Для дорожников Северо-Запада России, и особенно Архангельской области, кафедра автомобильных дорог и строительного производства САФУ — место исключительное. Из этих стен вышли подавляющее большинство руководителей отрасли. И для всех выпускников учебное заведение стало не только местом профессионального становления, но и настоящей школой жизни.


Валентина Лукина

А начиналось все на заре 1960-х годов, когда дорог в Архангельской области, в сегодняшнем понимании этого слова, фактически не существовало. Нет специалистов — нет дорог. Этот замкнутый круг вначале пытались решить приглашением дорожных профи из южных регионов и республик СССР. Однако немногие из них прижились в трудных климатических условиях Русского Севера. Как вспоминает ветеран дорожной отрасли Поморья Валентина Лукина, решение проблемы назрело «в верхах».

— Будущий председатель Архангельского облисполкома Виктор Третьяков, тогда первый секретарь обкома ВЛКСМ, выступил с ходатайством об открытии подготовки дорожников в Архангельском лесотехническом институте. Они вместе с ректором вышли на Министерство высшего образования, и в 1962 году состоялся первый набор по специальности «автомобильные дороги», выпустились же они в 1967-м, — рассказывает Валентина Алексеевна. — Первых студентов было всего 14 человек. Основателями курсов, как тогда называлось обучение, были Николай Иванович Скрипов и Тимофей Александрович Гурьев. Сама же кафедра официально открылась в 1974 году.

Кандидат технических наук Валентина Лукина работает на кафедре с самого начала. Гордится тем, что хранит фотографии всех без исключения выпускников. Она первая защитила на кафедре диссертацию. А затем, с 2003 по 2008-й и с 2011 по 2013 год, заведовала ею.

Начинать будущей колыбели дорожников пришлось с нуля. Ни методической литературы, ни материальной базы. Помогли связи со специалистами и вузами других областей огромного Советского Союза, а также уже работающие в регионе специалисты. Практику тогдашние студенты часто также проходили далеко от дома, с разбросом от Прибалтики до Урала.

Одной из особенностей кафедры автодорог стало смелое использование в учебном процессе первых советских компьютеров. Валентина Лукина вспоминает, что занимались на них студенты со всего вуза. Им приходилось вставать в очередь, а занятия на чудо-машинах затягивались иногда до ночи.

Дорожная наука как таковая получила новое развитие в период, когда кафедрой руководил ее же выпускник Александр Михайлович Кулижников. Сегодня он работает в московском РосдорНИИ.

Архангельская дорожная кафедра известна и как богатое «месторождение», активно подпитывающее общественно-политическую жизнь Поморья яркими фигурами. Среди ее выпускников — Вячеслав Калямин, который вошел в историю не только как один из директоров Архавтодора, но и как представитель Архангельской области в Совете Федерации. Немало выпускников кафедры становились депутатами разных уровней. А Петр Орлов, еще один экс-директор Архавтодора, сегодня представляет Поморье в Общественной палате России, а также возглавляет общественный совет при Росавтодоре.

Сегодня кафедра продолжает воспитывать профессионалов. Преемственность поколений при этом сохраняется, несмотря на использование в учебном процессе самых современных технологий.

— С трудоустройством дорожников проблем нет, практически все находят работу по специальности. Ведь дороги — это жизнь, это движение вперед. И без работы дорожники никогда не останутся! — уверена Валентина Лукина.

1770 специалистов выпустила с 1967 по 2018 год архангельская кафедра автодорог


Пётр Орлов

Петр Орлов, глава общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, в 1996–2001 гг. — директор Архангельскавтодора. Окончил кафедру в 1975 году.

— В мое время по-настоящему престижными были профессии моряка, железнодорожника… В дорожники же шли те, кто действительно болел этим делом. Случайных людей не было — они отсеивались на 1–2 курсе.
Мы, учащиеся, молились на наших преподавателей. Они учили нас не только теории, но и практическим навыкам. Мы вместе выезжали на объекты, бурили, занимались геодезией и так далее. Кафедра и студенты по-настоящему были одной большой семьей.

