Глава заполярного Красного города Олег Белак — об успехах, проблемах и планах

За последние годы Нарьян-Мар сильно преобразился. Новые жилые дома, кварталы и районы, скверы и памятники, спортивные сооружения, детские площадки, современный Дворец культуры… О том, что сделано и что еще предстоит, мы беседуем с главой города Олегом Белаком.

Олег Белак был избран на должность главы муниципального образования в 2017 году. Имея богатый послужной список, управленческий и административный опыт, он еще до вступления в должность был прекрасно знаком с особенностями ведения хозяйственной деятельности в условиях Заполярья.

Разговор с ним получился долгим и содержательным. Предлагаем подборку интересных высказываний, мыслей и рассуждений главы города.

Тепло и вода

Муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей (ПОК и ТС) в этом году исполнилось 35 лет. За этот период главное коммунальное предприятие Нарьян-Мара переживало разные времена. Еще несколько лет назад ПОК и ТС из‑за неплатежей управляющих компаний и бюджетных учреждений имело многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями. Но выход из кризиса был найден. Главное, что нынешние власти нисколько не сомневаются в правильности решения о создании единого коммунального предприятия еще в далекие 1980‑е.

Котельные — коммунальное сердце города
Котельные — коммунальное сердце города

Олег Белак:

— Комфортная жизнь на Крайнем Севере определяется тем, насколько успешно функционирует жилищно-коммунальный сектор, задачи по обеспечению теплом и водой являются первостепенными. В Нарьян-Маре в отличие от многих муниципальных образований в свое время было создано единое предприятие, которое занимается обслуживанием котельных, тепло- и водоснабжением, водоотведением.

Это решение оказалось единственно правильным в условиях Крайнего Севера. Теплоснабжение относительно прибыльное производство, водоснабжение и водоотведение, напротив, всегда менее рентабельное и достаточно хлопотное хозяйство. Для нас очень важно сохранить целостность предприятия.

ПОК и ТС безо всякого преувеличения можно назвать коммунальным сердцем города, от четкой работы которого зависит комфортная и уютная жизнь каждого горожанина, каждого учреждения Нарьян-Мара — больниц, школ, детских садов.

Конечно, не все так радужно. Удается поддерживать достаточно неплохой баланс по строительству и модернизации котельных, но самая затратная часть — это коммунальные сети. Котельные работают на газе, и это большое подспорье для Крайнего Севера. Газ подвели к городу еще в 1977 году. Объем месторождения таков, что при нынешнем темпе освоения хватит и нам, и ближайшим поколениям.

Модернизация сетей требует сотен миллионов рублей. Безусловно, этот вопрос решается, но пока лишь путем ремонта небольших участков. Но, чтобы не допустить системных проблем, нам необходимо изыскать эти средства, определиться с инвесторами и бюджетными источниками и начать поэтапную реконструкцию.

Город обеспечивается водой из подземных источников. Водозабор «Озерный» находится в пределах города, он используется не один десяток лет. Качество воды достаточно высокое. Есть вопросы по содержанию трехвалентного железа: имеется некоторое допустимое превышение. Это сказывается на состоянии сетей. Коммуникации устаревают, и, если происходит временная остановка подачи воды, быстро идет окислительный процесс, образуется ржавчина. Когда вновь подаем воду, некоторое время она имеет коричневый цвет. Внутри домов трубы очень быстро набирают ржавчину.

Требуют реконструкции и очистные сооружения, хотя пока они со своей задачей справляются. Сейчас у нас два очистных сооружения: центральные и в микрорайоне Качгорт. Решаем вопрос по реконструкции второй очереди центральных очистных. В ПОК и ТС работают компетентные специалисты, патриоты своего города. Они отдают много сил, знаний, времени, чтобы совершенствовать технологии.

За годы неплатежей управляющих компаний ПОК и ТС задолжало сотни миллионов рублей ресурсоснабжающим организациям. Сегодня наблюдается положительная динамика по снижению задолженности. В ближайшие год-полтора выйдем в ноль, а дальше, я думаю, нас ждет стабильная прибыльная работа.

Строительство и переселение

Нарьян-Мару, пожалуй, везет несколько больше других городов. Небольшая (порядка 25 тысяч) численность населения дает возможность успешно решать вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья. Активно ведется жилищное строительство. Новые семиэтажные (еще недавно здания больше пяти этажей в городе не возводили) многоподъездные дома позволяют расселять сразу по несколько ветхих «деревяшек» в год.

Олег Белак:

— Сегодня на территории Нарьян-Мара 372 многоквартирных дома, 240 — это двухэтажные «деревяшки» (за семь лет на 130 домов стало меньше). В основном все они построены в 60–70‑х годах прошлого века в разных районах города. Именно поэтому у нас достаточно большая очередь и неплохая динамика по переселению из ветхого и аварийного жилья. В один большой 10‑подъездный дом на 200 квартир мы можем заселить жителей 15 аварийных. Дома сдаются с удобной планировкой, с комфортабельными лифтами и подключением к Интернету.

