— Когда я еще на Ан-2 летал, у нас женщина родила прямо в самолете. Роды принимала бригада парашютистов, — рассказывает первый заместитель генерального директора 2-го Архангельского объединенного авиаотряда Михаил Кабринский.
Формальным поводом для нашей встречи с Михаилом Анатольевичем стало почетное звание «Заслуженный работник транспорта РФ», которое ему присвоили в этом году. А если говорить о неформальном — познакомиться с Кабринским мы хотели уже давно: с таким стажем работы в гражданской авиации — 42 года! — и фантастическим опытом можно книгу писать.
В один газетный текст летопись его профессиональной жизни точно не вместить. Поэтому сейчас мы публикуем выдержки из нашего разговора — в надежде на то, что книга все же когда-нибудь будет.
Назовите Сашкой!
Чтобы не мучить читателя, сначала история про роды в самолете.
— Это случилось, кажется, в 1979 году, я еще на Ан-2 летал, — говорит Михаил Анатольевич.
— А кто роды принимал?
— Бригада парашютистов!
Дело было в Онежском районе. Только мы вылетели на задание, поступает команда: срочно в Прилуки, нужно забрать человека! Мы говорим: сейчас обойдем маршрут, посмотрим пожары, а потом на обратном пути заберем… «Нет, давайте срочно туда».
Заходим на посадку, заливной луг на берегу Онеги, вечер, никого нет. Командир говорит, что вроде бы видел двух девушек: одна то присядет, то пройдет, то присядет, то пройдет… Опустились, смотрим — стоят две подружки. Одну занесли в самолет, парашютисты пересели на один борт, на другой стороне мы разложили подушки для женщины… Только взлетели — ребенок запищал. Мальчик! От Прилук до Онеги лететь 35 минут, там «скорая» встретила, все нормально. Я только в форточку успел крикнуть: «Сашкой назовите в честь командира!» Командира у меня звали Александр Александрович Михненко.
Но это не единственная такая история — роды мы принимали и в самолетах, и в вертолетах…
Мечта не отпустила
— Михаил Анатольевич, а почему вы пошли в авиацию? Мечта?
— Да, я с детства мечтал об этом. В каргопольской библиотеке — а я родом из Каргополя — перечитал все, что было об авиации. Ходил в авиамодельный кружок с момента его создания. Было огромное желание стать пилотом.
Сразу после школы, в 16 лет, поехал поступать в Харьковское военное училище, совершенно не представляя, что меня ждет. А там на нас сразу надели шинели, перепоясали ремнями — и «шагом марш!»… Душа моя с этим не согласилась. Я вернулся домой и устроился на работу слесарем Каргопольской передвижной механизированной колонны №18 треста «Архангельскстрой». Это было в сентябре 1973 года.
Но мечта не отпускала, и через год я поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации в Рязанской области. Прошел медкомиссию, сдал экзамены…
— Трудно было поступить парню из глубинки?
— Нет, экзамены для меня трудностей не представляли, учился я хорошо, троек в аттестате не было.
Отучился и вернулся в Архангельскую область. А куда ехать? Только домой. Пришел во 2-й Архангельский объединенный авиаотряд вторым пилотом на Ан-2. И около девяти лет все летние сезоны провел в командировках в Каргополе. Патрулировал, ходил в рейсы — раньше из Каргополя летали в Вельск и Котлас, Орлово — Пудож — Петрозаводск, на Онегу и на Няндому. Работы было много.
В 1981 году меня назначили командиром самолета Ан-2 313-го летного отряда, потом я переучился на Л-410, был вторым пилотом и командиром Л-410, затем меня назначили заместителем командира эскадрильи самолетов Л-410, и на пенсию я уходил с должности командира 4-го летного отряда 2-го Архангельского объединенного авиаотряда.
Не о чем жалеть
— Но вы ведь на пенсии почти и не были — всего месяц?
— В августе 1994 года вышел на пенсию, а уже в сентябре генеральный директор авиаотряда Юрий Егорович Давыдов пришел и говорит: никого, кроме тебя, не вижу своим заместителем. С тех пор мы работаем в одной команде. Сегодня во 2-м авиаотряде я отвечаю за весь производственный процесс: от планирования полетов до сдачи полетных заданий.
Пилоты 2-го объединенного авиаотряда перевозят пассажиров, выполняют полеты по санзаданию, ведут аэрофотосъемку, выполняют лесоавиационные, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, в том числе в сложнейших условиях Арктики, с морских судов и буровых платформ.
— А география?
— География нашего присутствия огромная. Это не только Архангельская область и НАО, но и Республика Коми, архипелаг Новая Земля, Арктика, Антарктида, Кольский полуостров, Западная Сибирь, страны Африки и Азии. Зарубежных операций много было. Например, госсекретаря США Мадлен Олбрайт возили в Сьерра-Леоне*.
— Михаил Анатольевич, могла ваша жизнь сложиться по-другому?
— Я душой и телом привязался к этой профессии. О своем выборе нисколько не жалею.
Михаил Кабринский награжден нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота», почетной грамотой Министерства транспорта РФ, почетной грамотой главы администрации Архангельской области.
История о Мадлен Олбрайт
Ее рассказал нам бывший командир эскадрильи Ми-8, ныне ведущий инженер отдела по качеству, сертификации и лицензированию Сергей Иванович Петров:
— Мы тогда работали в Сьерра-Леоне, а Мадлен Олбрайт прибывала в столицу Гвинеи. Американцы попросили нас прилететь к борту №1.
Мы подрулили к самолету, выключились, ждем. Она пришла, поздоровалась, переговорила с нами немного, и потом мы полетели в Сьерра-Леоне, в город Фритаун. Поднялись на 200 метров, Мадлен Олбрайт попросила опуститься пониже — ей хотелось посмотреть на море. Мы опустились на 50 метров, полетели низко над водой. Смотрю — у нее глаза даже заблестели…
Доставили на место, она поблагодарила и сказала, что ей было очень интересно. На следующий день — снова два вертолета: один с корреспондентами, второй — наш борт. Мы слетали на виллу короля Сьерра-Леоне, затем вывезли ее в аэропорт Фритаун на встречу с какими-то важными лицами. Все вышли, даже охрана, она одна осталась в вертолете. Смотрит на меня и говорит: «Я устала, я очень устала».
Я попросил ее оставить автограф, но тут телохранители подошли и не разрешили.