Богатой большими и малыми реками Архангельской области словно самой судьбой предназначено быть регионом мостов. Без них в Поморье никуда. Ведь проезд даже по самой современной трассе будет прекращен, если закрыт хотя бы один находящийся на ней мост.


Нашими гидами в вопросе о роли мостов в жизни целого региона стали генеральный директор специализированного предприятия «АвтодорМост» Михаил Свитолин и ведущий инженер-мостовик отдела содержания автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения агентства «Архангельскавтодор» Владимир Черепанов.

Сеть автодорог регионального значения в Архангельской области, по состоянию на 2018 год, насчитывает 613 мостовых сооружений. Почти половина из них находится сегодня на содержании предприятия «АвтодорМост».

— Особенностью Архангельской области является то, что почти две трети мостов — это либо деревянные, либо комбинированные конструкции. И лишь 208 являются капитальными сооружениями. Древесина — материал в нашем крае доступный, однако и проблем с такими мостами у дорожников также больше всего, — рассказывает Михаил Свитолин.

На федеральных дорогах Поморья ситуация другая: все мосты на них капитальные. При этом Росавтодор на федеральных автотрассах взял курс на замену существующих мостов на более грузоподъемные — под современные нагрузки, которые в настоящее время составляют до 100 тонн общей массы транспортного средства. На региональных дорогах капитальные сооружения также строятся под современные нагрузки. Примерами таких сооружений являются недавно возведенные мосты через реку Устью в поселках Октябрьский и Советский в Устьянском районе.

Каковы же основные типы мостов и в чем их главные особенности?

Капитальный мост через р. Устья (Устьянский район).

Капитальные мосты

Это мощные конструкции из стали и железобетона. Имеют самую высокую грузоподъемность и длительный срок службы. Однако по стоимости они также самые дорогие, и это их главный минус. При одинаковой длине их цена в 3–5 раз превышает цену строительства деревянного моста. При этом даже находящиеся в неудовлетворительном состоянии капитальные мосты не всегда имеют обязательные ограничения по массе автотранспорта и готовы принимать нормативную нагрузку. А затраты на содержание капитальных мостов ниже, чем их деревянных собратьев.

Деревянный мост через р. Сивчуга (Вельский район).

Деревянные мосты

Самые недорогие и быстровозводимые мосты. Обратная сторона медали — фактический срок службы всего в 15–20 лет. Такие сооружения требуют большего внимания и затрат в процессе эксплуатации: нуждаются в дополнительных обследованиях, планово-предупредительных и ремонтных работах. Еще одна проблема — необходимость выполнения противопаводковых мероприятий, поэтому во время ледохода такие объекты — в зоне повышенного риска.

Комбинированный мост через р. Лябла (Красноборский район).

Комбинированные мосты

Это промежуточное звено между капитальными и деревянными сооружениями, которое сегодня востребовано как никогда. Самыми популярными являются комбинированные мосты с железобетонными опорами и деревянным пролетным строением. При этом на стадии проектирования разрабатывается такая схема моста, чтобы по прошествии некоторого времени деревянные пролеты могли быть заменены на типовые железобетонные. Таким образом, комбинированный мост со временем становится капитальным сооружением. Как говорят дорожники, это, по сути, некий вариант стадийного строительства железобетонного моста.

Арочный мост через р. Керогда (Вельский район).

Арочные мосты

Одна из наиболее современных форм в мостостроительстве. Данные конструкции имеют все преимущества капитальных мостов: высокая грузоподъемность, долгий срок службы, а также низкие затраты на содержание. Арки, однако, имеют и свои объективные ограничения. Это, во-первых, высота насыпи, а во-вторых — небольшая ширина водотока. Такие мосты не могут быть построены через действительно широкие реки и являются идеальным вариантом на речках шириной 5–20 метров. По цене они дороже, чем деревянные или комбинированные.

Сезонный низководный мост через Верхнюю Тойму (Верхнетоемский район).

Сезонные низководные мосты

Данные конструкции используются в ситуациях, когда необходимо организовать устойчивую переправу через реку максимально быстро и дешево. Такое случается, в частности, в результате разрушения паводком или же тяжеловесным транспортом основного моста либо переправы, а также на широких реках, где по объективным причинам строительство постоянного моста является экономически нецелесообразным. В таких случаях собираются сезонные (временные) низководные мосты. Минусом этих мостов остается их относительно низкая грузоподъемность, а также необходимость разбирать их на время половодья.