Надо отдать должное — это заслуга в первую очередь администрации и губернатора НАО. У нас есть конструктивное взаимодействие по приоритетным проблемам города.

За два предыдущих года снесены 32 ветхих дома, в 2019‑м планируется избавить город еще от 18 расселенных строений. Программу финансирует округ, который выделяет из бюджета средства для создания комфортных жилищных условий для населения. Процесс идет непрерывно и достаточно интенсивно: одни дома сносятся, другие признаются ветхими и аварийными.

Свалки и полигоны

Тема обработки и захоронения твердых бытовых отходов сейчас является едва ли не самой острой и актуальной по всей стране. Исчерпавшие свой ресурс свалки наносят огромный ущерб экологии, ужесточившиеся требования законодательства заставляют муниципальные и региональные власти срочно искать пути решения вопроса. Найти их в условиях Арктики оказывается весьма непросто.

Олег Белак:

— Действующий полигон твердых бытовых отходов существует с 1970‑х годов. Сортировка на нем не производится, только трамбовка, строительный мусор отделяется от бытового. За годы эксплуатации накоплен достаточно большой объем отходов. Свалка находится в ведении муниципального предприятия, и пока что это единственный полигон, имеющий все соответствующие документы на территории НАО, кроме нефтяных компаний, у которых свои локальные полигоны. Ближайшие год-два-три будем его сохранять. В планах — строительство нового полигона и рекультивация существующего.

К сожалению, законодательство не учитывает местную специфику. Полигоны создавались с учетом транспортной доступности и при условии отсутствия поблизости жилого сектора. По мере развития инфраструктуры появляются новые ограничения — например, правила авиационной безопасности, которые запрещают строительство полигонов в зоне 30 на 15 километров от аэропорта.

Для Нарьян-Мара соблюсти это требование очень сложно. Либо придется уходить на другой берег Печоры, либо размещать полигон в тундре, где нет круглогодичного транспортного сообщения. Тогда что делать с ежедневно образующимся объемом мусора? Кроме того, если перенести полигон за эту полосу безопасности, каким будет тариф? Эта проблема характерна для всей Арктической зоны. Нужны корректировки законодательства. Неужели в Амдерме будут вывозить мусор за 30 километров? Зачем это? Тут нет той интенсивности полетов, нет такого изобилия флоры и фауны, птиц, из‑за которых и введены эти ограничения. Пока же мы не смогли пройти даже экспертизу.

Несанкционированные свалки мы успешно ликвидируем, за год вывозим их не один десяток. К сожалению, некоторые граждане сами пока не научились вести себя цивилизованно. Владельцам гаражей проще зайти за угол и выкинуть мусор куда‑нибудь в сторону, чем платить за вывоз, поставить контейнер. Проблемы есть, но по крайней мере в черте города мы ликвидировали много стихийных свалок, которые были отмечены активистами Общероссийского народного фронта и горожанами.

Торги и закупки

Не берется в расчет федеральным законодательством и специфика ведения сезонных работ в районах Крайнего Севера. Одинаковые требования предъявляются ко всем городам вне зависимости от их географического положения. Между тем в условиях Арктики всегда приходится подстраиваться под погодные условия, учитывать периоды межсезонья, короткую навигацию и совсем недолгий теплый сезон, в течение которого можно проводить работы.

Олег Белак:

— У нас есть федеральный закон о закупках, в соответствии с которым, чтобы приобрести материалы и оборудование, необходимо пройти сложную процедуру торгов. Что получается? Мы принимаем бюджет в декабре, потом десять дней новогодних праздников, когда никто не работает, потом формирование плана закупок, торги. По факту мы в Нарьян-Маре начинаем что‑либо приобретать в марте, январь—февраль выпадают.

Зимник у нас в апреле закрывается, в итоге мы имеем короткий промежуток времени, в который нужно успеть втиснуться, чтобы поставка была осуществлена. Зимника нет — сразу все уходит на летнюю навигацию, а это другая логистика. На самолете — совсем иная норма рентабельности.

Закон это все не учитывает. Я поднимал этот вопрос на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге, и все коллеги из заполярных регионов согласились со мной. Ведь закон сделал поблажку для сельских поселений, им разрешается производить закупки без сложных процедур торгов. Сделайте так же для арктических территорий.

Например, на Кубани 25 тысяч населения — это село. А у нас — город Нарьян-Мар. Они, находясь в благоприятных климатических условиях, имеют льготы, а мы должны работать, как любой город средней полосы. Здесь другие циклы строительства и проведения земляных работ. Начать работы по подготовке к осенне-зимнему периоду можно только после того, как почва оттает на определенную глубину, а это не раньше июня. Июнь, июль, август, сентябрь — за четыре месяца мы должны выполнить все работы так, чтобы потом восемь месяцев жить безопасно.

