Земля Франца-Иосифа и остров Виктории, Арктика и Соловки, Заостровье и Катунино, Лисестрово и Васьково, Рикасиха и Лайский Док, побережье Белого моря и острова в дельте Северной Двины, Уйма, Боброво и Лявля… Морей — на пол-Европы. Суши — на Голландию. Масштабы вселенские. Руководит всем этим глава района Валентина Рудкина.
Приморский район — уникален!
— Валентина Алексеевна, за 34 года работы в Приморском районе и 16 лет из них в составе администрации вы его практически весь объездили. Всех уже, наверное, в лицо знаете?
— Наш район уникален. Есть поселения, которые расположены рядом с тремя крупными городами, есть деревни в дельте Северной Двины, например Вознесенье, Ластола, Пустошь, остров Кего, на побережье Белого моря, такие как Уна и Луда, Пертоминск, Лопшеньга, Золотица, Патракеевка, не забывайте про Соловки, арктические просторы… Всего более 200 населенных пунктов. А плотность населения — 6 человек на 10 квадратных километров. И территорией надо как-то управлять. Большинство населенных пунктов Приморского района я посетила. И в каждой деревне есть люди, которых я знаю по именам-отчествам. Во многом благодаря такому тесному контакту удается оперативно решать текущие вопросы.
Учтите, что в Приморском районе еще более 80 тысяч человек проживают в течение семи месяцев в год. Дачники обращаются по поводу транспорта, дорог, энергетики, преступности, безопасности, вплоть до обеспечения услугами торговли. Поневоле знакомишься и с горожанами.
Без людей работа теряет смысл
— Приморский район — алмазоносный. Основная статья доходов в бюджет — отчисления от их добычи. Что же для района важнее — алмазы или люди?
— Во-первых, Приморский район — это не только алмазы. У нас неплохо развиваются крестьянско-фермерские хозяйства. Ловят рыбу. Принимают туристов. Конечно, сегодня алмазодобывающая отрасль — одна из бюджетообразующих. Но не менее важны и другие направления экономики. Назову такие крупные предприятия, как «Роснефть», 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, рыболовецкие колхозы. А как развивается в последнее время торговля! А туризм! Проклюнулись даже росточки агротуризма, например в Левковке. Развивается коневодство, стали выращивать плодово-ягодные культуры. Появилась даже арктическая клубника.
Я веду к тому, что без людей, которые трудятся в этих сферах, без тосовцев, без замечательных активных ветеранов, без молодежи теряет смысл вся наша работа.
— Вы уже затронули основные направления экономики района, а с какими особо связываете будущее Приморья?
— Учитывая, что разведываются новые трубки, алмазодобывающая промышленность будет развиваться. Сельское хозяйство. Однозначно туризм. У Приморского района шикарные объекты: Соловки, два национальных парка — «Русская Арктика» и «Онежское Поморье» в составе Кенозерского национального парка, множество памятников культурно-исторического значения. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы». Десятки туристических баз. Особо хочу отметить руководство Кенозерского парка, которое вовлекает население в работу по воссозданию культурного наследия.
Мы будем в дальнейшем инвестировать в развитие социальной сферы: это культура и образование, спорт. Комфортный Дом культуры или социокультурный центр должен быть в каждом крупном населенном пункте. Также в каждом поселении должна быть спортплощадка — футбольное поле.
Поморские деревни: будем жить!
— А как вы оцениваете тенденции развития района, они положительные или негативные?
— Положительные, но есть определенные сложности. С улучшением жилищных условий, например. Из жилья, что было признано аварийным до 2012 года, мы переселили всех. Но еще остается много ветхих домов. И чтобы их расселить, нам понадобится лет 10, и надо понимать, что без федеральной поддержки нам не обойтись.
Второе — состояние и содержание муниципальных дорог. Мы должны содержать 500 километров автодорог, 188 километров зимников, 10 с половиной километров ледовых переправ, а финансирование явно недостаточное.
Вообще, вопрос транспортной доступности для людей, живущих на побережье и островах, для района крайне острый. Авиатранспорт дорогой. Морской как таковой отсутствует. Автомобильное сообщение возможно только по зимникам. Несмотря на то что областное правительство, район частично субсидируют транспортные затраты, проблема остается. И решить ее можно будет, только увязывая с большими федеральными проектами: строительство глубоководного порта, железнодорожной магистрали «Белкомур».
Развитие малой авиации. В нашем районе, единственном на всю область, сохранилось авиационное предприятие в Васьково. И тут тоже необходима поддержка.
На районный бюджет ложится большая нагрузка по поддержанию школ, домов культуры, объектов социальной инфраструктуры на побережье. И ведь ничего не закрылось за последние 10 лет.
— А насколько оправданы эти затраты? Ведь там сейчас не так много жителей.
— На селе всегда должны быть образование, медицина и культура. Если убрать хоть одну составляющую, территория перестанет развиваться. Поэтому мы обязаны обеспечить одинаковый уровень предоставления услуг человеку, даже если он в деревне живет один. Во всяком случае мы в районе к этому стремимся. Поморские деревни исторически существовали сотни лет, они живут и, я убеждена, будут жить. В каком качестве — время покажет.
— Назовите три самые яркие цифры, которые отражают успехи Приморского района.
— Первая цифра — инвестиции, привлеченные совместно с областным правительством, — до 8 миллиардов рублей. Вторая — уровень зарплат — средняя по району достигает 40 тысяч рублей. И третья — рост строительства индивидуального жилья — свыше 20 тысяч квадратных метров, из которых более 30 процентов строят местные жители. Это хороший знак: если человек обзаводится имуществом, значит, он собирается здесь жить.