два фудтрака. Один мы планируем поставить в Кенозерском национальном парке в деревне Вершинино, а второй — в Архангельске, в районе улицы Поморской, 2.
Здесь же, на Поморской, 2, на первом этаже мы открываем магазин, где будем продавать продукцию собственного производства Союза и наших потребительских обществ: салаты и вторые блюда, пироги и хлеб, кондитерские изделия, каргопольские консервы и вельские колбасы, пряники, печенье, мармелад… Мы к этому давно и долго шли. И параллельно прорабатываем вопрос о поставке в наш магазин продукции местных товаропроизводителей, фермерских хозяйств. Иными словами, это будет такой уникальный магазин, где можно будет купить только то, что произведено в Архангельской области.
В этом году мы запустили новый проект: потребительские общества пишут свои бизнес-планы — кто‑то строит или приобретает магазин, кто‑то обновляет технологическое оборудование и так далее — и Союз выделяет средства, чтобы вместе с ними реализовывать их идеи. В проекте приняли участие 16 организаций, и нужно сказать, что планы у всех интересные, направленные именно на развитие.
В честь 130‑летия потребительской кооперации в Архангельской области я хочу пожелать всем нам оставаться едиными и двигаться к общим целям, сохранять свою финансовую стабильность и к следующему юбилею прийти как минимум в этом же составе. А если кто‑то присоединится к нашему Союзу — мы будем только рады!
Цифры и факты
- 102 потребительских общества объединяет Архангельский облпотребсоюз
- В системе потребкооперации есть собственное образовательное учреждение — Российский университет кооперации, расположенный в Москве. В Архангельске по сей день существует Архангельский кооперативный техникум. Сегодня он сократил свою деятельность: здесь прекращено очное обучение кадров, но по‑прежнему проводятся курсы повышения квалификации для специалистов — продавцов, пекарей и так далее.