Образованию нужны кадры, анализ, финансы и хотя бы год покоя

Министр образования и науки Архангельской области Сергей Котлов не сторонник поспешных экспериментов в учебном процессе. Педагогический опыт и работа в сфере исполнительной власти помогают руководителю регионального минобра профессионально анализировать состояние образовательных организаций.

Кем стать?

— Сергей Александрович, как должна быть выстроена система образования, чтобы выпускники колледжей и вузов были востребованы на рынке труда?

— У нас есть конкретное поручение губернатора наладить образовательный процесс таким образом, чтобы выпускники средних профессиональных учреждений не увеличивали число безработных в Центре занятости, а были востребованы на производстве. Этой стратегией мы сейчас занимаемся. Ведем предметную работу с крупным бизнесом и с теми, кто поставляет технику и оборудование на большие предприятия. Наметили ряд конкретных проектов, будем их реализовывать.

Не должно быть такого подхода: сдам ЕГЭ – подумаю, куда поступать
Не должно быть такого подхода: сдам ЕГЭ – подумаю, куда поступать

Огромное значение имеет и работа по профориентации школьников. Важно, чтобы уже после пятого-шестого класса ребенок с помощью родителей определился, кем он хочет быть. В школе ребята должны получать информацию о том, какие сферы производства и науки, какие технологии сегодня востребованы на рынке труда, чтобы правильно выбрать то направление, по которому они будут готовиться к поступлению. Не должно быть такого подхода: сдам ЕГЭ — подумаю, куда поступать. Такое перепутье после школы, когда дети не знают, куда пойти учиться, часто сбивает с нужного пути. Опасен случайный выбор профессии, когда к концу обучения в вузе или техникуме студент понимает, что не туда пошел, работать по этой специальности он не планирует. Впустую потрачены годы и государственные деньги на обучение. Таких примеров, к сожалению, много. Считаю, что родители обязаны помогать детям при выборе профессии, а школа и педагоги должны сориентировать их по выбранному направлению.

Уроки робототехники в школе № 24 г. Архангельска
Уроки робототехники в школе № 24
г. Архангельска

Переходим на «цифру»

— В образовательном процессе в нашей области планируется переход на новые цифровые технологии?

— В системе образования работает немало федеральных интернет-проектов, которые используются и в нашем регионе, например «Новая электронная школа». В его апробации участвовали многие школы, педагоги высказали свои предложения. Сейчас проект дорабатывается, мы постепенно будем внедрять его в образовательные организации. Для дистанционного обучения школьников и студентов на базе Архангельского областного института открытого образования успешно реализуется проект «Интеллектуальная школа «Созвездие». Формат проекта позволяет участвовать в нем всем учащимся региона.

Наши педагоги должны использовать цифровые технологии, потому что они помогают расширить кругозор ученика, дают возможность лучше подготовиться к сдаче тестов, написанию контрольных, глубже изучить тему. При этом отмечу, что никакие цифровые технологии никогда не заменят учителя.

— Во всех школах нашего региона имеется Интернет?

— Интернет в школах есть, в зоне его покрытия остались небольшие пятнышки — два-три процента, министерство связи работает над тем, чтобы в каждом населенном пункте был доступ во Всемирную сеть. Через институт открытого образования мы расширяем сетку образовательного кольца. В этом году из областного бюджета выделены средства для расширения сети образовательных организаций, которые имеют доступ и подключаются посредством видео-конференц-связи (ВКС) к нашему учебному центру.

Цифровые технологии помогают расширить кругозор, лучше подготовиться к сдаче тестов, глубже изучить тему
Цифровые технологии помогают расширить кругозор, лучше подготовиться к сдаче тестов, глубже изучить тему

Глубинка ждет учителей

— Можно сказать, что качество образования в сельских школах не уступает обучению в городских учебных заведениях? Какая помощь нужна сельским школам?

— В 2017 году три наших школы — Верхнетоемская, Карпогорская школа № 118, Октябрьская школа № 2 — вошли в топ-300 лучших сельских общеобразовательных организаций России. Качество образования в сельских школах не уступает городским учебным заведениям. Сельские педагоги имеют богатый опыт, высшие категории, постоянно совершенствуют свои знания, участвуют в различных конкурсах.

Главная проблема удаленных сельских школ — кадровая. Сегодня мы готовим достаточное количество молодых педагогов. Чтобы заинтересовать их поехать работать в глубинку, нужно выстраивать государственную политику. Молодой врач, который после вуза едет работать в село, получает миллион рублей. Для учителей такой программы нет, есть подъемные в размере 100 тысяч рублей. Ежегодно в нашей области около 200 специалистов пользуются этой мерой соцподдержки, но хотелось бы политики в масштабах государства, например вернуться к распределению студентов педагогических факультетов. Пока таких решений не принято.

Стратегии требуется анализ

— В 2018 году расходы на образование в нашей области увеличились на один миллиард рублей. На какие цели он будет направлен? Насколько повысится зарплата наших педагогов в этом году?

— Более миллиарда рублей пойдет на увеличение заработной платы работников образования в связи с выполнением указов президента. Сегодня есть конкретные решения Конституционного суда РФ по увеличению зарплаты тем, кто не попал в указы, — техническому обслуживающему персоналу в сфере образования. В среднем заработная плата в сфере образования в нашей области приближается к 38 тысячам рублей. По сравнению с 2017 годом зарплата педагогов в среднем вырастет на три тысячи.

— Сергей Александрович, вы работали директором школы, были главой города, руководили районом. Когда вы стали министром, не по­явилось желания что-то изменить в системе образования?

— Каждый год система образования переживает какие-то новшества. Такой бег вперед, к сожалению, не дает возможности оглянуться и понять, что сегодня делается правильно, а что нет. Я был бы рад, если бы нам дали хотя бы год прожить без изменений, чтобы проанализировать, что происходит с системой образования, нужны ли ей перемены, какие конкретно. Реализация любого проекта должна быть продумана, стратегически выстроена, финансово подкреплена. Пусть школы укрепятся в своих позициях, спокойно учат детей.

Цифры и факты

  • В 2017 году Верхнетоемская школа, Карпогорская школа № 118, Октябрьская школа № 2 вошли в топ-300 лучших сельских общеобразовательных организаций России.
  • на 1 млрд ₽ увеличились расходы на образование в Архангельской области в 2018 году