Любые дóроги дороги

Нарьян-Мар — небольшой город, и дорог в нем, откровенно говоря, совсем немного. Но вот удивительное дело: в черте города существует сразу три категории автодорог: федерального, регионального и местного значения. И финансируются они из разных источников, и обслуживаются разными предприятиями.

С 2020 года все дороги в НАО переходят в ведение региона
С 2020 года все дороги в НАО переходят в ведение региона

Олег Белак:

— Три предприятия, ответственных за дороги, в одном городе, на мой взгляд, это неправильно. Должен быть один хозяин. Дороги регионального значения чистит одно предприятие, и на перекрестках, где они пересекаются с дорогами местного значения, грейдер поднимает нож. Или машина разбрасывает песок только до определенной границы. Норматив содержания региональных дорог в 2,5 раза выше, чем дорог местного значения. Конечно, в таких условиях невозможно обеспечить их равноценное содержание.

Федеральная дорога и вовсе содержится предприятием из Приуралья. Когда зимой на ней образовалась колейность, никто не поторопился ее ликвидировать. Оно и понятно: у предприятия сотни километров федеральных трасс на Урале, что им эти 6–7 километров в Нарьян-Маре. А кроме них заниматься содержанием дороги никто не имеет права.

С 2020 года в соответствии с окружным законом все дороги переходят в ведение региона. Так что в Нарьян-Маре дорог местного значения не останется. Мы будем заниматься только дворовыми территориями.

Город света

Даже полярной ночью на улицах Нарьян-Мара всегда светло. Все дело в новых светодиодных светильниках, которые местная администрация устанавливает сотнями.

По расчетам, ожидаемое снижение энергозатрат от установки новых светодиодных светильников – около 30 процентов
По расчетам, ожидаемое снижение энергозатрат от установки новых светодиодных светильников – около 30 процентов

Олег Белак:

— За три месяца этого года на улицах города установлено более 500 новых светодиодных светильников. Пожалуй, это самая масштабная модернизация системы уличного освещения. Надеемся, экономический эффект не заставит себя ждать. По предварительным расчетам, ожидаемое снижение энергозатрат — около 30 процентов. А деньги, которые будут благодаря этому сэкономлены, город сможет направить на развитие сети уличного освещения. Для города, находящегося за полярным кругом и практически три месяца живущего в режиме круглосуточного освещения, такое энергоэффективное обновление было крайне необходимо. Надо отдать должное нефтяным компаниям, финансировавшим этот проект.

Скверы и набережная

Как и все города России, Нарьян-Мар участвует в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого из консолидированного бюджета выделяются средства на строительство скверов, детских и спортивных площадок, набережных, благоустройство территорий и зон отдыха, пользующихся популярностью у горожан. Проект, который получит финансирование, выбирают посредством голосования в сети Интернет. Так, благодаря федеральному проекту в Нарьян-Маре появились скверы и благоустроена набережная.

Смотровая площадка в морпорту стала у горожан любимым местом для прогулок
Смотровая площадка в морпорту стала у горожан любимым местом для прогулок

Олег Белак:

— Третий год мы участвуем в программе формирования комфортной городской среды с привлечением жителей и общественности. За два предыдущих года благоустроены пять общественных территорий и две дворовые. Достаточно быстро меняются правила, устраиваются рейтинговые голосования, жители весьма активно принимают участие в проекте.

Будем участвовать и дальше. В 2019 году выбраны шесть общественных территорий: детский игровой городок, сквер у школы № 5, три спортивных площадки. Территории, набравшие наибольшее количество голосов, будут благоустраиваться в первую очередь.

В наших северных условиях создать парк проблематично, поэтому мы обустраиваем скверы: сквер Влюбленных около загса и Литературный, посвященный литераторам округа. А смотровая площадка в морпорту, которую мы сделали в прошлом году, стала у горожан любимым местом для прогулок. Знаете, сколько красивых фотографий рассветов и закатов с нее сделано!

Справка

Олег Белак родился 27 июля 1970 года. В 1994‑м окончил Рижский авиационный университет по специальности «метрология, сертификация и управление качеством». Трудовой путь начал в 1987 году с должности слесаря в Хорейверской нефтегазоразведочной экспедиции. После этого на разных должностях работал в управлении внутренних дел, администрации НАО, нефтяных компаниях. С 2011 по 2014 год являлся председателем Счетной палаты Ненецкого автономного округа. С 2014‑го вступил в должность заместителя губернатора НАО — руководителя окружного департамента природных ресурсов, экологии и АПК. 8 февраля 2017 года на сессии городского Совета МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» был избран главой Нарьян-Мара.