Как продвигается на рынке один из самых узнаваемых атрибутов ненецкой культуры

Индивидуальный предприниматель Валерий Гудырев — один из участников туристско-рекреационного кластера НАО. Изготовлением бубнов из кожи оленя он занимается уже давно. А с 2018 года Центр развития бизнеса помогает мастеру презентовать продукцию на различных площадках.

— Правильный бубен должен рождаться именно в чуме. Это сакральное, магическое место. Я это чувствую, когда работаю, — рассказывает Валерий Гудырев.

Чумов у мастера два, стоят они уже более 13 лет неподалеку от Нарьян-Мара. Здесь предприниматель начинает работу по изготовлению партии бубнов с выделки шкур, которые он оптом по 200–300 штук закупает у оленеводов. Главное условие — шкура должна быть не битая, то есть чистая, без шрамов и других повреждений. В чуме шкуры очищаются от шерсти и охлаждаются.

Для изготовления бубна ненецкий мастер использует древесину мягких пород — осины, липы, сосны. Ее легче всего обрабатывать. Обод делается из березовой фанеры высшего сорта. Фанера режется на полоски нужной длины, вымачивается в воде. Производство основы бубна занимает как минимум три недели.

Натяжкой кожи на бубны и шлифовкой Валерий Гудырев занимается уже не в чуме, а прямо у себя дома. Он мастер-самоучка, говорит, что никаких мастер-классов не смотрел и до всей технологии, что называется, дошел своим умом. Расписывает бубны другой мастер — Федор Фофанов.

В НАО и за его пределами бубны Валерия Гудырева известны достаточно хорошо. Например, он не без гордости вспоминает, что делал бубны на заказ для сочинской олимпиады, что его бубны есть у певца Александра Малинина и у актрисы Ольги Кабо. В 2014 году бубен авторства Валерия Гудырева отправился в путешествие по северным регионам России и соседним государствам в рамках необычной и масштабной акции по объединению всех людей и стран, чьих судеб коснулась Арктика. Крупные заказы дает администрация округа. Часть разбирают туристы в сувенирных лавках в Нарьян-Маре и Архангельске.

Но мир сегодня таков, что репутацию нужно постоянно поддерживать. Поэтому Центр развития бизнеса с 2018 года софинансирует поездки мастера на различные мероприятия и позволяет презентовать продукт под официальным брендом «Сделано в НАО». Так, например, предприниматель посетил Международный туристский форум в Сочи, международные выставки-ярмарки «Новогодний подарок» и «Сокровища Севера», Маргаритинскую ярмарку в Архангельске.

— Благодарю Центр кластерного развития АО «Центр развития бизнеса НАО» за комплексную поддержку, возможность принимать участие в мероприятиях на территории региона и России, — говорит Валерий Гудырев. — Мне важно представлять ненецкие бубны как часть туристского образа НАО и зарабатывать себе имя как мастеру. В будущем планирую поставить на поток продажу продукции, найти еще больше постоянных клиентов и взять себе помощника.

Бубен — постоянный спутник ненецкого шамана, использующийся для общения с духами. Для того чтобы получить бубен, шаману-ученику требовалось немало времени. Только после семи лет с начала обучения шаман-учитель показывал, где «мал тадебя» («начинающий шаман») должен срубить дерево для обечайки (обода) бубна. Обечайку делали обычно из лиственницы, а сами бубны были круглой или реже овальной формы. Если начинающий шаман умел, он делал бубен сам, если нет — просил другого ненца. Тогда же изготовлялась и колотушка. Первый бубен служил шаману несколько лет. Шаман, обладающий бубном, но еще не имеющий подвесок, назывался «симя» или «надимя» — «появившийся». Через несколько лет шаман-учитель, опробовав бубен, указывал, какие нужно сделать к нему подвески. И только через 10 лет после получения подвесок шаман считался «выучившимся» — «янумпой», «инутана».