Водопропускная труба.

Водопропускные трубы

Сравнимы с арочными мостами. Обычно эти объекты водители при движении по автодороге даже не замечают. Однако трубы позволяют спасти дорогу от затопления и разрушения во время паводка. Они устраиваются на самых малых водотоках, где нет необходимости строить мост. Одной из современных тенденций является замена старых коротких деревянных мостов на современные гофрированные трубы, в том числе большого диаметра. Грузоподъемность их такая же, как у капитальных мостов.

Самые известные мосты Поморья

Многие построенные еще на заре создания автодорожной инфраструктуры Поморья мосты до сих пор служат верой и правдой. Самым известным мостом-долгожителем Архангельской области является железнодорожно-автомобильный мост через Северную Двину в Архангельске. Его начали строить в 1958-м, а закончили в 1964 году. Длина уникального сооружения, ставшего одним из символов Архангельска, — 1094 метра.

Железнодорожный мост через Северную Двину.

А история с обрушением пролета моста через Вагу в Вельске, который был построен в 1966 году, вышла далеко за пределы Поморья. Тогда архангельским дорожникам удалось решить серьезную проблему в минимально короткие сроки, вновь обеспечив проезд на этом оживленном направлении. Сегодня здесь действует временный объездной мост, а уже скоро планируется начать строительство нового железобетонного мостового сооружения.

— Несмотря на то что с этими мостами связана история региона, для специалистов-дорожников они прежде всего не ностальгия, а головная боль, — признается Владимир Черепанов. — Это связано, во-первых, с несоответствием старых методик и норм проектирования современным требованиям и технологиям. Например, старый железнодорожно-автомобильный мост через Северную Двину в Архангельске, спроектированный с учетом реалий середины прошлого века, для автомобильного транспорта имеет всего по одной полосе движения в каждом направлении, что не соответствует современным потребностям. В результате это приводит к возникновению значительных пробок в часы пик как со стороны Архангельска, так и со стороны федеральной трассы М-8 «Холмогоры».

Мост через р. Кузнечиха.

Еще один долгожитель — мост через реку Кузнечиху, соединяющий Соломбалу с центром Архангельска. Введенный в эксплуатацию в октябре 1956 года, сегодня он имеет существенные ограничения по массе транспортных средств и также не соответствует высоким современным требованиям.

Для обеспечения транспортной доступности в условиях постоянно возрастающих потребностей со стороны пользователей автомобильными дорогами необходимо вести планомерную работу по обновлению парка существующих и строительству новых мостовых сооружений

Хороший мост — новый мост!

В последние годы на региональных дорогах Архангельской области, несмотря на нехватку средств, ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 15 мостов. В 2018-м обновление мостового хозяйства Поморья было продолжено. Среди важнейших объектов — 100-метровый мост через Суру в Пинежском районе, мосты через Петеньгу и Малый Важгинец в Плесецком районе, через Шоношу в Вельском районе, через Топсу в Виноградовском районе, через Чешьюгу в Онежском районе, капитально ремонтируются три моста в Устьянах и некоторые другие, собраны низководные мосты через реки Верхняя Тойма, Ваймуга и т. д. Однако для серьезного строительства нужны соответствующие средства.
— Построить новый мост через крупнейшие реки нашего региона, такие как Северная Двина, Мезень или Пинега, без финансовой помощи федерального центра сегодня невозможно. В этом случае цена объекта измеряется миллиардами рублей, что с учетом существующего дефицита в региональном дорожном фонде и необходимости проведения текущих ремонтов для нас просто нереально, — резюмирует Владимир Черепанов.

267 мостовых сооружений в 18 районах области находится на содержании «Автодормоста»

Качество или количество?

Пик строительства капитальных мостов на региональных дорогах пришелся в Архангельской области на период 1996–2000 годов. За это время было построено 49 таких сооружений. Сегодняшние темпы ввода в эксплуатацию мостов сопоставимы с результатами золотой пятилетки, однако большинство из них являются комбинированными.

Информация к размышлению

На сегодняшний день 143 моста на региональных дорогах находятся в неудовлетворительном состоянии, а 11 из них — даже в аварийном. Такие мосты либо имеют серьезные ограничения по массе автотранспорта, либо вовсе закрыты для проезда. Неисправность моста является причиной для закрытия проезда по всей дороге. Только за 2018 год на региональных дорогах зафиксировано пять случаев проломов мостов тяжеловесами, общая масса которых значительно превышала введенные ограничения.