Плод совместного труда университета и врачей-практиков

Заведующий кафедрой детской хирургии и декан педиатрического факультета СГМУ, доктор медицинских наук Иван Турабов рассказал «Достоянию Севера», что это такое — подготовить «хорошего детского врача».

— Иван Александрович, на педиатрический факультет абитуриенты идут осознанно?

— Существует областная программа по подготовке медицинских кадров. Она заключается во взаимодействии регио­нального министерства здравоохранения и нашего университета. И сего­дня мы подошли к такому моменту, когда больше половины абитуриентов поступают к нам на факультеты, уже имея договоры с министерством здравоохранения. Эти абитуриенты планируют свою работу в конкретном учреждении в конкретном районе нашей области.

С каждым годом все меньше и меньше остается мест для поступления по так называемому свободному конкурсу. Государство, слава богу, считает свои деньги и начинает заниматься тем, что раньше называлось распределением.

— С практикой проблем нет?

— Практику наши студенты начинают проходить уже с первого курса. Практика разноуровневая: на 1-м курсе — санитарская, на 2-м студент — помощник медсестры, потом — помощник процедурной сестры, далее общая врачебная практика и, наконец, педиатрическая.

Мы направляем студентов в те лечебно-профилактические учреждения Архангельской области, где есть педиатрические отделения. Сначала это стационары, а последняя практика — обязательно поликлиники. Это очень важный момент: наши студенты после аккредитации получают свидетельство о том, что перед нами — участковые врачи-педиатры.

— Областная детская больница берет студентов на практику?

— Областная детская больница принимает у нас студентов на практику начиная с первого года обучения. Уже во втором семестре они приходят на кафедру детской хирургии для изучения предмета, который называется «Уход за хирургическими больными». И первая практика как раз направлена на отработку методик и технологий ухода.

После второго курса, пройдя подготовку в нашем манипуляционном центре, студенты на практике учатся делать внутримышечные инъекции, раскладывают и раздают лекарства. После третьего курса начинается работа квалифицированной медсестры, медбрата. Студенты в основном трудятся в процедурных кабинетах и здесь отрабатывают внутривенные инъекции. На этом практика в областной детской больнице заканчивается.

— В отдаленных районах не хватает участковых педиатров — как с этим быть?

— Сто процентов тех студентов, что пришли к нам учиться по договору с учреждением, возвращаются в соответствующий район и учреждение. Они обязаны отработать там три года.

— А через три года?

— По-разному. Те, кто хочет расти профессионально, — уезжают. И с этим ничего не поделаешь. Если человек хочет быть хирургом, он поступает в ординатуру, причем не только у нас — где угодно, по всей России. И поверьте, подготовка узких специалистов — гораздо большая проблема сегодня.

— Бывает, что больницы предъявляют претензии к квалификации ваших выпускников?

— Вы знаете, раньше были такие проблемы и претензии. Сейчас нет. В последние годы мы — университет и лечебно-профилактические учреждения, главврачи — вместе участвуем в образовании студентов. И специалисты, которых мы выпускаем, — это плод нашего совместного труда.

Более того, с прошлого года студенты проходят обязательную аккредитацию. В конце июня выпускник получает диплом врача, а в июле он должен сдать трехэтапный экзамен: тестирование, практическая часть и решение задач. Этот экзамен принимает комиссия, в которой нет ни одного сотрудника или преподавателя университета. Только представители врачебного сообщества.