Валентина Алексеевна Лукина — человек удивительный. Ее ученики стали настоящими профессионалами. Чтобы получить должность начальника, нужно было пройти очень серьезный отбор, руководителей и замов утверждал облисполком. Потом, когда я уже работал в Архавтодоре, мы заранее отбирали студентов, за которыми следили во время учебы, и потом приглашали на работу.


Олег Герасимов

Олег Герасимов, руководитель центра управления движением дорожного агентства «Архангельскавтодор». Окончил кафедру в 1999 году.

— Вспоминаю учебу на дорожной кафедре как время с необыкновенно позитивной атмосферой. У нас была очень дружная группа, связанная теплыми человеческими отношениями. Конечно, относится это и к преподавателям, таким как Валентина Лукина, Тимофей Гурьев и Александр Кулижников, которые при всем их, как нам казалось, заоблачном профессионализме общались с нами на равных. Нам повезло еще и в том, что мы работали в лаборатории вычислительной техники, которая находилась при кафедре. И это был один из самых замечательных эпизодов в моей жизни. Отдельно хочется вспомнить руководителя информационно-вычислительного направления Андрея Анатольевича Волкова, педагога и человека величайшей доброты. Я познакомился с ним еще в старших классах школы, где он был приходящим преподавателем информатики — дисциплины тогда новой и неизведанной. Во многом именно из-за него я и поступил на дорожную кафедру, где тогда была лучшая в Архангельске техническая база, а поэтому и возможность заниматься информационными технологиями. В итоге я и диплом писал на тему программного обеспечения дорожно-транспортной инфраструктуры у Аллы Петровны Игнатьевой, еще одного удивительного человека и прекрасного преподавателя. Одним словом, считаю, что я получил лучшее образование.


Константин Чупров

Константин Чупров, начальник управления автомагистрали Москва — Архангельск Федерального дорожного агентства. Окончил кафедру в 1996 году.

— Кафедра автодорог запомнилась мне как отправная точка формирования сообщества дорожников. И не только Архангельской области, ведь сегодня многие выпускники этой кафедры работают на разных дорогах нашей большой страны. С благодарностью вспоминаю своих первых учителей в профессии, с особенной теплотой — Валентину Алексеевну Лукину, сумевшую вложить в нас свою любовь к предмету — автомобильным дорогам. Это удивительно светлый и мудрый человек. Большое везение попасть в руки таких учителей. И большое счастье найти правильный путь в профессию.

Профессия строителя дорог и мостов будет востребована всегда. Она очень интересная, потому что преподносит все новые и новые открытия, дает возможность глубже узнавать свой край, страну. Это профессия для сильных, честных и готовых к постоянному саморазвитию людей.


Михаил Яковлев

Михаил Яковлев, министр строительства и архитектуры Архангельской области. Окончил кафедру в 2002 году.

— Для меня учеба на дорожной кафедре стала местом, где я формировался и как профессионал, и во многом как личность. С этим местом тесно связана история моей семьи. Я дорожник в третьем поколении, так что в семье хорошо понимают всю специфику этой работы. Еще мой дед строил автотрассы по всей нашей стране, от Владивостока до Калининграда, в том числе работал на строительстве дороги на аэропорт Талаги в Архангельске. А отец окончил ту же кафедру автомобильных дорог АЛТИ, где позже учился и я. Так получилось, что именно здесь, на нашей кафедре, фактически родилась и моя собственная семья. Моя супруга — тоже дорожница, мы учились в одной группе, а расписались буквально через неделю после защиты дипломов. Почти сразу после свадьбы мы вдвоем уехали работать в Мезень, вместе строить дороги. Тогда там шла большая стройка, единственная на тот момент в нашей области, и нам хотелось воплотить полученные в вузе знания в жизнь. Там мы и жили на протяжении десяти лет, занимаясь общим дорожным делом в трех самых северных районах нашей области — Мезенском, Лешуконском и Пинежском, после чего вернулись в Архангельск. Но это уже другая история.