Уже не удивишься, встретив на городских и сельских праздниках, ярмарках людей, одетых в стилизованные или реконструированные по музейным образцам костюмы. А дизайнеры модной одежды создают свои коллекции на этнографической основе. Давайте разберемся, на что именно они опираются.

Обширная территория региона сложилась в основном из территорий бывших Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний. Отсюда — разнообразие видов и яркая самобытность локальных вариантов традиционного костюма.

Одни из самых узнаваемых — каргопольский и сольвычегодский женские костюмы, а также пинежский костюм повязочницы (девушки на выданье, у которой имелся богатый «большой наряд» с головным убором — повязкой). Специалисты по праву называют их брендовыми для Архангельской области.

В севернорусском костюме со­единились многие виды декоративно-прикладного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, шитье, изобразительное использование позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветного стекла и так далее.

В архангельских музеях хранятся богатейшие собрания народного костюма XIX — первой четверти ХХ века. В большинстве это одежда девиц и молодых замужних женщин — праздничная и свадебная. Наряды из дорогих старинных тканей передавались в семье от ­матери к дочери. А вот повсе­дневной мужской и женской одежды сохранилось немного. Она, как правило, изнашивалась, да и не так привлекала внимание собирателей, как нарядная.

Мужской костюм был более подвержен моде, особенно это ощущалось у поморов. Сказывались торговые связи с иностранными державами, в частности с Норвегией.

При этом неизбежно происходил культурный взаимообмен: например, вязаная поморская рубаха называлась у нас бузурункой или норвецкой рубашкой, а у норвежцев — русской. Были в ходу у поморов и щегольские шейные платочки, а вот на Пинеге существовала своя традиция: на свадьбах женихи с дружками повязывали на шею красные ситцевые платки, которые в изобилии производились фабриками Центральной России.

Фото: Надя Старицына Модель: Катерина Колпакова, Костюм предоставлен музеем «Малые Корелы»
Фото: Надя Старицына Модель: Катерина Колпакова. Костюм предоставлен музеем «Малые Корелы»

Костюм пинежской повязочницы (стилизованная реплика)

Цилиндрический головной убор — повязка. Верх парчовый, низ расшивали жемчугом, а те, кто не мог позволить себе жемчуг, — бисером. Такие повязки носили по всей Архангельской губернии.

  1. Ожерелок — воротничок из белой хлопчатобумажной ткани, собранной в мелкую складку (нижняя часть ожерелка, как правило, пряталась под платок).
  2. Перлышко — узкая полоска льняной ткани, расшитая бисером или жемчугом.
  3. Янтарные бусы. Янтарь добывали на территории нынешнего Онежского района. Водился он и на Кольском полуострове.
  4. Аловицы — три красных (алых) шелковых платка, которые надевались по особой схеме: концы первого закрывали грудь и прятались под лямки сарафана, второй и третий продевались под лямки так, что принимали вид крылышек. Эти платки — и оберег, и маркировка половой зрелости: девица готова к свадьбе.
  5. Полурубашье — короткая рубашка с широкими рукавами.
  6. Коротена — верхняя распашная женская одежда с лямками.
  7. Шелковая рипсовая шаль. Выходя на гулянья, девушка обязательно держала ее на левой руке.
  8. Шелковый сарафан.
Фото: Надя Старицына Модель: Наталья Соломенникова Костюм предоставлен музеем «Малые Корелы»
Фото: Надя Старицына Модель: Наталья Соломенникова. Костюм предоставлен музеем «Малые Корелы»

Каргопольский костюм (стилизованная реплика)

  1. Однорогий кокошник, расшитый жемчугом и бисером, с ажурной поднизью.
  2. Золотный плат (на фото — имитация. — Прим. ред.) — расшитый золотными нитями хлопчатобумажный белый платок. Вышивкой украшался или один угол, или три угла.
  3. Костюм-парочка состоит из кофты и юбки (или сарафана) из узорного шелка.
  4. Примечание: здесь отсутствует очень интересный элемент каргопольского костюма — пояс «со словами», который обычно заказывали в подарок. На таких поясах были вытканы надписи лубочного характера: «Лети лепесток с запада на восток, упади на грудь тому, кто дорог сердцу моему», «Носи — не теряй», «Носить счастливо и благополучно», «Носить с веселием» и так далее.
  5. Тесьма — обязательный элемент костюма.

 

 

 

 

Фото: Надя Старицына. Модель: Полина Янковская, Костюм предоставлен Детской школой народных ремесел, головной убор — Домом народного творчества (театр фольклора «Радеюшка»)
Фото: Надя Старицына. Модель: Полина Янковская, Костюм предоставлен Детской школой народных ремесел, головной убор — Домом народного творчества (театр фольклора «Радеюшка»)

Сольвычегодский свадебный костюм (стилизованная реплика)

  • Головной убор — сборник. Для украшения сборника чаще использовали перламутр или цветной бисер, чем жемчуг.
  • Наплечная косынка — косяк.
  • Составная рубашка из двух частей: верхняя — рукава — украшена вышивкой или браным узором, с воротником-­стоечкой, нижняя часть сшита из льняного полотна.
  • Передник с оборкой из красной ткани, который надевался не под, а над грудью. Под передником — пестрядинный (или шерстяной) сарафан-­дольник.

Примечание: здесь также отсутствует элемент костюма — широкий разноцветный пояс — столбунец.

Цифра

XVII — к этому веку сложился традиционный для Русского Севера тип костюма, характерный для Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний. Он бытовал в крестьянской среде вплоть до начала ХХ столетия.

По данным музейных сайтов